Источники экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, всестороннее исследование источников экологического права Республики Беларусь.
Цель обуславливает задачи, а ими выступают:
Дать понятие и описать особенности источников экологического права, а так же системы экологического законодательства.
Рассмотреть Конституцию Республики Беларусь, как источника экологического права.
Рассмотреть Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», дать общую характеристику и определить его место в системе источников экологического права.
Рассмотреть технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права.
Рассмотреть нормы международного права, как источники экологического права.

Содержание

Введение____________________________________________________________3
1. Понятие и особенности источников экологического права. Система экологического законодательства _______________________________________5
2. Конституция Республики Беларусь как источник экологического права _____11
3.Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права__________23
4.Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права_________________________________________________
5. Нормы международного права как источники экологического права_______

Заключение_________________________________________________________26
Список используемой литературы_____________________________________28

Вложенные файлы: 1 файл

источники экологического права.docx

— 62.94 Кб (Скачать файл)

Нормативные правовые акты, принятые с целью  охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности, устанавливают специальные механизмы, которые в общем виде закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Необходимость разработки и принятия целого ряда нормативных правовых актов, входящих в эту группу, обусловлена особенностями окружающей среды, выступающей в качестве объекта правоотношений. Экологическое законодательство рассматривает охрану окружающей среды в качестве неотъемлемого условия устойчивого экономического и социального развития государства и предусматривает целый ряд требований в этой области, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности в качестве обязательных условий и ограничений.

Сказанное позволяет выделить в системе экологического законодательства группу, объединяющую как законы, так  и принятые в их развитие иные акты законодательства, включая технические  нормативные правовые акты, которые  содержат нормы, устанавливающие параметры  качества окружающей среды, и эколого-правовые механизмы, посредством которых  оно обеспечивается. В этой группе представлены следующие Законы: «Об  особо охраняемых природных территориях», «О налоге за использование природных  ресурсов (экологический налог)»; «О государственной экологической  экспертизе», «Об обращении с  отходами». Нормы, содержащиеся в названных  выше законах и принятых в их развитие нормативных правовых актах, образуют соответствующий институт или подинститут экологического права. Обращает на себя внимание, что те или иные правоотношения, закрепленные в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в дальнейшем получают развитие в законах или иных актах законодательства (например, система особо охраняемых природных территорий закреплена на уровне закона, а Национальная система мониторинга окружающей среды определена актом Правительства).

В юридической литературе, в частности В.И. Андрейцевым, в качестве самостоятельной группы источников экологического законодательства выделяют также законодательство в сфере экологической безопасности. Такая позиция заслуживает поддержку, поскольку в данном случае имеет место свой специфический предмет регулирования – отношения в области экологической безопасности в особых условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сюда следует включать Законы: «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности генно-инженерной деятельности», в развитие которых принят ряд иных актов законодательства.

Второй уровень в системе экологического законодательства составляют так называемые «экологизированные» нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. Этот уровень является как бы внешним для собственно экологического законодательства. Если группы источников, входящие в собственно экологическое законодательство, представляют внутреннее деление экологического права, то этот уровень позволяет расширить границы правового регулирования сферы взаимодействия общества  
с окружающей средой.

Понятие «экологизированные нормы» введено профессором В.В.Петровым. Под «экологизацией нормативно-правовых актов» он понимает «внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта». Пример сочетания собственно экологического законодательства с нормами иных правовых отраслей представляет институт ответственности за нарушение экологического законодательства: деяния, нарушающие экологическое законодательство, определены в источниках экологического права, например, Законе «Об охране окружающей среды», и др., а меры ответственности – в административном, уголовном, гражданском законодательстве. При этом основой для применения мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности все же являются положения экологического законодательства, поскольку квалификация правонарушения возможна только с использованием специальных экологических норм, устанавливающих характер правонарушения, его квалифицирующие признаки (например, причинение вреда особо охраняемым природным территориям или животным и растениям, занесенным в Красную книгу), определяющих при помощи специальных такс или методик размер причиненного окружающей среде вреда.

Потребность во включении  в систему экологического законодательства норм иных отраслей также обусловлена  и тем, что, как мы уже говорили ранее, окружающая среда – это  сложная природно-социальная система. Таким образом, присутствие в  рассматриваемом уровне норм хозяйственного права, а также так называемых социальных норм является настоятельной  необходимостью, поскольку по отношению  к юридическим лицам, деятельность которых загрязняет окружающую среду, нормы экологического права действуют  через нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность этих субъектов. Например, Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте»  устанавливает меры обеспечения  экологической безопасности при  создании магистральных трубопроводов, при их эксплуатации и выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации.

К социальным нормам, в частности, относится законодательство, обеспечивающее санитарно-эпидемическое благополучие населения, градостроительное законодательство. Важнейшей составляющей названных  отраслей являются технические нормативные  правовые акты, устанавливающие нормативы (стандарты, правила, регламенты) хозяйственной  деятельности с целью обеспечения  безопасности человека. Санитарно-эпидемическое  законодательство регулирует качество окружающей среды в аспекте сохранения ее как среды обитания человека. Консолидирует систему санитарно-эпидемических  норм Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Правовую основу градостроительной деятельности составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Статья 5 названного Закона устанавливает требования в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности территорий и их защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предъявляемые к разработке градостроительной и проектной документации на строительство и застройку населенных пунктов.

Экологическую окраску в  настоящее время имеют многие правовые институты: институт права  собственности, обязательств вследствие причинения вреда, сервитут и иные в  гражданском праве, институты административной ответственности и управления в  области охраны окружающей среды  – в административном праве; институт прав человека – в конституционном праве; экологическое налогообложение – в налоговом и т. д. [5, с. 136]

Специалисты в области  правовой охраны окружающей среды по-разному  оценивают связь экологического законодательства с иными отраслями. Так, В. В. Петров отмечает, что экологические отношения вытекают из гражданских отношений, поэтому они ближе к гражданско-правовым дисциплинам. О. И. Крассов полагает, что основу правового регулирования в экологическом праве составляют методы, присущие административному праву, при помощи которых, по его мнению, «можно добиться каких-то положительных результатов в решении проблем охраны природы». Следует понимать, что желаемый баланс экономических и экологических интересов общества достижим в праве только при учете экологического характера (т. е. когда имеет место взаимодействие с окружающей средой), подлежащего регулированию правоотношения. Включение в систему экологического права норм иных отраслей обусловлено тем, что подлежащие правовому регулированию отношения, экологические по содержанию, являются иноотраслевыми по объективно сложившейся правовой форме. Таким образом, «экологизированные» нормы регулируют экологические по содержанию (иноотраслевые по форме) отношения в комплексе с собственно экологическими нормами. Взаимодействие и соотношение «экологизированной» и экологической нормы должно осуществляться согласно правилу «специальный акт имеет верховенство по отношению к общему». В качестве примера такого соотношения можно привести нормы Гражданского кодекса, устанавливающего право собственности в качестве института гражданского права (общая норма), и содержащиеся в земельном законодательстве нормы, определяющие особенности права собственности на землю (специальная норма). При таком подходе пробелом в праве следует считать ситуацию, при которой экологические по содержанию отношения, урегулированные, например, законодательством о хозяйственной деятельности, никак не закреплены в специальных экологических актах. Так, безусловным пробелом является отсутствие в земельном, горном и водном законодательствах правил об особенностях использования компонентов природной среды на условиях концессии, при наличии соответствующих общих норм в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь.

Таким образом, расширяя границы  правового регулирования сферы  взаимодействия общества с окружающей средой, «экологизация» законодательства позволяет эффективно использовать все имеющиеся в законодательстве правовые формы и механизмы с целью достижения благоприятной для человека окружающей среды.

Третий уровень  составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 8 Конституции  Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Процедуры признания  норм международного права закреплены в Законе «О международных договорах  Республики Беларусь». Республика Беларусь заключает и исполняет международные  договоры в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.

Согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено подписанием  международного договора, путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, ратификацией международного договора, утверждением (принятием) международного договора, присоединением к международному договору, путем правопреемства в  отношении международного договора. Решения о согласии на обязательность для Республики Беларусь межгосударственных и межправительственных договоров  принимаются Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь или Советом Министров  Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией.

Ратификации подлежат межгосударственные и межправительственные договоры, в  которых предусмотрена их ратификация, а также устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в декретах и указах Президента Республики Беларусь, законах Республики Беларусь предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные декретами и указами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь о территориальном разграничении Республики Беларусь с другими государствами, об участии Республики Беларусь в международных организациях и межгосударственных образованиях. Межгосударственные и межправительственные договоры, не подлежащие ратификации и не вступающие в силу со дня подписания, обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, подлежат утверждению (принятию). Присоединение Республики Беларусь к международным договорам осуществляется исходя из условий международного договора, а также в других случаях, предусмотренных международным правом.

Большинство международных  соглашений в области охраны окружающей среды являются общими многосторонними  договорами, рассматриваемыми в теории и практике международного права  как соглашения, которые посвящены  вопросу, представляющему интерес  для международного сообщества государств в целом; направлены на создание общепризнанных норм международного права; предназначены  для участия всех государств. Среди  них особенно выделяются так называемые рамочные соглашения, поскольку они, как правило, имеют глобальный характер, фиксируют общие для всех государств-участников обязательства, но при этом не ограничивают договаривающиеся стороны перечислением  запрещенных действий. Например, рамочными  являются Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г., конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

Нормы права, содержащиеся в  международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, признаются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме  случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких  норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют  силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее  соответствующего международного договора. [7, с. 214]

Особое место среди  международных договоров как  источников экологического законодательства занимает Конвенция о доступе  
к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская). Данный международный документ определяет основные права граждан в экологической сфере, необходимые для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений на благоприятную окружающую среду:

а) право на доступ к экологической информации;

б) право на участие в принятии экологически значимых решений;

в) право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Конвенция представляет собой  новый вид международного соглашения в области окружающей среды. Она  декларирует, что принцип устойчивого  развития, провозглашенный на Декларации Конференции ООН по окружающей среде  и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), может быть реализован только путем активного взаимодействия между общественностью и государственными органами в условиях демократии. Предмет Конвенции – взаимоотношения между обществом и государством по поводу состояния окружающей среды, поэтому в отличие от основного массива международных норм по охране окружающей среды, устанавливающих обязательства государств в отношении друг друга, Конвенция охватывает обязательства, которые государства-участники несут перед общественностью своих государств. Конвенция предоставляет публичные права гражданам и налагает на государства-участники обязательства по обеспечению экологических прав. Новизна Конвенции проявляется также в том, что, впервые в практике международного публичного права субъектом международного документа признается общественность наряду с привычными субъектами – государствами.

Консолидирует систему экологического законодательства Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конституция  Республики Беларусь  как источник экологического  права

 

Конституция Республики Беларусь в соответствии с ее юридической  силой является первым источником права. На основе конституционных норм формируется  вся система текущего законодательства. Основные положения экологической  доктрины Республики Беларусь также  определены в Конституции.

Информация о работе Источники экологического права