Правовой режим экологически неблагополучных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 13:24, реферат

Краткое описание

Экологические проблемы, то есть проблемы, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды в целом и ненадлежащим состоянием отдельных ее объектов, постоянно находятся в центре внимания всего прогрессивного человечества, начиная с 1960-х гг., так как Россия занимает первое место в мире по объему территории, а значит угроза возникновения экологически опасных территорий - велика.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий…………. 4
2. Правовой режим экологически неблагополучных территорий………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемых источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….. 3

1. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий…………. 4

2. Правовой режим экологически неблагополучных территорий………

Заключение…………………………………………………………………

Список используемых источников………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экологические проблемы, то есть проблемы, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды в целом и ненадлежащим состоянием отдельных ее объектов, постоянно находятся в центре внимания всего прогрессивного человечества, начиная с 1960-х гг., так как Россия занимает первое место в мире по объему территории, а значит угроза возникновения экологически опасных территорий - велика.

Режим экологически неблагополучных территорий входит в совокупность экологических проблем, рассматриваемых отдельной отраслью – экологическое право. Как отрасль экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения.

В систему экологически неблагополучных территорий входят понятие зона чрезвычайной экологической ситуации и зона экологического бедствия.

Рассмотрение этих важных понятий возможно только после постановления цели данной работы, которая заключается в изучении правового режима экологически неблагоприятных территорий и их анализе.

Постановка данной цели обусловила решение следующих задач:

- раскрыть понятия и факторы создания экологически опасных ситуаций;

- выявить понятия и виды экологически неблагополучных территорий;

- проанализировать  законодательство  об экологической безопасности.

- дать понятие правового режима экологически неблагоприятных территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

 

Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды.

Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" называет два вида экологически неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании государственной экологической экспертизы.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Помимо этого, выделяют также зоны критической экологической ситуации и острокритической экологической ситуации.

Характерными признаками зоны критической экологической ситуации являются:

- хронически повышенный  уровень загрязнения окружающей  среды;

- устойчивая антропогенная  нагрузка на окружающую среду;

- угроза дефицита пресной  воды;

- снижение плодородия  почв;

- оскудение растительного  покрова и уменьшение многообразия  видов животных;

- оскудение рыбных запасов;

- повышенный уровень заболеваемости  людей.

Для зон острокритической экологической ситуации характерно наряду с перечисленными признаками развитие устойчивых процессов разрушения экологических систем, многократно повышенная загрязненность окружающей среды, нарастание процессов истощения растительного и животного мира, потеря плодородия почв, рост смертности населения.

Провести четкую грань, отделяющую одну из указанных выше зон от другой, крайне сложно, но перечисленные признаки могут быть полезны и использованы при анализе конкретной экологической обстановки той или иной территории.

Законом «Об охране окружающей среды» установлено, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 57). Эти мероприятия осуществляются после издания Президентом РФ - Правительством РФ акта о признании того или иного региона зоной повышенного экологического риска. Эти меры можно разделить на три основные группы:

- первая - прекращение, приостановление, ограничение экологически вредной  деятельности;

- вторая - проведение работ  по улучшению состояния окружающей  среды;

- третья - компенсация вреда, причиненного здоровью граждан, путем выдачи экологического  пособия, установления различных  экологических льгот для населения.

Подчеркивая позитивный характер нормы ст.57 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., можно поддержать точку зрения М.М. Бринчука, отмечающего, что, несмотря на то, что причины возникновения территорий экологического неблагополучия могут быть различными (вызванные либо природными факторами, либо техногенными), разница лишь в масштабах и временных границах. Но и в том, и в другом случае это – зоны бедствия. И главное здесь – возможность быстрой реабилитации этих территорий1. Если такие возможности ограничены или исключаются, то речь должна идти о переводе зоны «чрезвычайной ситуации» в «зону бедствия». В частности, существуют большие сомнения в быстрой реабилитации, например, в зонах радиоактивного воздействия, учитывая период распада радиоактивных элементов.

Однако в законодательстве ситуация неравнозначная для территорий, указанных в ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (особенно касающихся п.1). Порядок объявления зон экологического бедствия и их правовой режим не урегулирован и требует разработки отдельного нормативного акта. Как отмечает М.М. Бринчук, «по нашей традиции сами законодательные акты, как правило, носят рамочный характер, их нормы часто не имеют прямого действия и требуют интенсивного подзаконного нормотворчества»2. Но эти нормативные акты и законы, «расшифровывающие» механизм действия основного закона, приходится, как видим на практике, ждать очень долго, и примеров тому немало. (Как, например, в случае с территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Закон есть, а территорий – нет). Кроме того, в ряде случаев в законе отсутствует и понятийный аппарат, что также является существенным недостатком, затрудняющим правоприменительную деятельность и снижающим эффективность законодательства3. Не исключением является и ситуация в рассматриваемой области.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст.1 дает обширный перечень понятий. Однако, мы не найдем в нем понятия «Зона экологического бедствия», нет его и в ст.57 (п.1); нет в этом важном головном акте и понятия «зона чрезвычайной ситуации». Правда, оно дано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - это чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями от 17 мая 2011 г.) чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Вместе с тем, сложным и нерешенным в законодательстве остается вопрос о соотношении зон чрезвычайных ситуаций с другими видами кризисных зон. Так, например, с теми же зонами экологического бедствия. По мнению Н.Г.Жаворонковой, очевидно, разница лежит в устойчивости негативных последствий на конкретной территории и очередности решаемых проблем. Так, зона чрезвычайной ситуации может после проведения ликвидационных работ получить статус зоны экологического бедствия либо статус других кризисных зон4.

Исходя из вышеизложенного, можно попытаться определить и понятие «экологически неблагополучные территории». Один из вариантов предложен М.М. Бринчуком: под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды5.

 

 

 

2. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

 

Под правовым режимом экологически неблагополучных территорий или зон экологического бедствия подразумевается совокупность правил объявления, функционирования и принятия их особого статуса. Эти зоны объявляются Советом Федерации или Указом Президента РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа по ООС Минприроды на основании заключения государственной экологической экспертизы. Инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, администрация субъекта Федерации или органы местного самоуправления. Инициатор подготавливает материалы о состоянии окружающей среды на данной территории, определяет границы зоны чрезвычайной ситуации и разрабатывает проект программы реабилитации, указывает ее способы и средства. Затем инициатор объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия обращается в Правительство РФ с обоснованием необходимости этого мероприятия. По поручению Правительства РФ Минприроды России проводит государственную экологическую экспертизу материалов состояния окружающей среды в данном регионе. По ее результатам Минприроды готовит и вносит в Правительство проект Указа Президента РФ «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации». Таким образом, территория может быть признана зоной чрезвычайной экологической ситуации только на федеральном уровне.

Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни, сохранение здоровья людей и снижение ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Федерации. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законом порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных экологических ситуаций и бедствий является подготовка населения к защите от них, которая осуществляется по месту работы, учебы или жительства.  

Информация о работе Правовой режим экологически неблагополучных территорий