Шпаргалка по дисциплине "Управление финансами корпорации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 19 вопросов по дисциплине "Управление финансами корпорации".

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы к ЕГЭ.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

1. Проблемы корпоративного управления

Система корпоративного управления представляет собой организационную  модель, с помощью которой корпорация представляет и защищает интересы своих  инвесторов. Данная система может  включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства.

Говоря юридическим  языком, корпорация есть организация  лиц, обладающая как самостоятельный  экономический субъект определенными  правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности.

Акционеры, как  группа, стремятся осуществлять надзор за управлением корпорацией.

Проблема корпоративного управления возникла с появлением крупных  корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда стал происходить процесс разделения права собственности и управления этой собственностью. До этого рокфеллеры и морганы были полновластными хозяевами предприятий и держали в своих руках как исполнительные, так и контрольные функции.

В начале 30-х  годов собственники стали расширять  сферы своей деятельности, и им пришлось передавать исполнительные функции  другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена доверили право  принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как только это произошло, стал очевиден конфликт интересов управленцев и акционеров. Акционерам был нужен рост капитализации, а топ-менеджерам – солидный статус, высокая зарплата и бонусы. История корпоративного управления – история противостояния интересов этих основных сторон.

Играя на разногласиях между интересами акционеров, топ-менеджеры  сконцентрировали контроль над корпорацией  в своих руках. Первый этап истории  корпоративного управления – сосредоточение в одних руках права собственности  и управления ей – на этом закончился. Начался второй этап – корпоративная система с сильным менеджментом и слабым собственником. Управленцы свели роль акционеров к минимуму, став фактически полновластными хозяевами предприятий.

1. Проблема разделения  функций контроля собственности и контроля бизнеса.

2. Конфликты,  возникающие м/у менеджерами (владельцами  акций компании, в том числе  КПА) и внешними акционерами:

3. В силу продолжающегося  процесса перераспределения собственности  ни в одной компании не завершено строительство системы надежного корпоративного контроля;

4. Наличие "теневых"  корпоративных финансов ("серые"  и "черные" денежные расчеты,  уход от налогов, вывод активов  и др.).

5. Проблемы корпоративного  управления с точки зрения  объектов защиты Большинство конфликтов переходит в плоскость отношений:

"менеджеры  как акционеры - все прочие  акционеры";

"контролирующие  акционеры (в том числе как  менеджеры) - все прочие акционеры";

"контролирующие  акционеры (в том числе как  менеджеры) - новые претенденты на  контроль".

Основная проблема корпоративного управления

1. Наемных менеджеров, не имеющих доли в АО (или  небольшую долю)  

Распыленная, или  несколько примерно равных несвязанных  акционеров 

Все акционеры 

- мониторинг  и ответственность менеджеров

пассивность и права всех групп акционеров

(2) Менеджеров, ставших акционерами (с КПА)  и сохранивших свои управленческие  функции 

Концентрированная (прямо и через аффилированные структуры)  

Все прочие типы акционеров 

-ответственность  менеджеров

ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров

ограничение возможностей "шантажа" со стороны прочих акционеров

защита прав мелких акционеров

3. Внешнего акц-ра (альянса акцио-ров с КПА):  

Концентрированная

(прямо и через  аффилированные структуры)  

Мелкие собственники-акционеры 

Ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров, а также:

(а) сменившего  менеджеров 

- обеспечение  мониторинга менеджеров

(б) сохранившего  менеджеров 

- предотвращение  риска оппортунистического поведения  менеджеров

(в) выполняющего функции менеджера 

- защита прав  прочих акционеров, но одновременно  ограничение их возможностей "шантажа" 

(4) Основного  кредитора (группы кредиторов)  

Любая 

Все акционеры

Часть кредиторов 

Использование института банкротства только для  перехвата контроля (вывод активов в ущерб акционерам и др.)

6. слабая или  нетипичная роль традиционных "внешних"  механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства,  рынок корпоративного контроля);

7. Слабая банковская  система.

Основными проблемы корпоративного управления связаны не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются. В одних случаях незнание требований законодательства, вызванное его относительной новизной, а в других - полное пренебрежение этими требованиями, не позволили в полной мере ввести в жизнь те нормы корпоративного поведения, которые эти правовые акты призваны установить.

Анализ корпоративного управления в России показывает, что наибольшие конфликты возникают при решении вопроса о том, кто лучше может выполнять функции собственника. Собственник разрабатывает: инвестиционную часть, линию риска, предпринимательскую, контрольную и социальные части.

Недостаточна квалификация многих владельцев/высших управляющих, а также большинства мелких акционеров/рядовых работников компании в вопросах ведения бизнеса; у последних этот недостаток сочетается с нежеланием глубоко вникать в проблемы работы корпорации, стремлением к увеличению выплат в виде дивидендов вместо направления средств на развитие производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Участники корпоративных  отношений.

01. Крупные акционеры  (владельцы крупного пакета акций),

02. Мелкие акционеры.

Участниками корпоративных  отношений прежде всего являются акционеры, вступающие с корпорацией в особые отношения, делающим возможным само существование корпорации. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях корпорации.

03. Потребители  (без них невозможно существование корпорации. Они ожидают от корпорации качественной продукции и услуг по приемлемым ценам, хороший сервис и правдивую рекламу).

04. Служащие (отношения  служащих с корпорацией, начиная  от обычных требований справедливой  оплаты труда, переходят к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности и т.п. Служащие прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест.).

05. Менеджмент, в  том числе единоличный, исполнительный орган корпорации.

06. Кредиторы  (Получают прибыль, уровень которой  зафиксирован в договоре между  ними и компанией. Заинтересованы  в устойчивости компании и  гарантиях возврата представленных  средств. Не склонны поддерживать  решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками.).

07. Владельцы  иных корпоративных ценных бумаг.

08. Органы государственной  власти.

09. Органы местного  самоуправления (Заинтересованы прежде  всего в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места.).

10. Поставщики.

Корпорация в  процессе своей деятельности оказывает  наибольшее воздействие на местное  население. Соответственно местное  население ожидает от корпораций непосредственного участия в  решении проблем организации инфраструктуры, образования, транспорта, условий для отдыха и т.д. 

03. Особенности развития  корпоративного управления  в РФ.

Этапы становления  корпоративного управления:

01. Период до 1987 г.

Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Основой для этого послужили, на наш взгляд, три причины:

1. Отсутствие  отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда.

2. Неготовность  предприятий высоко оплачивать  квалифицированный труд зарубежных  управляющих.

3. Остатки тоталитарного  мировоззрения в обеих системах  и, в связи с этим, низкое  желание взаимного обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.

02. Период с  1987 г. по 1991 г.

В этот период закладывались  основы корпоративности директорского  корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленного в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.

03. Период с  1991 г. по 1994 г.

В то же время  начал складываться определенный корпоративный  стиль взаимоотношений отдельных  структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.

04. Период с  1994 г. по август 1998 г.

Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или  создают совместные фирмы.

Основная тяжесть  проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.

05. Период с августа 1998 г. по настоящее время.

Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере  финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных  структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики.

При этом в России в настоящее время формально присутствуют компоненты всех традиционных моделей: относительно распыленная собственность (но неликвидный рынок и слабые институциональные инвесторы), явная и устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля (но при отсутствии адекватного финансирования и эффективного мониторинга), элементы перекрестных владений и формирование сложных корпоративных структур разного типа (но при отсутствии тяготения к какому-либо типу). Прежде чем что-либо менять, следуют достаточно четко осознавать, кого, от кого, зачем и в какой мере необходимо защищать в рамках национальной модели корпоративного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

04. Типы корпоративных  объединений.

Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических  лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление финансами корпорации"