Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:07, реферат

Краткое описание

Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздорови¬тельное значение, изъятые решениями органов государст¬венной власти полностью или частично из хозяйственного ис¬пользования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон "Об особо охраняемых природных терри¬ториях" от 14.03.95 № ЗЗ-ФЗ, в ред. от 30.12.2008). Особо ох¬раняемые природные территории относятся к объектам обще¬национального достояния.

Содержание

Введение
1 Эколого-правовая защита особо охраняемых территорий и объектов
1.1 Понятие особо охраняемых природных территорий
1.2 Структура особо охраняемых природных территорий
1.3 Право собственности на особо охраняемые природные территории
1.4 Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
1.5 Земли особо охраняемых природных территорий
1.6 Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий
1.7 Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий
2 Правовой режим государственных природных заповедников
2.1 Понятие государственных природных заповедников
2.2 Задачи государственных природных заповедников
2.3 Порядок образования государственных природных заповедников
2.4 Особенности правового режима охраны государственных природных заповедников
3 Правовой режим национальных парков
3.1 Понятие национальных парков
3.2 Задачи национальных парков
3.3 Порядок образования национальных парков
3.4 Особенности правового режима охраны национальных парков
3.5 Правовое положение национальных парков
4 Правовое положение природных парков
4.1 Понятие природных парков
4.2 Задачи природных парков
4.3 Рекреационное значение природного парка.
4.4 Порядок образования природных парков
4.5 Особенности правового режима охраны природных парков
4.6 Правовое положение природных парков
5 Правовое положение государственных природных заказников
5.1 Понятие государственных природных заказников
5.2 Профиль государственных природных заказников
5.3 Порядок образования государственных природных заказников
5.4 Особенности правового режима охраны государственных природных заказников
6 Правовой режим памятников природы
6.1 Понятие памятников природы
6.2 Порядок признания памятниками природы
6.3 Особенности правового режима охраны памятников природы
7 Правовое положение дендрологических парков и ботанических садов
7.1 Понятие дендрологических парков и ботанических садов
7.2 Особенности правового режима охраны дендрологических парков и ботанических садов
8 Правовое положение лечебно-оздоровительных местностей и курортов
8.1 Понятие курортов и лечебно-оздоровительных местностей
8.2 Особенности правового режима охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
9 Правовой режим особо охраняемых природных объектов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

     Запрещается на территории национального парка  в принципе любую деятельность, которая  может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 15) одновременно перечисляет определенные виды запрещенной деятельности. В этот перечень входят:

  • разведка и разработка полезных ископаемых;
  • деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
  • деятельность, влекущая изменения гидрологического режима;
  • предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
  • строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
  • рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
  • движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;
  • организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
  • вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
 

 В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» на землях, включенных в границы национального  парка без изъятия из хозяйственной  эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Вопрос о соблюдении этой нормы встал особенно остро при проведении государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования проектирования и строительства высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург – Москва. Трасса ВСМ согласно «Новгородскому» варианту строительства магистрали должна пересекать Валдайский государственный природный национальный парк и его охранные зоны на протяжении 20 км. Заказчик, правда, договорился о прокладывании трассы ВСМ в границах Валдайского национального парка в пределах полосы отвода существующей автомобильной дороги Санкт-Петербург – Москва. Полоса же отвода автомобильной дороги относится к землям транспорта, а не к землям парка. Но и такое решение является незаконным. Согласно п. 4 ст. 15 рассматриваемого Закона строительство новых хозяйственных объектов на землях, включенных в границы национального парка и не изъятых из хозяйственной эксплуатации, запрещается.

     Одновременно в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

     С учетом того, что национальные парки  создаются в целях туризма  и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

     Соответствующая деятельность регулируется утвержденными  постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков и Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха

     3.5 Правовое положение национальных  парков

 

     Национальные парки – юридические лица, которые финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом, источников.

     Национальный  парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения, не подлежат приватизации.

     Национальные  парки вправе иметь собственную  символику. 
 
 
 

     4 Правовое положение природных парков

     4.1 Понятие природных парков

     Природные парки – это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении РФ. Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

     Территории  природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей землей.

     4.2 Задачи природных парков

  • сохранение  окружающей среды, природных ландшафтов;
  • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков;
  • создание условий для отдыха и сохранение рекреационных ресурсов.

     4.3 Рекреационное значение природного  парка. 

     Природные парки создаются для иных целей  и обладают менее строгим правовым режимом охраны в отличие от государственных природных заповедников и национальных парков. Природные парки образуют, прежде всего, в рекреационных целях (для целей ограниченного посещения и отдыха населения).

       Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями, в состав которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагают задачи сохранения природной среды, природных ландшафтов; создания условий для отдыха (в том числе массового) и сохранения рекреационных ресурсов; разработки и внедрения эффективных методов охраны природы и поддержания экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

     4.4 Порядок образования природных парков

     Решение об образовании природных парков, в том числе связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, принимает Правительство РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды

     4.5 Особенности правового режима охраны природных парков

     Режимы охраны и использования устанавливаются на территориях природных парков в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков могут быть выделены: природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

     Важнейшими  элементами обеспечения правового  режима природных парков являются запреты  на определенную деятельность. Так, на территориях природных парков запрещается  деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

     4.6 Правовое положение природных парков

 

     Природные парки – юридические лица, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Правовое положение государственных природных заказников

    1. Понятие государственных природных заказников

     Под государственными природными заказниками понимаются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

     Объявление  территории государственным приро  дным заказником допускается с изъятием у пользователей земли и без него.

     Они могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения образуются решением Правительства Российской Федерации на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды, Государственные природные заказники регионального значения учреждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления.

    1. Профиль государственных природных заказников

     Заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:

  • комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
  • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
  • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
  • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов живой природы.
    1. Порядок образования  государственных природных заказников

     Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального  значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

     При этом государственные природные  заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных органов РФ. Они финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими государственными органами субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов