Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ земельного законодательства РФ, изучение правоприменительной практики Земельного кодекса РФ.
Задачи, которые предстоит решить в ходе проделанной работы
1. определить правовой статус земель особо охраняемых территорий;
2. изучить какие земли входят в состав земель особо охраняемых территорий;
3. выделить общие признаки земель особо охраняемых территорий и объектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов……………..5
2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий…………….8
3. Правовой режим земель природоохранного назначения……………………........17
4. Правовой режим земель рекреационного назначения……………………………..19
5. Правовой режим земель историко-культурного назначения………………………22
6. Правовой режим особо ценных земель……………………………………………...26
7. Особенности изменения правового режима земель особо охраняемых территорий...27
Заключение…………………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое положение земель особо охраняемых природных территорий..docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Земельное  право

Вариант 3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ  ЗЕМЕЛЬ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление Юриспруденция

Профиль гражданско-правовой

Группа ЮР-12Ирб

Ф.И.О Устинова Елена Владимировна

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Правовой статус земель  особо охраняемых территорий  и объектов……………..5

2. Правовой режим земель  особо охраняемых природных территорий…………….8

3. Правовой режим земель  природоохранного назначения……………………........17

4. Правовой режим земель  рекреационного назначения……………………………..19

5. Правовой режим земель  историко-культурного назначения………………………22

6. Правовой режим особо  ценных земель……………………………………………...26

7. Особенности изменения  правового режима земель особо  охраняемых территорий...27

Заключение…………………………………………………………………………………..28

Список литературы………………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Земельное законодательство выделяет в самостоятельную категорию  земли особо охраняемых территорий и объектов, на которых располагаются  природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное  значение. Это – не затронутые хозяйственной  деятельностью участки природы, сохранившие первозданную красоту, уникальные ландшафты, лесные массивы, выходы горных пород, экосистемы, имеющие  ценность в качестве среды обитания редких и исчезающих видов животных и растений, природные объекты  – свидетели исторических событий, места отдыха граждан.

Ценность таких комплексов и объектов обусловливает необходимость  их охраны от неблагоприятных антропогенных  воздействий, что требует их полного  или частичного изъятия из хозяйственного использования и оборота и  установления в пределах их границ режима особой охраны.

В зависимости от цели создания, площади, естественных характеристик  особо охраняемые территории, комплексы  и объекты бывают различных видов. В число особо охраняемых территорий, комплексов и объектов входят заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные  местности и курорты, зеленые и пригородные зоны, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы, водоохранные зоны, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, особо ценные лесные массивы. Допускается создание иных видов охраняемых территорий, комплексов и объектов.

Особо охраняемые территории, комплексы и объекты могут  располагаться на различных категориях земель. Лишь часть из них включена в состав земель особо охраняемых территорий и объектов. Городские  парки и городские леса входят в состав земель поселений. Особо охраняемые водные объекты могут учреждаться на землях водного фонда. Все эти земли не относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, хотя на них действует особый режим природопользования.

Цель данной работы –  анализ земельного законодательства РФ, изучение правоприменительной практики Земельного кодекса РФ.

Задачи, которые предстоит  решить в ходе проделанной работы

1. определить правовой статус земель особо охраняемых территорий;

2. изучить какие земли  входят в состав земель особо  охраняемых территорий;

3. выделить общие признаки земель особо охраняемых территорий и объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовой статус земель

особо охраняемых территорий и объектов

 

Правовое регулирование  отношений в сфере земель особо  охраняемых территорий и объектов осуществляется нормами главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации и принятого в их развитие Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" .

К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся  особо ценные земли, которые в  соответствии с решениями органов  государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов  местного самоуправления изъяты или  ограничены в обороте с установлением  для них особого правового  режима (ст. 94 ЗК РФ).

К ним относятся земли:

- особо охраняемые природные  территории, в том числе лечебно-оздоровительные  местности и курорты;

- земли природоохранного  назначения;

- земельные участки рекреационного  назначения;

- земли историко-культурного  назначения;

- иные особо ценные  земли.

Общими признаками земель особо охраняемых территорий и объектов являются:

- особо ценное природное  либо социальное значение земель;

- изъятие или ограничение  данных земель в обороте, а  также установление для них  особого правового режима органами  государственной власти Российской  Федерации, субъектов РФ или  органами местного самоуправления. Соответственно, таким землям придается  федеральное, региональное или  местное значение.

Необходимо отметить, что  по признаку оборотоспособности земельные  участки в пределах особо охраняемых территорий и объектов являются изъятыми из оборота (т.е. не могут предоставляться  в частную собственность, а также  быть объектами сделок) либо ограниченными  в обороте (т.е. не предоставляются  в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами). При этом названные ограничения оборотоспособности земельных участков не являются исчерпывающими, так как согласно п. 3 ст. 27 ЗК РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ и федеральными законами. Поэтому установление особых правовых режимов отдельных территорий и объектов само может быть рассмотрено как способ ограничения оборотоспособности данных земель, развивающий общие правила, предусмотренные п. 2 ст. 27 ЗК РФ.

Особый правовой режим  ограничивает или запрещает виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель:

- порядок использования,  охраны и отнесения земель  к определенному виду земель  особо охраняемых территорий  устанавливается федеральным законом,  законом субъекта РФ или нормативным  правовым актом органа местного  самоуправления;

- Российская Федерация,  субъект РФ, орган местного самоуправления  вправе устанавливать иные виды  земель особо охраняемых территорий  и объектов, помимо вышеперечисленных  видов (например, на которых находятся  охраняемые береговые линии, охраняемые  природные ландшафты, биологические  станции, микрозаповедники). Представляется, что тем самым закон предоставляет  органам власти право устанавливать  иные подкатегории земель в  пределах данной категории земель  либо расширять перечень территорий  и объектов, относимых к подкатегории  земель, и устанавливать для них  иные особые режимы использования.  Если же к землям особо охраняемых  территорий и объектов планируется  отнести земли из состава иных  категорий земель (сельскохозяйственного  назначения и пр.), а равно отнести  земли в составе других категорий  к землям особо охраняемых  территорий и объектов, то это  должно осуществляться в соответствии  с Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Законом не утверждена исключительно  публичная (государственная или  муниципальная) форма собственности  на земли особо охраняемых территорий и объектов. По смыслу ст. 94 ЗК РФ исключительно в собственности Российской Федерации находятся особо охраняемые территории и объекты, изъятые из оборота. К ним отнесены государственные природные заповедники и национальные парки, они могут находиться лишь в федеральной собственности. Исключительно в собственности субъектов РФ и муниципальных образований находятся иные особо охраняемые природные территории, помимо государственных природных заповедников и национальных парков, если иное не установлено федеральными законами, а также занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Оставшиеся виды земель особо  охраняемых территорий и объектов (природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли) не изъяты и не ограничены в обороте. Следовательно, они могут находиться в частной  собственности. Однако в законе не определен  порядок создания частных особо  охраняемых территорий и объектов.

Частным лицам могут принадлежать земельные участки в границах особо охраняемых территорий и объектов. Обычно это происходит в случае создания данных территорий и объектов после  возникновения прав граждан и  юридических лиц на соответствующие  земли. Поэтому закон предусматривает  возможность изъятия (п. 3 ст. 96 ЗК РФ) или исключительное право приобретения таких земельных участков публичными образованиями (например, для национальных природных парков). Незаконные ограничения прав граждан могут быть обжалованы в Конституционный Суд РФ для проверки их конституционности, а соответствующие правовые акты - признаны недействительными в судах.

 

 

 

 

 

 

2. Правовой режим земель

особо охраняемых природных  территорий

 

К землям особо охраняемых природных территорий относятся  земли:

- государственных природных  заповедников, в том числе биосферных;

- государственных природных  заказников;

- памятников природы;

- национальных парков, природных  парков, дендрологических парков, ботанических  садов;

- территорий традиционного  природопользования коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего  Востока Российской Федерации;

- земли лечебно-оздоровительных  местностей и курортов.

По форме собственности  земли особо охраняемых природных  территорий могут находиться в федеральной  собственности, собственности субъектов  РФ и в муниципальной собственности.

Исключительно в федеральной  собственности находятся земли  государственных заповедников и  национальных парков.

В случаях, предусмотренных  федеральными законами, допускается  включение в такие земли земельных  участков, принадлежащих гражданам  и юридическим лицам на праве  собственности, что не меняет формы  публичной собственности на особо  охраняемую природную территорию (п. 2 ст. 95 ЗК РФ).

Изъяты из оборота (п. 4 ст. 27 ЗК РФ) находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 2 ст. 95 ЗК РФ). Такое своеобразное исключение предусмотрено п. 6 ст. 95 ЗК РФ и повторившим его п. 4 ст. 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", установившим, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли и не нарушает режим использования земель. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель. Это означает, что сделки по отчуждению участков, расположенных в границах национального парка, их частными собственниками возможны, но только путем совершения их с национальным парком. Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. Исключительного права природного парка на приобретение указанных земель законом не предусмотрено. Следовательно, частные собственники вправе отчуждать свои участки любому лицу, если исключительное право природного парка на приобретение участка не будет предусмотрено в правовом акте о природном парке субъекта РФ или муниципального образования, предусматривающем его особый правовой режим.

Ограничиваются в обороте  все иные земельные участки в  пределах особо охраняемых природных  территорий, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Пока в федеральных законах не предусмотрено случаев, допускающих передачу государственных и муниципальных земель в пределах особо охраняемых природных территорий в частную собственность.

Особые режимы использования  особо охраняемых природных территорий устанавливаются публичными собственниками (в положениях о соответствующей  территории) и являются общим принципом  правового регулирования особо  охраняемых территорий и объектов (ст. 94 ЗК РФ). Возможность установления ограничений прав на землю частных лиц закреплена в п. 2 ст. 56 ЗК РФ.

На землях государственных  природных заповедников, в том  числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных  природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась  особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

В составе земель особо  охраняемых природных территорий выделяются земельные участки частичного хозяйственного использования, на которых разрешено  осуществлять хозяйственную и иную деятельность с соблюдением установленных  ограничений. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает выделение таких участков только на территориях государственных природных заповедников. На территориях национальных парков, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов такие земельные участки не выделяются. На этих территориях выделяются лишь функциональные зоны. Федеральные законы также не содержат требований о выделении участков частичного хозяйственного использования на территориях государственных природных заказников.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается:

1) предоставление земельных  участков для садоводства и  дачного хозяйства;

2) строительство автомобильных  дорог, трубопроводов, линий электропередачи  и других коммуникаций, а также  строительство и эксплуатация  промышленных, хозяйственных и жилых  объектов, не связанных с разрешенной  на особо охраняемых природных  территориях деятельностью в  соответствии с федеральными  законами;

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов