Экологическое право: источники, определение, объекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:02, реферат

Краткое описание

Загрязнение окружающей природной среды, ее разрушение, истощение природных ресурсов, привели к изменению качества окружающей среды и сказались на состоянии здоровья населения. По мере развития этих процессов формировалось и экологическое законодательство. Качественно новые подходы в формулировании экологического права России возникли после 1990г. в период становления России как суверенного государства, когда были разработаны основополагающие законы и созданы специальные органы по охране природы.

Вложенные файлы: 1 файл

экология1.docx

— 38.15 Кб (Скачать файл)

Введение

Термин «экология» (от двух греческих слов: oikos - дом, жилище и logos - наука, знание) был предложен в 1866 г. немецким естествоиспытателем Э. Геккелем для обозначения науки, изучающей взаимоотношения живых организмов с окружающей их средой. В XX в. экология вышла далеко за рамки биологической науки. Ее объектами стали виды и популяции живых организмов, экосистемы, человек и биосфера в целом.

Понятие право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. По мере развития цивилизации формировались те или иные разделы права, такие как, например гражданское право, международное право, избирательное право и т.п.

Загрязнение окружающей природной среды, ее разрушение, истощение природных ресурсов, привели к изменению качества окружающей среды и сказались на состоянии здоровья населения. По мере развития этих процессов формировалось и экологическое законодательство. Качественно новые подходы в формулировании экологического права России возникли после 1990г. в период становления России как суверенного государства, когда были разработаны   основополагающие законы и созданы специальные органы по охране природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическое право: источники, определение, объекты

Система экологического законодательства на современном этапе развития российского общества  основывается следующих    нормативных актах:

  1. Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - принята 12.06.1990 г.;
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина - принята 22.11.1991г. Верховным советом РСФСР;
  3. Конституция (Основной закон) Российской Федерации - принята 12.12.1993 г. в результате всенародного голосования.

Этими документами определены стратегические направления экологической политики государства и пути укрепления экологического правопорядка и экологической безопасности на территории Российской Федерации.

Конституция РФ позволяет субъектам Федерации осуществлять регулирование экологических отношений путём принятия соответствующих законов и других нормативно-правовых актов, не вступающих  в противоречие с федеральными законами, а дополняли или развивали их.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ призвано обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения социального обеспечения, экологии. Отражение принципов государственной политики в области экологии  являются национальные планы, правительственные постановления, которые в совокупности по существу также выступают источниками экологического права.

Если основанием экологического законодательства являются Конституция РФ и равные ей по значимости документы (международные договоры РФ, общепризнанные нормы международного права и т.п.), то федеральные законы образуют систему источников экологического права. Среди таких источников  важнейшим является Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый 12.01.2002г., который  «…регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».В ст.3 этого закона сформулированы принципы, развивающие этот тезис. Они таковы:

•Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

•Обеспечение  благоприятных условий жизнедеятельности человека;

•Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных  интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей  среды;

•Платность природопользования и возмещения вреда окружающей  среде;

•Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

•Обязательность участия в деятельности по охране окружающей  среды государственной  власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

•Сохранение биологического разнообразия;

•Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей  среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую  среду, в соответствии с законодательством;

•Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды ;

•Организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры;

•Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объедине-ний в решении задач охраны окружающей среды;

•Участие Российской Федерации  в международном сотрудничестве по охране окружающей среды.

Значительное внимание в Законе уделено вопросам оценки воздействий на окружающую среду и экологической экспертизе, а также  экологическим требованиям, предъявляемым к проектируемым, реконструируемым, вновь вводимым в эксплуатацию и эксплуатируемым предприятиям и другим объектам, установлению ответственности за экологические правонарушения и разработке механизмов возмещения вреда, причиненного такими правонарушениями. Наличие в законе этих и других глав о чрезвычайных экологических ситуациях, об особо охраняемых природных объектах, о государственном экологическом мониторинге и экологическом контроле, о научных исследованиях и основах формирования экологической культуры позволяет сделать  вывод о том, что принятый в 2002 году  закон является комплексным законодательным актом прямого действия. Все другие принятые и принимаемые законы федерального уровня и субъектов Федерации в области охраны окружающей среды охраны  не должны входить в противоречие с этим законом. Таким образом, закон «Об охране окружающей  среды» по существу возглавляет систему экологического законодательства. На его основе предпринимаются попытки определения экологического права. Одно из них заключается в следующем :

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующую общественные экологические отношения в среде взаимодействия общества и природы с целью сохранения,  оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Экологическое право как система законодательных и нормативно-правовых актов включает ряд федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а   также   постановления и распоряжения Правительства в пределах полномочий, представленных Конституцией РФ. Эти документы обычно принимаются  во исполнение Федеральных законов либо  содержащихся в них положений, либо при создании и определении компетентных органов управления и контроля, либо при утверждении нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие и регулирование экологических отношений в обществе.

К источникам экологического права относятся также нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств федерального значения, которые наделены (в пределах утвержденной для них компетенции) правом издавать документы, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц. Подобного рода акты выпускаются Министерством природных ресурсов РФ, Госсанэпиднадзором РФ, Госстандартом РФ и др.

Источниками экологического права также являются законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления

Экологическое право и построенная на его основе система охраны окружающей природной среды защищает на территории РФ объекты земной природы от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения. С  определённой степенью условности такие объекты подразделяются:

•  интегрированные, включающие экологические системы и озоновый слой атмосферы;

•  дифференцированные, включающие  землю, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

• особо охраняемые, включающие государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и место их обитания.

 

 

 

Система управления охраной окружающей средой

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) подразделяет органы экологического управления на два: общей и специальной компетенции. К государственным органам первой категории относятся Президент, Федеральное Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы (рис. 8.1). Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение определенных функций по экологическому управлению. Их функции  зарегистрированы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах. Органы специальной компетенции подразделяются:

1.  комплексные, выполняющие все задачи или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной среды;

2. отраслевые, действия, которых по управлению ограничены отдельными природными объектами;

3. функциональные,- обеспечивающие управление при выполнении одной или нескольких родственных природоохранительных задач. (Смотреть приложение 1)

Система  управления в области охраны окружающей среды  предусматривает увеличение общественных экологических объединений и неправительственных организаций того же профиля,  в частности, в рамках  Законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и другими представлены права участия в деятельности по охране окружающей среды, в экологической экспертизе. Они вправе  рекомендовать своих представителей для участия в экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования промышленных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы в средствах массовой информации и т.п. Естественно, что указанная деятельность должна проводиться в рамках федерального закона «Об экологической экспертизе».

Все звенья государственной системы управления в области экологии создают необходимые условия и возможности для осуществления деятельности по оздоровлению и улучшению окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

 

 

 

 

 

Система управления качеством окружающей среды в хозяйственной деятельности

В соответствии с международными и российскими стандартами серии ISО 14000 (ГОСТ-Р-ИСО 14000) Систему управления качеством окружающей среды (СУКОС) определяют как часть общей системы управления. Организация, намеревающаяся внедрить эффективную СУКОС, ставит перед собой цель - помочь в защите здоровья людей и охране окружающей среды..

В число основных принципов для управления внедрением или  улучшения характеристик СУКОС входят:

•  уяснение того, что управление качеством окружающей среды находится среди высших приоритетов организации;

•  планирование процедур экологического характера на протяжении всего жизненного цикла продукции или услуг;

•  оценка процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности;

•  предусмотрение соответствующих и достаточных ресурсов;

 •оценка экологических характеристик и их соответствие  политике, целям и задачам деятельности организации; 

•оценка процессов управления путем аудита и идентификации возможности улучшения систем и соответствующих характеристик окружающей среды;

• поддержка деятельности по созданию и развитию СУКОС организаций подрядчиков и поставщиков.

Построение СУКОС  включает следующие этапы

1. Разработка и декларирование экологической политики и обязательств. Организация определяет намерения и политику охраны окружающей среды,  объявляя об этом  персоналу и другим заинтересованным сторонам.  Ответственность за формирование экологической политики лежит на высшем руководстве организации.

2. Разработка экологических целей и планирование деятельности. Организация должна сформулировать план для выполнения экологической политики. Элементы СУКОС, относящиеся к планированию, включают идентификацию экологических аспектов и оценку воздействий на окружающую среду, требования общественности в экологической политике, наличие внутренних критериев и требований, целей, задач и планов охраны окружающей среды, а также программы управления качеством окружающей среды. 

3. Организация и практическая реализация экологической политики. Для эффективного внедрения СУКОС организация должна создать возможности и механизм поддержки, необходимые для достижения поставленных целей и задач экологической политики, а также ориентировать и перенастраивать людей, систему, стратегию и структуру таким образом, чтобы в полной мере соответствовать новой ситуации и новым требованиям.

Информация о работе Экологическое право: источники, определение, объекты