Правовой режим территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Экологическая безопасность является составной частью безопасности личности, общества и государства. Осуществление иных прав и свобод в ущерб праву на экологическую безопасность не допускается.
Обеспечение экологической безопасности - система мероприятий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, включая отдаленные.
Законодательством не допускается хозяйственная и иная деятельность, последствия которой могут создать экологически опасную ситуацию на территории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций .....3

2. Нормативные акты, регулирующие отношения по предупреждению экологически опасных ситуаций…………………………………………………8

3. Правовой режим экологически неблагополучных территорий …….……12

Заключение …………………………………………………………………..….16
Библиографический список. ……………………………………………...……18

Вложенные файлы: 1 файл

правовой режим территорий , находящихся в экологически- опа.docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
Введение…………………………………………………………………………..2  
1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций .....3 
 
2. Нормативные акты, регулирующие отношения по предупреждению экологически опасных ситуаций…………………………………………………8

 

 3. Правовой режим экологически неблагополучных территорий …….……12

 
Заключение …………………………………………………………………..….16

Библиографический список. ……………………………………………...……18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экологическая опасность - состояние, угрожающее жизненно важным интересам человека и общества, окружающей природной среде в результате антропогенного и природных явлений.

Экологическая безопасность - защита жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего, прав на здоровую, благоприятную окружающую природную среду.

Окружающая природная среда - естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемо хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение ее допустимости в целях предупреждения возможного неблагоприятного воздействия этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий реализации объекта хозяйственной деятельности. 
Экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующаяся наличием или возможностью разрушения, негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенного и природного воздействия, в том числе обусловленного бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно важным интересам человека и общества.

Декларация безопасности промышленного объекта - возможные характер и масштабы чрезвычайной ситуации на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

Чрезвычайная экологическая ситуация - ситуация, характеризующаяся экологической опасностью, уровень которой требует в целях защиты жизни и здоровья населения, окружающей природной среды обязательного применения экстренных мер.

 

1. Понятие и факторы  создания экологически опасных  ситуаций 
 
Участки территории России с неблагоприятной окружающей средой можно рассматривать в качестве специфической разновидности особо охраняемых территорий. На этих территориях должны проводиться специальные меры по охране природы и восстановлению ее благоприятного состояния. Отметим, что при подготовке проекта Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» его авторы предлагали назвать территории, подверженные радиационному загрязнению, государственным заповедником. От этой идеи в России отказались после оценки проекта экспертами. В соответствии с аналогичным законом Белоруссии загрязненные территории этого государства имеют статус заповедника. Такое решение есть не что иное, как дискредитация идеи заповедования. 
Что понимается под экологически опасной ситуацией? Прежде всего она характеризуется таким состоянием окружающей среды, которое не является благоприятным. Но в соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды в России неблагоприятной с юридической точки зрения окружающая среда считается уже при превышении установленных нормативов ее качества. Для признания ситуации экологически опасной должно быть отмечено такое отрицательное воздействие на нее, которое сопровождается некими значительными экологическими, социальными либо экономическими последствиями. Как экологически опасная может быть определена ситуация, характеризующаяся наличием существенного негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, как правило, сопровождаемого социальными и экономическими потерями. 
Памятуя о принципе, согласно которому болезнь легче, а часто и экономичнее предупредить, чем лечить, необходимо разобраться в факторах, создающих экологически опасные ситуации. По происхождению их можно подразделить на антропогенные, т.е. связанные с деятельностью человека, и природные, стихийные, не зависящие от воли человека. Оба фактора значимы с точки зрения права окружающей среды и потому нуждаются в детальном рассмотрении.

 
Едва ли есть смысл указывать на то, что тот или иной фактор является преобладающим в неблагоприятном воздействии на природу. Хотя критическое состояние природной среды, которое мы имеем, является в основном рукотворным. Но имеет ли значение такое признание для пострадавших от землетрясения, т.е. стихийного фактора, в г. Нефтегорске на Сахалине? Известно также, что не по вине человека происходили природные катастрофы древности, в результате которых погибли многие виды животных, например, мамонты.

Зная об этих факторах, оценивая их, мы заинтересованы в том, чтобы регулировать их, управлять ими. В известной мере это вполне возможно с помощью права.

При анализе антропогенного фактора создания неблагоприятных ситуаций важно учитывать, являются ли они следствием регулярной и обычной человеческой, но экологически необоснованной деятельности, т.е. выполняемой с нарушением законов развития природы, или техногенной аварии. Так, кризисное состояние окружающей среды на Урале, в Кузбассе, на Алтае, в других регионах непосредственно связано с тем, что человек в течение относительно длительного времени эксплуатировал промышленные предприятия, энергетические объекты, транспортные средства, испытывал атомное оружие, развивал сельское хозяйство, игнорируя экологические требования. Иное дело - катастрофические экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС или аварии на нефтепроводах. 
То, что мы называем «антропогенный фактор создания неблагоприятных экологических ситуаций», имеет ряд важнейших составляющих, которые нельзя не учитывать при создании правового механизма предупреждения таких ситуаций. Речь идет о состоянии машин, оборудования, технологий, применяемых в народном хозяйстве, с точки зрения их безопасности для окружающей среды, о профессиональной подготовке, сознании, дисциплине и культуре людей, управляющих машинами, оборудованием и технологиями, о наличии правового механизма предупреждения аварий и действиях при авариях и др.

Состояние промышленности, транспорта, энергетики и других частей техносферы в России характеризуется значительной степенью не только физического, но и морального износа, поскольку многие эксплуатируемые предприятия и другие объекты построены десятки лет назад. По имеющимся данным, износ производственных фондов в промышленности и на транспорте составляет от 50 до 70%. Износ порождает аварии, а это значит, что неблагоприятные экологические последствия не могут не сопровождать их. При оценке состояния промышленных и других объектов в России с точки зрения их безопасности необходимо также иметь в виду, что изначально, во времена проектирования и строительства, уровень их безопасности был недостаточно высок.

Как следствие, состояние технической безопасности на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях, производствах и объектах является неудовлетворительным. По данным, содержащимся в Государственном докладе, на подконтрольных ему промышленных производствах и объектах в 2005 г. произошло 337 аварий, в которых погибли 609 человек, имели место значительные экологические последствия. При этом, в частности, на 14% увеличилось количество аварий на предприятиях химической, нефтехимической, агрохимической, микробиологической и нефтеперерабатывающей промышленности. В России функционируют 3653 объекта, располагающих значительными запасами опасных химических веществ (аммиака - более 50%, хлора - 35%). Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает примерно 1 млн. т., что составляет около 1012 смертельных токсических доз. Суммарная площадь территории России, на которой может возникнуть очаг химического заражения, составляет около 300 тыс. км2 с населением около 54 млн. человек.1 
При транспортировке нефти и нефтепродуктов произошло 17 аварий, в том числе 10 с тяжелыми экологическими последствиями. Так, в результате аварии на насосной станции нефтепровода Самара - Лисичанск вылилось более 2000 т нефти; на нефтепроводе Туймазы - Омск - Новосибирск в реку Белую ее попало около 460 т. Основные причины - нарушения норм технических условий и проектных решений при строительстве и изготовлении деталей трубопроводов, повреждение трубопроводов наружной коррозией, внешние воздействия на трубопровод.

Особенно экологически значимы аварии на железнодорожном транспорте при перевозке опасных грузов. Таких аварий в 2005 г. было 12. Так, на Забайкальской железной дороге при столкновении грузового поезда с экскаватором произошел сход с рельсов 10 вагонов-цистерн с сырой нефтью, возник пожар и взрыв. В результате погибли 3 человека и в окружающую среду попало 1300 т нефти. В целом ущерб, причиненный авариями на железнодорожном транспорте, составил в 2005 г. более 2 млрд. руб.

 

 
Многие аварии приводят к экстремально высоким уровням загрязнения окружающей среды. Так, в результате прорыва дамбы золоотвала Владимирской ТЭЦ и сброса в р. Клязьму (февраль 2005 г.) содержание цинка в месте сброса составило 650 ПДК, меди - 180 ПДК. При аварии (март 2005 г.) на буксире с 68 т дизельного топлива на Камском водохранилище (г. Пермь) содержание нефтепродуктов в 100 м ниже места аварии составляло 464 ПДК.

По оценкам специалистов, территория России подвержена воздействию всего спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения. Для населения и окружающей среды России наибольшую опасность представляют землетрясения, наводнения, оползни и обвалы, смерчи, лавины, сели, цунами. Другие виды стихийных бедствий, имеющие экологические последствия, - подтопления, шквалы, ураганы, тайфуны, град, продолжительные ливни и снегопады, грозы, метели, ландшафтные пожары, подъем воды Каспийского моря. 
В 2005 г., по данным МЧС России, зафиксировано 445 чрезвычайных ситуаций природного характера. К наиболее опасным геологическим явлениям относится землетрясение. При этом около 20% территории России подвержено воздействию землетрясений интенсивностью выше 7 баллов; более 5% занимают чрезвычайно опасные 8-9-балльные зоны. За период 1992-1995 гг. произошло более 120 ощутимых землетрясений. В результате Сахалинского землетрясения (27 мая 1995 г.), в зоне которого общей площадью около 215 тыс. км2 оказались более 55 тыс. человек, практически полностью был разрушен город Нефтегорск, погибли 1995 человек.2  
В более чем 700 городах и нескольких тысячах других населенных пунктов на территории России существует угроза наводнений, которые по повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место среди опасных гидрологических явлений и процессов. В 1995 г. в результате 69 наводнений и прорывов плотин погибли 11 человек, пострадали 1008 человек. Общий ущерб исчисляется сотнями миллиардов руб.

К серьезным стихийным бедствиям относятся также природные очаги опасных заболеваний - чумы, сибирской язвы и др., от которых страдают как человек, так и иные биологические виды. В южных районах Российской Федерации (в Чечне, Кабардино-Балкарии, Астраханской области и др.) в 1995 г. были выявлены очаги туляремии, бруцеллеза, лептоспироза, сибирской язвы. На территории Чечни, в частности, выявлены 276 очагов сибирской язвы.

Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях.

Несмотря на то, что состояние окружающей среды характеризуется как кризисное, катастрофическое, как среда вымирания, законодательство о предупреждении экологически опасных ситуаций и действиях в этих условиях до последнего времени оставалось мало развитым и не отвечало общественным потребностям. Только сейчас, имея налицо экологические бедствия, столкнувшись с нарастающим валом аварий в промышленности и на транспорте с серьезными экологическими последствиями, в российском государстве осознана необходимость создания законодательства в области чрезвычайной экологической ситуации и технической безопасности.3

 

 

2. Нормативные акты, регулирующие  отношения по предупреждению экологически опасных ситуаций.

 

Рамочный характер по регулированию отношений по предупреждению экологически опасных ситуаций и действия в таких условиях носит Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Но, по оценкам специалистов, этот Закон носит декларативный характер. В нем сделана попытка урегулировать все, относящееся в той или иной степени к вопросам безопасности. Это и безопасность границ территории, и готовность отразить вооруженное нападение извне, и безопасность общества и граждан от преступности, и госбезопасность в привычном смысле слова, и охрана окружающей среды, и предупреждение экономических бедствий, и др. 
Главу о чрезвычайных экологических ситуациях содержит Закон «Об охране окружающей природной среды». Подробно она будет рассмотрена позже в данной главе.

Имеется несколько законов и ряд подзаконных актов, имеющих целью регулирование отношений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с окружающей средой, по обеспечению безопасности в отдельных сферах или отдельных видов безопасности: 
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; 
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»; 
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»; 
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений»;

Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г.;

постановление Правительства РФ 3 августа 1996 г. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; 
Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1995 г.; 
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г.; 
постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»; 
постановление Правительства РФ от 26 августа 1994 г. «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте»;

постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по пожарной безопасности в Российской Федерации и Перечня руководящих работников федеральных органов исполнительной власти - членов этой комиссии по должности»; 
постановление Правительства РФ от 29 апреля 1995 г. «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; 
Положение о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 19 мая 1993 г.; 
Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 3 июля 1993г. 
Особая экологическая беда в России - зоны радиоактивного заражения на Урале, образованные вследствие аварий на производственных объектах еще в 50-е гг., на Алтае - вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, и на Новой Земле, многие области, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Обратим внимание на то, что несмотря на давность этих острейших проблем, о которых стало широко известно лишь в последнее десятилетие, лишь после того, главным образом под воздействием Чернобыльской катастрофы, принят ряд законов, регулирующих как режим территорий с высокими уровнями радиационного заражения, так и в какой-то мере направленных на предупреждение аварий на объектах, производящих атомную энергию. К ним относятся: 
Закон РФ от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; 
Федеральный закон от 19 августа 1995 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

Информация о работе Правовой режим территорий