Источники экологического права Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Источники ЭП.docx

— 33.29 Кб (Скачать файл)

Источники экологического права Республики Беларусь

 

 

Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения  экологической безопасности, устойчивого  экономического и социального развития общества.

Под источниками экологического права  понимаются нормативные правовые акты уполномоченных государственных органов, регулирующие экологические отношения и устанавливающие правила поведения, обязательные для соблюдения и исполнения всеми субъектами общественных отношений.

Источники экологического права имеют  общие характеристики с источниками  других отраслей права. Все источники  права - это правовые акты, принятые непосредственно народом (путем референдума) или уполномоченными на то государственными органами. Такие органы устанавливают или санкционируют нормы права - внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Посредством ее воля законодателя становится обязательной для исполнителя.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативные правовые акты Республики Беларусь подразделяются на виды, например:

кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений;

закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений;

указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы;

и другие.

К источникам экологического права Республики Беларусь относятся следующие виды нормативных правовых актов: Конституция, кодексы (водный, воздушный, о земле, о недрах, лесной), законы (об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране озонового слоя и другие), нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления (министерств, ведомств).

Законом Республики Беларусь регулируются наиболее важные общественные отношения. Вступившие в силу законы Республики Беларусь обязательны для применения на всей территории Республики Беларусь.

Источники экологического права обладают всеми  характерными признаками, свойственными  источникам права. Но они имеют свои особенности: в них представлен  значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых "экологизированных" норм и нормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Наконец, в числе источников экологического права определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права. Система экологического законодательства, воспринимая идеи основополагающих конституционных актов, состоит из двух подсистем законодательств:

1) природоохранного;

2) природоресурсного.

В подсистему природоохранного законодательства входят Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года (далее – Закон Республики Беларусь об охране окружающей среды), законы Республики Беларусь от 16 декабря 2008 года «Об охране атмосферного воздуха», от 12 ноября 2001 года «Об охране озонового слоя», другие законодательные акты комплексного правового регулирования. В подсистему природоресурсного законодательства входят: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Водный кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь об охране и использовании животного мира, о растительном мире, а также другие законодательные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

В Республике Беларусь правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и  объектов устанавливает Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды», положения которого направлены на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов. Под охраной окружающей среды (природоохранной деятельностью)  понимается деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды», актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной  среды регулируется законодательством  Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством  Республики Беларусь об охране и использовании  земель, об охране и использовании  вод, об использовании, охране и защите лесов, о недрах, об охране и использовании  животного мира, о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.

Основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, как основного источника экологического права, являются:

обеспечение благоприятной окружающей среды;

регулирование отношений в области  охраны природных ресурсов, их использования  и воспроизводства;

предотвращение вредного воздействия  на окружающую среду хозяйственной  и иной деятельности;

улучшение качества окружающей среды;

обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей  отрицательное воздействие на состояние  окружающей природной среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Республики Беларусь, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду  и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

обеспечения благоприятных условий  для жизни и здоровья граждан;

научно обоснованного сочетания  экологических, экономических и  социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения  благоприятной окружающей среды;

охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых  условий обеспечения благоприятной  окружающей среды и экологической  безопасности;

предупредительного характера  мер по охране окружающей среды и  предотвращению вреда окружающей среде;

государственного регулирования  охраны окружающей среды и природопользования;

платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных  ресурсов;

независимости контроля в области  охраны окружающей среды;

учета природных и социально-экономических  особенностей территорий, в том числе  режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и  редких природных ландшафтов и природных  комплексов;

допустимости воздействия хозяйственной  и иной деятельности на природную  среду с учетом требований в области  охраны окружающей среды;

обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных  органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;

сохранения биологического разнообразия;

обеспечения интегрированного и индивидуального  подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды  к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и  иную деятельность или планирующим  ее;

презумпции экологической опасности  планируемой хозяйственной и  иной деятельности;

снижения вредного воздействия  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования  наилучших доступных технических  методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области  охраны окружающей среды, с учетом экономических  и социальных факторов;

запрещения хозяйственной и  иной деятельности, которая может  привести к деградации естественных экологических систем, изменению  и (или) уничтожению генетического  фонда объектов растительного и  животного мира, истощению природных  ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

гласности в работе государственных  органов, общественных объединений  по вопросам охраны окружающей среды  и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной  экологической информацией;

недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды  и функций природопользования;

ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

обеспечения пропаганды знаний в области  охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;

международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды  влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (уголовную, административную, материальную).

При причинении экологического вреда, возникновении опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушении требований в области  охраны окружающей среды или невыполнении предписаний государственного органа, осуществляющего государственный  контроль в области охраны окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая  вредное воздействие на окружающую среду, может быть:

полностью или частично приостановлена до устранения выявленного нарушения  на основании решения местного исполнительного  и распорядительного органа, постановления  Министерства природных ресурсов и  охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальных органов  и их должностных лиц, других государственных  органов (организаций), которым в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь предоставлено право на принятие такого постановления (далее – уполномоченный государственный орган);

полностью или частично приостановлена до устранения выявленных нарушений либо прекращена по решению суда.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы

 

  1. Что понимается под источниками экологического права?

 

Под источниками экологического права  понимаются нормативные правовые акты уполномоченных государственных органов, регулирующие экологические отношения и устанавливающие правила поведения, обязательные для соблюдения и исполнения всеми субъектами общественных отношений.

 

  1. Какие виды нормативных правовых актов относятся к источникам экологического права Республики Беларусь?

 

  Конституция, кодексы (водный, воздушный, о земле, о недрах, лесной), законы (об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране озонового слоя и другие), нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления (министерств, ведомств).

 

 

  1. Какой нормативный правовой акт устанавливает правовые основы охраны окружающей среды?

 

В Республике Беларусь правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и  объектов устанавливает Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды», положения которого направлены на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

 

 

  1. Что является основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, как основного источника экологического права?

 

 Основными задачами являются:

обеспечение благоприятной окружающей среды;

регулирование отношений в области  охраны природных ресурсов, их использования  и воспроизводства;

предотвращение вредного воздействия  на окружающую среду хозяйственной  и иной деятельности;

улучшение качества окружающей среды;

обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.

 

 

  1. Из каких двух подсистем законодательств состоит система экологического законодательства?

 

1) природоохранного;

2) природоресурсного.

 

 

 

 

Глоссарий

 

  1. Источники экологического права - нормативные правовые акты уполномоченных государственных органов, регулирующие экологические отношения и устанавливающие правила поведения, обязательные для соблюдения и исполнения всеми субъектами общественных отношений.
  2. Закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
  3. Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
  4. Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов.
  5. Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность)  - деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.

Информация о работе Источники экологического права Республики Беларусь