Экологическая этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:00, реферат

Краткое описание

Целью этого реферата является изучение понятия экологической этики, а также рассмотрением роли экологической этики в современном обществе. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время внимание многих ученых приковано к взаимоотношениям современного человека и природы.

Содержание

Введение
§1. Понятие и предмет экологической этики
§2. История развития экологической этики
§3. Антология экологической этики
§4. Глобальность современной экологической этики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическая этика.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

§1. Понятие и предмет экологической этики

§2. История развития экологической этики

§3. Антология экологической этики

§4. Глобальность современной экологической этики

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Целью этого реферата является изучение понятия экологической этики, а также рассмотрением роли экологической этики в современном обществе. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время внимание многих ученых приковано к взаимоотношениям современного человека и природы.

Этика человечества никогда не была полностью оторвана от природы. Многие нравственные требования находили в природе свое подтверждение. «Притчи Соломона» советовали ленивцам поучиться работать у муравьев. Представители целого направления в древнегреческой этике — киники — получили свое название от животного, поведение которого взято ими за образец. Необходимость совместного труда и социальной гармонии обосновывалась примерами из жизни общественных животных.

Характерная черта современной экологии - исследование процессов, охватывающих всю биосферу. Особенно пристально изучается влияние человека на окружающую среду. Научно-техническая революция связана с непрерывной интенсификацией и расширением масштабов хозяйственной деятельности общества. Это обостряет внимание к экологическим проблемам, а в частности к прямому и побочному влиянию жизнедеятельности человека на состав и свойства атмосферы, тепловой режим планеты, фон радиоактивности, уровень загрязнения Мирового океана, водоемов суши и уменьшению запасов пресной воды. Экологическая этика охватывает все эти проблемы и объясняет нам, как нужно вести себя в повседневной жизни, чтобы сохранить окружающую среду.

 

 

 

 

 

§1. Понятие и предмет экологической этики

 

Нравственные аспекты отношений человека с природой, являясь важной стороной экологической науки, раскрываются в рамках специальной научной дисциплины – экологической этики. Термин "экологическая этика" – фактически целая область, феномен, возникший недавно, действительно ставший актуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий. В рамках этой дисциплины ставятся вопросы об уважении ко всему живому и о переосмыслении статусного положения человека в великом и подвижном равновесии природы, о личной и коллективной ответственности, об ответственности всего человеческого общества перед природным окружением.

На первый взгляд кажется, что категории нравственности имеет смысл применять лишь к отношениям между людьми. Однако сегодня мы готовы признать, что причинение вреда природе есть, столь же безнравственное дело, как и причинение вреда человеку.

Причинение вреда природе чаще всего происходит непреднамеренно. Человек, удовлетворяя свои потребности, вынужден вторгаться в природную среду, которая обеспечивает производство исходным сырьем и необходимой для производственного процесса энергией. Но если при этом разрушается среда обитания для многих живых существ, включая человека, то такие действия не могут не заслуживать осуждения.

Более того, если оказывается, что действующие в обществе экономические институты в силу своих объективных оснований безразличны к судьбе биосферы и составляющих её живых систем, то общество, допускающее существование таких институтов нравственно ущербно.

Можно ли обеспечить экоразвитие, нарушая законы нравственные? Можно ли наладить гармоничные отношения с природой, отказавшись от таковых между странами, между людьми, живущими в этих странах? Вопросы эти, скорей всего, риторические. Экологическая этика не существует отдельно от межличностных отношений. Первая является всего лишь продолжением, развитием второй. Если мы по каким-либо причинам рискнем отменить обычные нормы нравственности, то автоматически исчезнут и нормы экологической этики.

Таким образом, экологическая этика - это набор независимых этических обобщений, связанных с отношениями между человеком и природой. Это понятие происходит от двух слов: экология – наука о сохранении окружающей среды, животного и растительного миров, и этика- наука о правилах культурного поведения. Исходя из этого, я могу сделать вывод, что экологическая этика - это наука о правилах “общения” с окружающей средой.

Предмет и статус экологической этики является объектом дискуссий: она определяется либо как системное понимание окружающей среды, либо как наука о социальных механизмах взаимосвязи человеческого общества, либо как наука, делающая акцент на человеке как на биологическом виде. Тем не менее, экологическая этика существенно изменила научное мышление не только естественников, но и гуманитариев, выработав новые теоретические подходы и методологические рекомендации у представителей различных наук, способствовав формированию нового экологического мышления.

 

§2. История развития экологической этики

 

Социальные аспекты экологии стали частым предметом специальных научных исследований только в 20 веке, но уже в 19 веке Д.П. Марш проанализировал многообразные формы разрушения человеком природного равновесия и сформулировал программу охраны природы. Французские географы 20 века (П. Видаль де ля Бланш, Ж. Брюн, Э. Мартонн) разработали концепцию географии человека, предмет которой – изучение группы явлений, происходящих на нашей планете и причастных к деятельности человека. В работах представителей голландской и французской школ 20 века (Л. Февр, М. Сор), в конструктивной экологии, развитой советскими учеными А.А. Григорьевым и И.П. Герасимовым, анализируется воздействие человека на географический ландшафт местности, воплощение его деятельности в социальном пространстве.

Подъем этики окружающей среды был в первый День Земли в 1970 году, когда сторонники защиты окружающей среды вынудили философов, которые работали в области окружающей среды, сгруппироваться, чтобы сделать некоторые замечания об этике окружающей среды. Профессором Юджином Хагравсом в 1970 году был основан журнал «Экологическая этика», когда дискутировать вокруг экологии и экологического поведения стало возможным. Это спровоцировало появление неоднозначных последователей экологической этики. Дискуссия началась в 1974 году, когда австралийский ученый Джон Пасмо опубликовал книгу «Ответственность человека за природу: экологические проблемы и западные традиции", в которой он аргументировал точку зрения, что сохранение окружающей среды и ее оберегание противоречат западным традициям.

1990 год начался с создания  Международного Общества Этики  Окружающей среды. У данного общества  теперь есть участники по всему  миру. В 1990 году оно приняло меры по тотальной приостановке производства хлорфторуглеродов, которые считаются главной причиной возникновения озоновых дыр. В 1991 году ООН обратилась ко всем странам мира с просьбой включить экологию во все учебные программы. В 1992 году, второй журнал философии, посвященный этике окружающей среды, «Величины (характеристики) Окружающей среды» был впервые опубликован в Англии.

Краткая история становления концепции окружающей среды в западном мире помогает увидеть перспективу и обеспечивает контекст для понимания лабиринта связанных и не имеющих отношения мыслей, философии, и методы, которые мы называем "environmentalism" («экологизм»).

 

§3. Антология экологической этики

экологическая этика человек

Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, но не обязательно связанные между собой области, антология ее включает:

1. Права животных.

2. Этика Земли.

3. Экофеминизм.

4. Глубокая экология.

5. Поверхностная экология.

6. Права геообъектов (скал, долин) и  так далее.

8. Биоэтика.

Попытаемся сформулировать принципы экологической идеологии. Прежде всего это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения, деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Этот принцип деятельности получает свое юридическое продолжение в концепции прав природы, которая интенсивно обсуждается в настоящее время. В основе ее лежит представление о равноценности всех форм жизни, не взирая на очевидные различия в сложности строения и уровнях организации. Человек из «венца природы», которым он почитался с эпохи Возрождения, превращается в один из видов, не имеющих ценностных преимуществ перед другими. На смену антропоцентризму идет эксцентризм.

Юридический принцип равноправия находит нравственное обоснование и завершение в экологической этике, позволяющей сформулировать то, что можно назвать «золотым правилом» экологии.

Три принципа — практический, юридический и нравственный — не исчерпывая существа экологической идеологии, дают о ней ясное представление.

Экологическая идеология рассматривает развитие общества как прошедшее две стадии: единства и гармонии человека с природой и разрыва между ними. Ныне перед человечеством стоит настоятельная необходимость возвращения на новом уровне к гармонии человека с природой — созданию экологического общества. Идеал, к которому зовет экологическая идеология, — сформировавшееся на ее принципах экологическое общество — не может быть реализован автоматически. Но в любом случае будущее не может не включать экологическое измерение, поскольку научно-техническое могущество человека сделало человека настолько «большим», что он напоминает слона в посудной лавке и вынужден сообразовывать свое движение с «домом», в котором живет.

 

§4. Глобальность современной экологической этики

 

Альтернативы современного мирового развития впервые стали практикой международного соглашения в рамках ООН и были обозначены на конференции ООН по окружающей среде и развитию (КООНСР), проведенной в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. Она стала знаменательным событием, собравшим вместе глав государств и представителей правительств из разных стран мира, а также представителей учреждений ООН, международных организаций и многочисленных неправительственных организаций.

Конференция ясно показала, что мы не можем больше рассматривать окружающую среду и социально-экономическую сферу жизни общества как изолированные области. Декларация Рио содержит «Повестку дня на XXI век», то есть основополагающие принципы, на которых государства должны основывать свои будущие решения и политику, касающиеся последствий социально-экономического развития для окружающей среды.

Принятый документ – огромная программа работы на следующее столетие – был принят на основе общего согласия, достигнутого представителями 179 государств. Эта программа всемирного сотрудничества направлена на гармоничное достижение двух целей – высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

С учетом содержания перелома в развитии человечества, обнаружившегося в XX веке, конференция ООН, констатировав возможность достижения предела нагрузки на природу, назвала альтернативы развития:

либо заморозить процесс наращивания промышленного потенциала в мире, увековечив разделение мира на богатые и бедные страны и сопряженные с этим диспропорции в уровне и качестве жизни;

либо найти подход к сбалансированности развития человечества и равновесию состояния окружающей среды с одновременной ориентацией на повышение уровня жизни населения всей планеты с целью «удовлетворения основных потребностей человека».

Конференция, проходившая на уровне глав государств и правительств, пришла к заключению, что человечество делает выбор в пользу второго варианта.

В таком случае встает вопрос о концепции устойчивого, направленного развития, исходя из которой конференция дала свои рекомендации. Понятие устойчивого развития в данном контексте подразумевает следующее:

все люди должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

охрана окружающей среды должна рассматриваться как естественный компонент процесса развития человечества;

право на развитие должно реализовываться так, чтобы в равной мере удовлетворить потребности как нынешнего, так и будущего поколений;

должно быть предусмотрено уменьшение развития в уровне жизни народов мира, преодоление бедности и нищеты. Сегодня на долю трех четвертей населения Земли приходится лишь одна седьмая часть мирового дохода.

Была принята преамбула к «Повестке дня на ХХI век: «Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами углубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние. Неравенство между богатыми и бедными сохраняется.

Единственный способ обеспечить себе более безопасное, более процветающее будущее – это решение проблемы окружающей среды и социально-экономического развития в комплексе и согласованным образом. Мы должны удовлетворять основные нужды людей, повышать уровень жизни всех, и в тоже время лучше защищать и сохранять экологические системы. Ни одна страна не может добиться такого будущего в одиночку, но мы можем добиться его совместными усилиями в рамках всемирного сотрудничества в целях устойчивого развития»

Принятый конференцией ООН документ предусматривает следующие программы:

●защиты атмосферы;

●рационального использования земельных ресурсов;

●борьбы с обезлесением;

●рационального использования уязвимых экосистем, к которым относятся, прежде всего, пустыни;

●борьбы с опустыниванием и засухами;

●сохранения биологического разнообразия; защиты океанов и морей и прибрежных районов;

●экологически безопасного использования биотехнологий;

Информация о работе Экологическая этика