Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:07, реферат

Краткое описание

Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздорови¬тельное значение, изъятые решениями органов государст¬венной власти полностью или частично из хозяйственного ис¬пользования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон "Об особо охраняемых природных терри¬ториях" от 14.03.95 № ЗЗ-ФЗ, в ред. от 30.12.2008). Особо ох¬раняемые природные территории относятся к объектам обще¬национального достояния.

Содержание

Введение
1 Эколого-правовая защита особо охраняемых территорий и объектов
1.1 Понятие особо охраняемых природных территорий
1.2 Структура особо охраняемых природных территорий
1.3 Право собственности на особо охраняемые природные территории
1.4 Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
1.5 Земли особо охраняемых природных территорий
1.6 Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий
1.7 Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий
2 Правовой режим государственных природных заповедников
2.1 Понятие государственных природных заповедников
2.2 Задачи государственных природных заповедников
2.3 Порядок образования государственных природных заповедников
2.4 Особенности правового режима охраны государственных природных заповедников
3 Правовой режим национальных парков
3.1 Понятие национальных парков
3.2 Задачи национальных парков
3.3 Порядок образования национальных парков
3.4 Особенности правового режима охраны национальных парков
3.5 Правовое положение национальных парков
4 Правовое положение природных парков
4.1 Понятие природных парков
4.2 Задачи природных парков
4.3 Рекреационное значение природного парка.
4.4 Порядок образования природных парков
4.5 Особенности правового режима охраны природных парков
4.6 Правовое положение природных парков
5 Правовое положение государственных природных заказников
5.1 Понятие государственных природных заказников
5.2 Профиль государственных природных заказников
5.3 Порядок образования государственных природных заказников
5.4 Особенности правового режима охраны государственных природных заказников
6 Правовой режим памятников природы
6.1 Понятие памятников природы
6.2 Порядок признания памятниками природы
6.3 Особенности правового режима охраны памятников природы
7 Правовое положение дендрологических парков и ботанических садов
7.1 Понятие дендрологических парков и ботанических садов
7.2 Особенности правового режима охраны дендрологических парков и ботанических садов
8 Правовое положение лечебно-оздоровительных местностей и курортов
8.1 Понятие курортов и лечебно-оздоровительных местностей
8.2 Особенности правового режима охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
9 Правовой режим особо охраняемых природных объектов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)
    1. Особенности правового режима охраны государственных природных заказников

     Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон  не предусматривает, а устанавливает  лишь то, что на территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

     Задачи  и особенности режима конкретно  го заказника предусматриваются Положением о нем, которое утверждается соответствующим органом.

     На  территориях государственных природных  заказников, где проживают малочисленные  этнические общности, допускается использование  природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение их традиционного образа жизни.

     Под угрозой применения установленных  законодательством административных, уголовных и иных санкций ответственность  за обеспечение соблюдения режима особой охраны государственных природных заказников возложена на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.

     6 Правовой режим памятников природы

     6. 1 Понятие памятников природы

     Согласно  статье 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

     6.2 Порядок  признания  памятниками природы

     Памятниками природы могут быть объявлены  участки суши и водного пространства, а также одиночные природные  объекты, в том числе:

  • участки живописных местностей;
  • эталонные участки нетронутой природы;
  • участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
  • места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
  • уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и торговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);
  • береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
  • отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-меморпальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

     Природные объекты и комплексы объявляются  уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

     Природные объекты и комплексы объявляются  памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации.

     Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников приро ды, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

     Объявление  природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, – территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

     6.3 Особенности правового режима охраны памятников природы 

     . На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

     На  каждый памятник природы заводят  паспорт, оформляемый специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый решением соответствующего органа исполнительной власти об объявлении природных комплексов или объектов памятниками природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Их расходы, но обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещают за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7 Правовое положение дендрологических парков и ботанических садов

     7.1 Понятие дендрологических парков  и ботанических садов

     Дендрологические парки и ботанические сады – природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся эти парки и сады.

     Дендрологические  парки и ботанические сады могут  быть федерального или регионального  значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов  власти РФ или представительных и  исполнительных органов власти соответствующих  субъектов РФ

     7.2 Особенности правового режима охраны дендрологических парков и ботанических садов

     Не подлежат приватизации находящиеся на балансе этих парков и садов здания, сооружения и помещения.

     На  территориях дендрологических парков и ботани ческих садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

     Территории  дендрологических парков и ботани ческих садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны:

  • экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;
  • научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;
  • административную.

     Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство и режим конкретного парка или сада определяются соответствующим Положением, которое утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

     Финансирование  дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

     8 Правовое положение лечебно-оздоровительных местностей и курортов

    1. Понятие курортов и лечебно-оздоровительных местностей

     Согласно  статье 31 Федерального закона «Об особо  охраняемых природных территориях» территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, озера, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

     Такие местности выделяются в целях  их рационального использования и охраны их лечебных и оздоровительных свойств. Отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

     Курортами признаются уже освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, обладающие природными лечебными ресурсами, а также располагающие необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями

     Курортный регион (район) представляет собой территорию с компактно расположенными на ней курортами, объе диненную общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

     Лечебно-оздоровительные  местности и курорты соз даются в лечебно-профилактических целях. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

     В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством России, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований

     Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.95 № 26-ФЗ (в ред. от 30.12.2008).

    1.  Особенности правового режима охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов

     Правовой  режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируется как Законом  РСФСР «Об охране окружающей природной  среды», Федеральным законом «Об  особо охраняемых природных территориях», так и Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах ».

     Для обеспечения режима особой охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов Законом «Об  особо охраняемых природных территориях» (п. 1 ст. 32) установлен запрет или ограничение в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

     Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации  лечения и профилактики заболеваний  населения, на территориях лечебно-оздоровительных  местностей и курортов служит организация  округов санитарной или горно-санитарной охраны. Такие округа представляют собой особо охраняемую природную территорию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

     В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, каждая из которых имеет свой режим. Так, на территории первой зоны запрещаются  проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

     На  территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

     На  территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

     Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне – пользователями, во второй и третьей  зонах – пользователями, землепользователями  и проживающими в этих зонах гражданами.

     Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны. 

     Разновидностью  рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

  1.  Правовой режим особо охраняемых природных объектов

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов