Создание юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности создания юридических лиц в Российской Федерации.
Также выделим несколько задач данного исследования:
- рассмотреть понятие юридическое лицо, его виды, правосубъектность;
- описать подготовку к регистрации юридических лиц;

Содержание

Аннотация 2
Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Юридические лица 6
1.1.Понятие юридического лица 6
1.2.Классификация юридических лиц 8
1.3.Правоспособность юридического лица 9
Глава 2. Подготовка к регистрации юридического лица 13
2.1. Выбор организационно-правовой формы 13
2.2. Подготовка пакета учредительных документов 17
2.3. Юридический адрес 20
Глава 3. Порядок регистрации юридических лиц 22
Заключение 32
Список литературы 33
Приложения 33
Приложение 1. “Классификация юридических лиц” 35
Приложение 2. 36

Вложенные файлы: 1 файл

хоз.право.docx

— 95.25 Кб (Скачать файл)

Копии свидетельств о регистрации  учредителей - юридических лиц представляются на регистрацию в 1-ом экземпляре на каждое юридическое лицо. Во всех других случаях представляются копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических  лиц, заверенных нотариально.

В случаях, когда учредителями юридического лица являются также физические лица, в МИФНС представляется ксерокопия паспорта каждого учредителя - физического  лица.

Заявление в МИФНС о  государственной регистрации юридического лица при создании (Приложение №1 к  Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 №439 (в ред. Постановлений  Правительства РФ от 16.10.2003 №630 от 26.02.2004 №110))12 заполняется разборчиво от руки либо на печатной машинке. Первые три страницы в Заявлении подписывается Заявителем и заверяется нотариусом, остальные страницы в Заявлении считаются приложениями и подписываются Заявителем, не заверяя подпись нотариусом.

Во всех случаях, кроме  предоставления документов на регистрацию  лично учредителем, требуется нотариально  заверенная доверенность от учредителя юридического лица - руководителю. Если документы в МИФНС подает доверенное лицо директора предприятия, то на это  доверенное лицо предоставляется отдельная  доверенность, составленная в произвольной форме и заверенная подписью руководителя предприятия.

2.3. Юридический адрес

Вопрос о юридическом  адресе предприятия является одним  из самых важных в процессе регистрации  юридического лица. Сейчас вместо понятия  «юридический адрес» употребляется  понятие «место нахождения». Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается  офис фирмы, орган управления данного  юридического лица. И именно этот адрес  должен фигурировать в уставе предприятия  как адрес его места нахождения.

В качестве адреса места  нахождения юридического лица можно  использовать домашний адрес учредителя, который имеет московскую прописку. Это разрешено только для предприятий  – субъектов малого предпринимательства. Субъектом малого предпринимательства  считается предприятие, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в котором численность работников за отчетный период не превышает следующих  предельных уровней:

  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.13

 

 

 

Глава 3. Порядок  регистрации юридических лиц

В науке гражданского права  в советский период было принято  различать три порядка возникновения  юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

В распорядительном порядке  возникало подавляющее большинство  юридических лиц: все государственные  юридические лица, предприятия и  учреждения кооперативных и общественных организаций и их объединений. При  этом для создания юридического лица требовалось лишь распоряжение властного  государственного органа. Государственная  регистрация была не нужна.

В разрешительном порядке  создавались, например, кооперативные  и общественные организации. Здесь  учредители юридического лица были отделены от органа, осуществляющего контроль, как над законностью, так и  над целесообразностью создания юридического лица.

В нормативно-явочном порядке  создавались рыболовецкие и иные колхозы. При этом орган, ответственный  за учреждение юридических лиц, также  был отделен от лиц, от которых  исходила инициатива создания юридического лица. Но этот орган проверял лишь законность, а не целесообразность создания юридического лица14.

Следуя такой классификации  и нормам ГК РФ в их первоначальной редакции, следовало признать, что  законодатель установил, да и то с  определенной оговоркой, лишь нормативно-явочный  порядок создания юридического лица.

Ст. 49 ГК РФ, определяя момент создания юридического лица, отсылает к п.2 ст.51 ГК РФ, в соответствии с  которым юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации. При этом особо подчеркивалось, что отказ в государственной  регистрации влечет лишь нарушение  установленного законом порядка  образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону. Отказ же в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Порядок государственной  регистрации определялся пунктом 1 ст. 51 ГК РФ следующим образом: «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц». Однако в ст. 8 Закона «О введении в действие части первой ГК РФ» специально указывалось, что до принятия закона о государственной регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц.

Следует в качестве примера  несколько подробнее раскрыть существовавший порядок создания некоторых юридических  лиц, в частности коммерческих организаций, с целью определения правовой природы указанного порядка15.

Для регистрации коммерческой организации в местную администрацию  необходимо было представить:

1) заявление в произвольной  форме с просьбой зарегистрировать  организацию;

2) утвержденный учредителями  устав (для организаций, не  являющихся хозяйственными товариществами);

3) решение о создании  предприятия или договор учредителей  (по ГК РФ: учредительный договор). По смыслу президентского указа  наличие решения относилось лишь  к регистрации некоммерческих  организаций, имеющих право осуществлять  предпринимательскую деятельность. Для предприятий, создаваемых  одним учредителем, решением о  создании являлся утвержденный  учредителями устав. Почти для  всех предприятий, создаваемых  несколькими учредителями характерен  был и остается учредительный  договор, являющийся их учредительным документом и лишь для акционерных обществ – договор о создании АО, к учредительным документам не относящийся;

4) документы, подтверждающие  оплату не менее 50% уставного  (складочного) капитала хозяйственных  товариществ и обществ (кроме  акционерных) и 100% уставного фонда  унитарных предприятий. На практике  эта норма соблюдалась лишь  в тех ситуациях, когда указанный  капитал (фонд) формировался денежными  средствами. Подтверждением соблюдения  этой нормы являлась справка  из банка о том, что деньги  в необходимой сумме внесены.  При формировании же уставного  (складочного) капитала имуществом  до государственной регистрации  предприятия его нельзя никому  передать. Во всяком случае, практика  не выработала более действенного  механизма как составление передаточного  акта между учредителями и  руководителем будущего юридического  лица. Ясно, что в такой бумаге  мало проку как с гарантийнообеспечительной,  так и с юридической точки  зрения, поскольку до государственной  регистрации не было еще ни  самого юридического лица, ни  его руководителя. Кстати, минимальный  уставный фонд унитарных предприятий  и минимальный уставный капитал  открытых акционерных обществ  и предприятий с иностранными  инвестициями не должны быть  менее 1000-кратного МРОТ. Для всех же прочих коммерческих организаций минимальный уставный (складочный) капитал должен составлять не менее 100 МРОТ;

5) свидетельство об уплате  сбора за регистрацию предприятия16. В соответствии с Ростовскими областными нормативными актами этот сбор составлял 10 МРОТ для малых предприятий и 20 – для остальных. Это порождало трудности в правоприменительной практике, поскольку совершенно невозможно было на момент создания предприятия сказать, будет ли оно малым или нет. Поэтому в некоторых муниципальных образованиях области со всех регистрируемых коммерческих организаций взимается сбор в размере 20 МРОТ.

Это общий перечень документов. Указ предусматривал и некоторые  дополнительные (например, разрешение антимонопольного комитета). Специальными законами также могло быть предусмотрено  представление дополнительных документов (например, лицензии для охранно-детективных  предприятий).

Указ предусматривал, что  регистрация осуществляется в 3-дневный  срок с момента представления  документов или в 30-дневный срок с даты отправления документов по почте. Ст. же 34 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  устанавливала для регистрации  в любом случае месячный срок. При  противоречии Указа и Закона на практике следовало руководствоваться Законом.

Регистрация осуществлялась путем вынесения постановления  главы администрации и с соблюдением  ряда формальностей, предусмотренных  п. 5 утвержденного Указом Положения. Данные государственной регистрации  включались в государственный реестр предприятий.

Некоторые юридические лица проходили регистрацию в других органах. Например, в соответствии со ст. 12 Закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации, в том числе банки, создавались  в форме хозяйственных обществ  и регистрировались в Банке России. В органах юстиции регистрировались общественные объединения (ст.18 и 21 Закона «Об общественных объединениях»), религиозные  организации (ст. 11 Закона «О свободе  совести и религиозных организациях») и коммерческие организации с  иностранными инвестициями (ст. 20 Закона «Об иностранных инвестициях»).

Все вышесказанное относится  к действовавшему до вступления в  действие Закона «О государственной  регистрации юридических лиц» порядку  создания юридических лиц и безусловно подтверждает, что он являлся нормативно-явочным  в классическом его понимании.

Но  с введением в действие в целом  Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"17 положение дел разительным образом изменилось.

Во-первых, органы юстиции в этом Законе уже не упоминались в качестве регистрирующего органа. Таким органом  в Законе признается некий абстрактный  федеральный орган исполнительной власти (ст. 2).

Постановлением же Правительства  РФ № 319 от 17 мая 2002 г.18, принятым в соответствии с указанным законом, в качестве этого органа было названо Министерство РФ по налогам и сборам.

Во-вторых, Закон предъявил  весьма специфические требования к  одному из документов, представляемому  в регистрирующий орган при создании юридического лица, - заявлению. Согласно ст. 12 Закона в заявлении подтверждается, что представленные учредительные  документы соответствуют установленным  законодательством РФ требованиям  к учредительным документам юридического лица данной организационно - правовой формы, что сведения, содержащиеся в  этих учредительных документах, иных представленных для государственной  регистрации документах, заявлении  о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для  юридических лиц данной организационно - правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного  капитала (уставного фонда, складочного  капитала, паевых взносов) на момент государственной  регистрации, и в установленных  законом случаях согласованы  с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Соответственно, отказ в  государственной регистрации теперь допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом  необходимых для государственной  регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст. 23 Закона).

Таким образом, все задачи регистрирующего органа сводится к  тому, чтобы отследить комплектность  представляемых учредителями документов, соответствие их установленным нормативными актами формам и решить вопрос, является ли в данном случае сам орган надлежащим.

Следует несколько подробнее  раскрыть порядок государственной  регистрации юридических лиц  при их создании, установленный Законом19. В соответствии со ст. 1 Закона, государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее: государственный реестр) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом.

Государственная регистрация  юридического лица осуществляется по будущему месту нахождения юридического лица, указанному учредителями в заявлении  о государственной регистрации (п. 2 ст. 8 Закона и п.2 ст.54 ГК РФ). В соответствующий  налоговый орган подаются следующие  документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 439 от 19 июня 2002 г.20, подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена. В заявлении, помимо сведений, указанных в ст. 12 Закона, указываются паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность заявителя документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа  в соответствии с законодательством  РФ;

в) учредительные документы  юридического лица (подлинники или  нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра  иностранных юридических лиц  соответствующей страны происхождения  или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса  иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной  пошлины.

Регистрирующий орган  не в праве требовать предоставления иных документов, кроме указанных.

Документы представляются в  регистрирующий орган уполномоченным лицом (заявителем) непосредственно  или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при  его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут  быть определены Правительством РФ.

Информация о работе Создание юридических лиц