Шпаргалка по «Ценообразованию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Ценообразованию»

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по ценообразованию.docx

— 181.23 Кб (Скачать файл)

1. Теоретические основы  цены

Цена – важнейшая экономическая категория. История ценообразования берет свое начало с того момента, когда люди стали прибегать к натуральному обмену. Над качественным отождествлением обмениваемых товаров, над тем, что позволяет людям соизмерять различные товары, размышлял еще Аристотель (384 – 322 до н.э.). Он полагал, что обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости, однако отмечал, что «в действительности невозможно, чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы».

Спустя две тысячи лет представитель английской классической политэкономии Уильям Петти (1623-1687) предложил ответ: ценность (стоимость) товара, произведенного человеком за определенное время, равна ценности количества серебра, которое можно за это же время добыть, перевезти и начеканить из него монету.

Яркими представителями теории трудовой стоимости Адам Смит, Давид Риккардо. В частности Адам Смит различал в товаре две стороны: меновую ценность (стоимость) и потребительную ценность (стоимость). меновая стоимость – определяется трудом. При этом цена товара определяется не индивидуальными затратами данного производителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы производителю для создания данного товара.

Наиболее последовательным сторонником теории трудовой стоимости был Карл Маркс. Любой товар обладает потребительной стоимостью, т.е. он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, также  он является носителем меновой стоимости, которая представляется в виде количественного соотношения, в котором один товар обменивается на другой товар. В любых двух различных вещах существует нечто общее равной величины. Любой товар имеет стоимость лишь потому, что в нем овеществлен (материализован) человеческий труд. Труд есть расходование человеческой рабочей силы, которой обладает организм каждого обыкновенного человека.

Понятие «общественно необходимые затраты труда» ввел К. Маркс, понимая под ним затраты, необходимые для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости работников и интенсивности труда.

Маркс ввел понятие «прибавочная стоимость» - это часть вновь созданной стоимости, принимающая форму прибыли.  Маркс предложил, что рабочий продает, а капиталист покупает (оплачивает) не труд рабочего, а рабочую силу.

Таким образом, основные положения теории трудовой стоимости можно свести к следующему:

- существует  множество человеческих потребностей, удовлетворяемых множеством товаров, которые производятся множеством  видов труда;

- товар  обладает потребительной стоимостью  и стоимостью, представляющей собой  материализованный абстрактный  человеческий труд;

- труд  имеет двойственный характер, проявляющийся  в абстрактном и конкретном  труде;

- рабочая  сила обладает стоимостью, определяемой  стоимостью необходимых жизненных  средств для ее производства;

- цена  представляет собой выражение  соизмеримости всех видов полезного  труда и всех видов потребительных  стоимостей;

- закон  среднего общественного необходимого  рабочего времени находит свое  выражение в денежной форме  в виде отклонения индивидуальной  стоимости товара от его общественной  стоимости;

- деньги  не имеют цены, а масштаб цен  зависит от массы средств обращения (массы денег).

Другая противоположная концепция воплощена в неоклассической теории цены и прежде всего в австрийской теории предельной полезности. Основатели Карл Менгер, его ученики Визер и Бем-Баверк. Главная особенность австрийской школы состоит в утверждении, что сведение стоимости к затратам труда, земли и капитала неприемлемо. Стоимость (ценность) определяется степенью полезного эффекта определенного блага. Развитие неоклассической теории цены связано с именем  А. Маршалл, который объяснял природу  цен, опираясь как на теорию издержек производства, так и на положения теории предельной полезности. Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть ниже издержек производства.

А. Маршалл установил простой механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров в условиях неограниченной (совершенной, чистой) конкуренции.Маршалл подчеркнул необходимость включения фактора времени в анализ цены, отметив различную взаимосвязь между издержками производства и ценой в зависимости от того, какой подход – краткосрочный или долгосрочный – закладывается в основу анализа. Из других нововведений Маршалла, получивших широкое признание и дальнейшее развитие в западной экономической науке, следует отметить идею об эластичности спроса и предложения по цене.

2. Функции цен

1. Регулирующая функция цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов – уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. На рынках с разной степенью монополизации со стороны как производителя, так и потребителя может оказываться влияние на формирование и изменение цены.

2. Учетно-измерительная (критериальная) функция цены определяется ее сущностью как денежного выражения стоимости.  В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели – валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.

Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т.д.

3. В процессе функционирования цены выполняют распределительную и перераспределительную функцию, суть которой состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода

Тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий различных форм собственности и населения. 

4. Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуется экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом.

5. Способствующая рациональному  размещению производства функция цены заключается в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капитала в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса.

6. Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода  между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения

все функции взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Проявляются они только в системе цен, а не в отдельно взятой цене на конкретный товар.

3. Методологические вопросы ценообразования

Методология ценообразования есть совокупность общих правил, нормативных актов, принципов и методов разработки прогнозируемой концепции ценообразования, определения и обоснования цен, формирования системы цен, управление ценообразованием.

Методология и методика (совокупность методов практического выполнения чего-либо) существенно отличаются друг от друга. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации стратегии на практике. Отсюда следует, что методики – это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов (способ практического осуществления чего-либо) формирования цен. Таким образом, методики являются первым важнейшим элементом методологии.

Вторым важным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Важнейшими принципами ценообразования являются:

1.Принцип научности обоснования  цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.

2.Принцип целевой направленности  цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества..

3.Принцип непрерывности процесса  ценообразования определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену, во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

4.Принцип единства процесса  ценообразования и контроля за соблюдением цен заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий-монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства.

4. Факторы ценообразования

Внутренние

Внешние

Особые свойства товара

Политическая стабильность в стране

Способ производства

Обеспеченность основными ресурсами

Мобильность производства

Рыночная среда

Ориентация на рыночные сегменты

Участники каналов товародвижения

Жизненный цикл товара

Масштабы государственного регулирования цен

Длительность цикла товародвижения

Характер спроса

Авторитет фирмы

Совершенство налогового законодательства

Организация сервиса

Общий уровень инфляции

Реклама, продвижение товара

Внешняя экономическая политика государства




 

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием двух групп факторов - внешних и внутренних.

Факторы ценообразования

Внешние, т.е. факторы макроэкономического уровня, не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в стране и за ее пределами.

Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия, фирмы.

5 Классификация цен

1. Классификация цен в зависимости  от стадии товародвижения, на  которой они формируются

Отпускная цена предприятия-изготовителя (оптовая цена предприятия

Отпускная цена оптового предприятия (оптовая цена промышленности)

Розничная цена Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид. 2. 2.Классификация цен в зависимости от степени государственного регулирования и уровня конкуренции. В соответствии с классификацией цен по данному критерию различают  регулируемые,  свободные (договорные) и фиксированные цены. Регулируемые цены – это цены, уровень которых складывается под влиянием спроса и предложения, но они подвержены различным ограничениям со стороны  государства.Свободные (рыночные) цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения, т.е. конъюнктуре рынка. Фиксированные цены – это цены, непосредственно устанавливаемые государственными органами и являющиеся крайним вариантом прямого ценового регулирования.

3. Классификация цен в зависимости  от сферы обслуживания национальной  экономики или от характера  оборота. По такому признаку цены делятся на оптовые, закупочные, розничные, сметную стоимость (цены строительства), тарифы на услуги и  внешнеторговые (мировые) цены.

4. Классификация цен с учетом  базисных условий. Формирование цен по базисным условиям связано с отражением в цене и характером распределения расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и на ее таможенное оформление (в случае пересечения товарами государственной границы) между продавцом и покупателем

Несмотря на наличие специального документа «Инкотермс 2000», во многих странах СНГ при внутригосударственных поставках используют традиционные  (со времен Советского Союза) принципы формирования цен по базисным условиям с учетом расходов по транспортировке продукции. В данном случае порядок возмещения ценой транспортных расходов объясняется термином франко (до), показывающим, до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену.  Включение в цену различных транспортных расходов означает установление для потребителя в различных зонах страны разных цен и тем самым реализует географический принцип ценообразования.

Обычно используются следующие виды франко, соответствующие различным условиям поставки:

- франко-склад поставщика.

- франко-станция (порт, пристань) отправления

- франко-транспортное средство (вагон, баржа или борт парохода, самолета) - станция отправления.

- франко- транспортное средство-станция назначения.

- франко-станция назначения. 

- франко-склад покупателя. Использование  того или иного вида франко цен обуславливается особенностями продукции..

5. Классификация цен с учетом  их территориального распространения. Выделяют единые республиканские и местные  цены.

Информация о работе Шпаргалка по «Ценообразованию»