Этические нормы в экологии человека (экологическая этика). Роль экологического воспитания и образования человека в осуществлении этих нор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 19:57, реферат

Краткое описание

Задачи экологической этики: 1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек – центр и царь природы; 2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.
Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает:
1. Права животных.
2. Этика Земли.
3. Экофеминизм.
4. Глубокая экология.
5. Поверхностная экология.
6. Права геообъектов (скал, долин) и так далее.
7. Биоэтика.

Содержание

1. Понятие экологической этики
2. История экологической этики
3. Ценности природы
4. Права природы
5. Этические принципы и правила обращения с природой
6. Экологическое и антропоцентрическое сознание
7. Экологическое воспитание и образование в РФ
8. Пути и методы экологического образования, воспитания

Вложенные файлы: 1 файл

Этические нормы в экологии человека.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Принимая во внимание сложность современных экологических проблем, масштаб влияния человеческой деятельности, неоднозначности при оценке рисков, отдаленных и косвенных последствий деятельности, становится очевидным, что возможность выполнения гражданином своей конституционной обязанности находится в прямой связи с полученным образованием. Таким образом, можно констатировать, что из обязанности сохранения окружающей среды вытекает право граждан на получение необходимого для этого экологического образования. Государство же обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем, установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования.

Экологический образовательный минимум - обязательный минимум содержания образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения.

Экологическое образование включает в себя приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения.

В целях обеспечения гарантий получения обучающимися экологического образовательного минимума органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях разрабатываются и поддерживаются соответствующие компоненты образовательных стандартов в сфере экологии и охраны окружающей среды.

Государственные образовательные стандарты являются основой для разработки образовательных программ и учебных пособий, таким образом, ответственность за их соблюдение лежит на учебном заведении. Поэтому очень важно законодательно закрепить процедуры, которые позволят родителям и общественности контролировать соблюдение этих стандартов, качество оказания образовательных услуг.

8. Пути и методы экологического образования, воспитания.

Развитие человеческого общества невозможно без взаимоотношения с окружающей средой, без использования природных ресурсов, а, следовательно, без влияния на природу.

Стремительное развитие научно-технической революции, бурный рост промышленности, автотранспорта, химизация сельского хозяйства, увеличение численности и урбанизация населения - все эти факторы оказывают влияние на окружающую среду. Чем выше уровень развития производственных сил, чем глубже познание законов природы, тем больше природные ресурсы могут служить интересам человечества, однако довольно часто изменения в природе носят негативный характер, вызывают необходимость ее охраны.

Конец 20 века характеризуется ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже 20 и 21 вв.

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «эколонизация» всех наук, всех сфер человеческой деятельности.

Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:

- укоренившиеся тенденции потребительского  отношения к природе в сознании  значительной массы различных  слоев населения, разрушение позитивных народных традиций различного природопользования;

- бедственное и кризисное состояние  экономики и природной Среды;

- отсутствие действенного природоохранного  законодательства.

В этих условиях необходимо обеспечить экологическую грамотность педагогических кадров, создать учебно-методическую базу развития системы непрерывного экологического образования, ставшая актуальной проблемой педагогической теории и практики образовательных учреждений.

Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:

- все больше людей подключается  к проблеме экологического воспитания  и образования;

- наряду с эколонизацией учебных  дисциплин вводятся специализированные  экологические предметы;

- идет качественное изменение  содержания методической базы  и процесса повышения квалификации специалистов в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей Среды.

Основные цели экологического воспитания и образования - это развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности России и, в конечном счете - выживание всего человечества.

Основные принципы экологического воспитания и образования:

- всеобщность и непрерывность;

- интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных и образовательных культур;

- гуманизация, ориентация на развитие  социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.

Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:

- дошкольное экологическое воспитание  в семье и в специализированных  воспитательных учреждениях;

- экологическое образование специалистов  среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и педагогических училищах);

- экологическое образование в  высшей школе, а также экологическая  подготовка педагогических и научных кадров;

- неформальное экологическое воспитание  и образование, самообразование  детей и взрослых.

Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Экологическая ответственность проявляется в:

- ответственность за состояние  естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности,

- ответственность за свое здоровье  и здоровье других людей как  личную и общественную ценность.

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями людей.

Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи - все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания.

Большое место в этом вопросе отводится внешкольным учреждениям, которые оказывают огромное значение в экологическом воспитании и образовании школьников.

Завершающим, этапом экообразования является понимание того, что мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной Среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы.


Информация о работе Этические нормы в экологии человека (экологическая этика). Роль экологического воспитания и образования человека в осуществлении этих нор