Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:07, реферат

Краткое описание

Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздорови¬тельное значение, изъятые решениями органов государст¬венной власти полностью или частично из хозяйственного ис¬пользования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон "Об особо охраняемых природных терри¬ториях" от 14.03.95 № ЗЗ-ФЗ, в ред. от 30.12.2008). Особо ох¬раняемые природные территории относятся к объектам обще¬национального достояния.

Содержание

Введение
1 Эколого-правовая защита особо охраняемых территорий и объектов
1.1 Понятие особо охраняемых природных территорий
1.2 Структура особо охраняемых природных территорий
1.3 Право собственности на особо охраняемые природные территории
1.4 Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
1.5 Земли особо охраняемых природных территорий
1.6 Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий
1.7 Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий
2 Правовой режим государственных природных заповедников
2.1 Понятие государственных природных заповедников
2.2 Задачи государственных природных заповедников
2.3 Порядок образования государственных природных заповедников
2.4 Особенности правового режима охраны государственных природных заповедников
3 Правовой режим национальных парков
3.1 Понятие национальных парков
3.2 Задачи национальных парков
3.3 Порядок образования национальных парков
3.4 Особенности правового режима охраны национальных парков
3.5 Правовое положение национальных парков
4 Правовое положение природных парков
4.1 Понятие природных парков
4.2 Задачи природных парков
4.3 Рекреационное значение природного парка.
4.4 Порядок образования природных парков
4.5 Особенности правового режима охраны природных парков
4.6 Правовое положение природных парков
5 Правовое положение государственных природных заказников
5.1 Понятие государственных природных заказников
5.2 Профиль государственных природных заказников
5.3 Порядок образования государственных природных заказников
5.4 Особенности правового режима охраны государственных природных заказников
6 Правовой режим памятников природы
6.1 Понятие памятников природы
6.2 Порядок признания памятниками природы
6.3 Особенности правового режима охраны памятников природы
7 Правовое положение дендрологических парков и ботанических садов
7.1 Понятие дендрологических парков и ботанических садов
7.2 Особенности правового режима охраны дендрологических парков и ботанических садов
8 Правовое положение лечебно-оздоровительных местностей и курортов
8.1 Понятие курортов и лечебно-оздоровительных местностей
8.2 Особенности правового режима охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
9 Правовой режим особо охраняемых природных объектов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

     Наконец, смешанный (дифференцированный) заповедный режим сочетает в себе элементы абсолютного  и относительного режимов, то есть означает полное изъятие из хозяйственного и рекреационного использования отдельных участков природной среды наряду с ограниченным рекреационным использованием охраняемой территории. Этот режим характерен для национальных и природных парков.

     Особенностью  правового режима всех особо охраняемых территорий является создание на прилегающих к ним участках земельного и водного пространства охраняемых зон или округов с ограниченным режимом природопользования в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (п. 3 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях). 

     1.7 Ответственность за нарушение  правового режима особо охраняемых  природных территорий  

     Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах влечет за собой административную, уголовную, гражданско-правовую и иную ответственность.

     Административная  ответственность установлена ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также ст. 19 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц и граждан, с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.

     Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других, особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, влечет наступление уголовной ответственности по ст. 262 Уголовного кодекса РФ.

     Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление согласно нормам гражданского законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Правовой режим государственных  природных  заповедников

     2.1 Понятие  государственных природных  заповедников

 

     Высший  статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники – первая форма особо охраняемых природных территорий

     Государственные природные заповедники составляют основу национального богатства страны. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

     Государственные природные заповедники представляют собой природоохранные, научно-исследовательские и экологопросветительские учреждения, цель которых – сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

     Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

     Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

  1.  Задачи государственных природных заповедников
  • осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
  • организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
  • осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;
  • экологическое просвещение;
  • участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
  • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

     2.3 Порядок образования государственных  природных заповедников

     Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Закона об особо охраняемые природных территориях принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

     Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса  заповедника, законодательство предусматривает  целый ряд мер. В этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

    1.  Особенности правового режима охраны государственных природных заповедников

     Режим охраны заповедника предусматривает  установление ряда запретов и ограничений. Так, на его территории запрещается:

     а) любая деятельность, противоречащая его задачам и режиму;

     б) интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

     в) всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выделенных (эталонных) участках.

     Ограничениями являются:

     а) специальный порядок доступа посторонних граждан на территорию заповедника, который возможен только с разрешения дирекции или органа, в ведении которого находится заповедник;

     б) возможность частичного хозяйственного использования отдельных участков для обеспечения функционирования заповедника и жизнеобеспечения проживающих на его территории граждан;

     в) проведение мероприятий и деятельность только в целях сохранения в естественном состоянии природных комплексов, их восстановления и предотвращения их изменений; поддержания условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, устранения угроз жизни людей и населенным пунктам в результате стихийных бедствий, осуществления экологического мониторинга, научных исследований, эколого-просветительной работы, контроля и надзора.

     На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность. направленные:

  • на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
  • поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
  • предотвращение условий, которые могут вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
  • осуществление экологических задач;
  • ведение эколого-просветительской работы;
  • осуществление контрол ьно-надзорных функций.

     Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях  в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается  всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

     Однако  на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике. 
 
 
 

     3 Правовой режим национальных  парков

     3.1 Понятие национальных парков

     Национальные парки – это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения федерального значения, предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма. Их территории (акватории) включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

     Природные объекты, находящиеся на территории на циональных парков, и объекты недвижимости безвозмездно предоставляются им в бессрочное (постоянное) пользование. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Вокруг национального парка создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

     3.2 Задачи национальных парков

  • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
  • сохранение историко-культурных объектов;
  • экологическое просвещение населения;
  • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
  • разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
  • осуществление экологического мониторинга;
  • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

     3.3 Порядок образования национальных  парков

     Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, которое принимается на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

     3.4 Особенности правового режима охраны национальных парков

     На  землях национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Могут быть выделены следующие функциональные зоны:

  • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территорий;
  • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;
  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
  • рекреационная, предназначенная для отдыха, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
  • охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
  • обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
  • хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов