Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по финансам.docx

— 382.55 Кб (Скачать файл)

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики [4].

Элементами налоговой системы являются

налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:

- виды налогов;

- субъект налога;

- предмет и объект  налогообложения;

- источники выплаты налоговых  платежей;

- ставка налога;

- база налогообложения;

- методы налогообложения;

- налоговые льготы;

- налоговый и отчетный  периоды;

- санкции;

- порядок уплаты и  сроки перечисления налоговых  платежей и предоставления отчетов  в государственную инспекцию;

налоговое законодательство;

налоговые службы [5,c.38].

Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

 Налоги подразделяются  на прямые и косвенные (в зависимости  от формы изъятия). К числу прямых  налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги  вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).

По значимости различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.

 В зависимости от  использования налоги делятся  на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

 По принципам построения  выделяют следующие налоги:

 прогрессивный налог  возрастает быстрее, чем прирастает  доход;

 регрессивный налог  характеризуется взиманием более  высокого процента с низких  доходов и меньшего процента  с высоких доходов, т.е. такой налог  возрастает медленнее, чем доход;

 пропорциональный налог  забирает одинаковую часть от  любого дохода (единая ставка  для доходов любой величины).

Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог.

 Юридические лица, подлежащие  налогообложению:

1) юридические лица Республики  Беларусь;

2) иностранные юридические  лица и международные организации;

3) простые товарищества (участники договора о совместной  деятельности);

4) хозяйственные группы.

 Физические лица, подлежащие  налогообложению:

1) граждане Республики  Беларусь;

2) граждане либо подданные  иностранного государства;

3) лица без гражданства (подданства)».

Объект налога - то, что подлежит налогообложению:

 доход;

 имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

 передача имущества (наследство  и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);

 потребление (акцизы, налог  с продаж, налог на добавленную  стоимость);

 ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные  товары).

Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности можно определить основные виды:

 производственная деятельность;

 коммерческая деятельность;

 финансовая деятельность.

 Производственная деятельность  связана с производством продукции, товаров, услуг, работ, подлежащих последующей  реализации потребителям (покупателям). В основе коммерческой деятельности  лежат товарно-денежные и торгово-обменные  операции.

 Финансовая деятельность  связана с получением доходов  от оказания всевозможных финансовых  услуг.

 Разновидностью производственной, коммерческой и финансовой деятельности  является предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли  или личного дохода и осуществляемую  от своего имени, на свой страх  и риск, под свою имущественную  ответственность.

Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг) [6,c.35].

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) [7,c 60].

 В теории и практике  налогов большое значение имеют  методы построения налоговых  ставок, среди которых выделяются:

 • твердые ставки - определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического  сантиметра);

 • пропорциональные  ставки - устанавливаются в процентах  к облагаемому доходу, обороту  либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество  предприятия, налогу на прибыль);

 • прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта  облагаемого дохода по действующей  шкале. Прогрессия бывает двух  видов - простая и сложная. При  простой прогрессии ставка налога  растет и распространяется на  всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения  делится на части, каждая из  которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки  применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую  ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;

 • регрессивные ставки - понижаются по мере роста  объекта налога и устанавливаются  обычно не в процентах, а в  абсолютных суммах.

 Начисление налогов  может производиться двумя методами:

 некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога;

 кумулятивным, при котором исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль) [6,c.40].

Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.

 Согласно Налоговому  кодексу «налоговыми льготами  признаются предоставляемые отдельным  категориям плательщиков предусмотренные  налоговым законодательством преимущества  по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать  налог, сбор (пошлину) либо уплачивать  их в меньшем размере. Налоговые  льготы устанавливаются в виде:

 • освобождения от  уплаты налога, сбора (пошлины);

 • дополнительных  по отношению к учитываемым  налогам при определении (исчислении) скидок, уменьшающих налоговую базу  либо сумму налогов, сбора (пошлины);

 • пониженных по  сравнению с обычными налоговых ставок;

 • в ином виде, установленном  Президентом Республики Беларусь.

 Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются  Президентом Республики Беларусь  и Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально  предоставляются в виде, порядке  и на условиях, определяемых Президентом  Республики Беларусь. Местные 

 По налогам могут  устанавливаться в законодательном  порядке определенные льготы  в различных формах, к числу  которых относятся:

 введение налогооблагаемого  минимума — освобождение от  налога части его объекта;

 установление налогового  иммунитета - освобождение от налогов  отдельных лиц или категорий  плательщиков;

понижение ставок налога, уменьшение его оклада;

 предоставление налогового  кредита (отсрочка внесения оклада  налога);

 изъятие из налогообложения  части объекта налога;

 вычет из налогового  платежа за расчетный период;

 освобождение от отдельных  видов налогов и ряд других.

 В зависимости от  сферы применения различают следующие  налоговые льготы:

 общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;

 специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.

 Налоговое законодательство  предусматривает предоставление  множества льгот по различным  видам налогов. В соответствии  с целевым назначением их можно  объединить в четыре группы.

 Производственно-экономические  льготы, которые имеют наибольшее  значение для национального хозяйства, так как их целью является  стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми  связано вхождение предприятий  в рынок;

 Социальные льготы, которые  имеют целью облегчить предприятиям  решение социально-бытовых проблем;

 Экологические льготы, которые создают условия для  обеспечения охраны окружающей  среды, ликвидации последствий экологических  катаклизмов;

 Специальные льготы, которые  имеют ограничительный характер  либо по времени, либо по охвату  налогоплательщиков [5,c.45].

Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов [7,c.71].

Уплата налогов может осуществляться тремя способами:

 по декларации (расчетам  по налогам), когда налогоплательщик  обязан в установленный срок  представить в налоговый орган  отчет о своих налоговых обязательствах (подоходный налог, НДС, налог на  прибыль и др.). В данном случае  плательщик уплачивает налог  самостоятельно, а если в ходе  проведения документальной проверки  налоговым органом будут установлены  расхождения деклараций с данными  бухгалтерского учета, то к плательщику  будут применены финансовые и  штрафные санкции;

 по источникам дохода, когда налог удерживается лицом, выплачивающим доход его собственнику (дивиденды);

при помощи кадастрового способа, который предусматривает уплату налога в соответствии с установленной классификацией объектов налогообложения по определенным признакам (земельный налог в соответствии с кадастровой оценкой земли).

 В составе элементов  налогового регулирования экономики  немаловажное значение придается  установлению обоснованных сроков  уплаты налогов. Сроки уплаты  налогов могут быть едиными  и дифференцированными в зависимости  от размеров платежей.

Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»