Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по финансам.docx

— 382.55 Кб (Скачать файл)

Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары (декларантом), либо иным лицом в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь: отечественные юридические и физические лица (резиденты) и иностранные юридические и физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Республики Беларусь (нерезиденты).

По происхождению различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины.

 Ввозные пошлины являются  самым распространенным видом  таможенных пошлин и устанавливаются  в фискальных целях, а также  для ограждения доступа товаров  извне на внутренний рынок  страны.

 Вывозные пошлины являются  исключительными мерами оперативного  регулирования внешнеэкономической  деятельности и, как правило, ограничивают  вывоз стратегических товаров, сырья  из страны. В Республике Беларусь  экспортные товары таможенными  пошлинами в настоящее время  не облагаются.

 Ставки таможенных  пошлин определены в Едином  Таможенном Тарифе 

 таможенного союза  Республики Беларусь, Республики  Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) принятого в 2009 году. Единый  таможенный тариф – свод таможенных  пошлин, применяемых к товарам, ввозимым  на единую таможенную территорию  из третьих стран, систематизированный  в соответствии с единой Товарной  номенклатурой внешнеэкономической  деятельности Tаможенного союза (ТН ВЭД ТС).

По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на:

 специфические, начисляемые  в установленном размере за  единицу измерения облагаемых  товаров;

 адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

 комбинированные, начисляемые частично в твердой сумме, частично в процентах.

 В целях защиты экономических  интересов Республики Беларусь  к ввозимым товарам могут временно  применяться особые виды таможенных  пошлин:

 специальные пошлины;

 антидемпинговые пошлины;

 компенсационные пошлины.

 Специальные пошлины  применяются как защитная мера, если товары ввозятся в количествах  и на условиях, наносящих или  угрожающих нанести ущерб отечественным  производителям подобных или  непосредственно конкурирующих  товаров.

 Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза  товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость  в стране вывоза в момент  ввоза, если такой ввоз наносит  или угрожает нанести материальный  ущерб отечественным производителям.

 Компенсационные пошлины  применяются в случаях ввоза  товаров, при производстве или  вывозе которых прямо или косвенно  использовались субсидии, если такой  ввоз наносит или угрожает  нанести ущерб отечественным  производителям подобных товаров  либо препятствует организации  или расширению производства  подобных национальных товаров [8,c.67].

 В соответствии с  двусторонними соглашениями о  свободной торговле, заключенными  Республикой Беларусь с Азербайджанской  Республикой, Республикой Армения, Республикой Грузия, Республикой  Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской  Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан  и Украиной, товары, произведенные  в этих государствах и ввозимые  с их территории в Республику  Беларусь, импортными пошлинами  не облагаются.

 Объектом обложения  таможенными пошлинами являются  товары, перемещаемые через таможенные  границы.

 Таким образом, в Республике  Беларусь к общегосударственным  налогам относят:

 подоходный налог с  физических лиц, основная ставка  которого 12%;

налог на прибыль – 24%;

акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;

НДС – 20%;

налог на недвижимость;

экологический налог;

 земельный налог.

 Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и  прибыль и НДС, а также акцизы  формируют значительную часть  доходов бюджета.

 Субъектами налогообложения  налога на прибыль являются  юридические лица; подоходного налога - физические лица; земельный, налог  на недвижимость, НДС, акцизами –  юридические и физические лица; налог за добычу и экологический  налог – юридические лица и  индивидуальные предприниматели.

Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др.

 Сумма налога, причитающегося  к уплате, исчисляется как произведение  налоговой базы и налоговой  ставки.

 Состав и количество  местных налогов определяют Советы  Депутатов соответствующей административно-территориальной  единицы. Перечень местных налогов  и сборов, которые вправе вводить  местные Советы депутатов, установлен  Налоговым кодексом Республики  Беларусь.

 Важным элементом налоговой  системы являются также таможенные  пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за  пределы страны. Таможенные пошлины  уплачиваются лицом, перемещающим  товары.

  1. Сущность и виды расходов государственного бюджета, их классификация

Основным назначением  государственного бюджета является финансирование социально-экономического развития  республики. С этой целью аккумулируемые в бюджете доходы направляются на финансирование  общегосударственных потребностей, к которым можно отнести мероприятия, связанные с  подъемом  экономики, развитием социально- культурной сферы, безопасностью государства, содержанием административно аппарата управления  общественными процессами   и т.д.  

По своему экономическому содержанию расходы бюджета представляют собой денежные средства, которые направляются и затем используются на предусмотренные в законе о государственном бюджете цели.  Расходы бюджета  осуществляются в форме  бюджетного финансирования отдельных предприятий, учреждений и  организаций. На объем и структуру расходов бюджета в каждом текущем периоде оказывает влияние множество факторов.    К основным из них можно отнести:

- конкретную ситуацию  в стране и в мире, которая  предполагает необходимость решения  определенных задач;

-  особенности общественного  и экономического развития  страны  и отдельных регионов, определяющие  объем  и структуру расходов  республиканского и местных бюджетов;

- финансовую политику  государства, обеспечивающую централизацию  государственных средств для покрытия предполагаемых расходов и их рациональное использование для реализации намеченных целей.

Классифицировать  расходы бюджета любого государства можно  по  многим критериям. Важнейшие из них представлены на рис.3.4.

 

Направления расходов.

Функциональное назначение.

Экономическое содержание.

Ведомственное распределение.

-внешние;

-экономические расходы;

- текущие;

-министерства:

-внутренние 

-расходы на социальные  нужды;

- капитальные.

-ведомства и др. органы  управления.

 

-расходы на управление;

   
 

-расходы на оборону  страны и др. общегосударственные  расходы.

   

 

Рис. 3.4.  Классификация расходов бюджета  

К внешним  расходам относятся те бюджетные средства, которые  направляются на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, международное   сотрудничество в различных сферах деятельности,  отчисления в бюджет Союзного государства и др. Все остальные виды рас ходов относятся к внутренним расходам. 

Классификация расходов по функциональному назначению позволяет четко определить целевые направления бюджетных средств, связанных  с выполнением основных функций государства. 

Группировка расходов по экономическому признаку отражает разграничение бюджетных средств на текущие  и капитальные нужды.  К первой группе расходов относится текущее финансирование органов государственной власти, текущие расходы социально-культурных мероприятий, финансовая поддержка отдельных отраслей экономики, субъектов малого бизнеса и т.д. К капитальным расходам   относятся те, бюджетные средства, которые используются на расширение  воспроизводства, совершенствование инфраструктуры отдельных административно- территориальных единиц, на модернизацию  производства, финансирование инновационных и инвестиционных проектов.

Классификация расходов по ведомственному признаку отражает распределение средств на всех уровнях управления: министерства, ведомства,  конкретные предприятия,  учреждения и др. организационные структуры.

Действующая Бюджетная классификация расходов в Республике Беларусь основывается на принципах функциональности и ведомственности.  Как уже отмечалось, функциональная классификация расходов представляет собой  группировку расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающую направление средств на выполнение основных функций  соответствующих государственных органов. В бюджетной классификации все расходы распределяются по разделам, подразделам, видам  и параграфам. 

На первом  уровнем функциональной классификации расходов выделяются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства. На втором уровне  расходов  в  подразделах, конкретизируются в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государственных органов в определенной области. На третьем уровнем детализируются направления расходов по их видам.  Четвертый уровень функциональной классификации – это  расходы, сгруппированные в параграфы, которые  конкретизируют  расходование бюджетных ресурсов на определенные мероприятия и направления деятельности.

Выполнение расходной части во многом зависит от  рациональной организации исполнения бюджета, т.е. обоснованного распределения бюджетных ресурсов, своевременного перечисления средств  непосредственным распределителям кредитов, а также эффективного их использования.  В данном процессе принимают участие законодательные и исполнительные органы власти всех уровней управления, отдельные министерства и ведомства, а также конкретные предприятия, организации и учреждения. Все они несут ответственность за  полное и рациональное расходование бюджетных средств, осуществляют постоянный контроль за   законностью и экономической целесообразностью освоения выделенных средств. 

 

  1. Дефицит бюджета и методы его регулирования

Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование

дефицита госбюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета

превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности

государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В

зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.  Ежегодный

дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо

путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может

свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.

Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень

внимательно.

     3.1. Основные  виды бюджетных дефицитов

Различают следующие виды бюджетных дефицитов:

1.     Циклический  дефицит госбюджета – результат  действия встроенных

стабилизаторов.

2.     Структурный  дефицит госбюджета – разность  между расходами и доходами

бюджета в условиях полной занятости.

3.     Операционный  дефицит госбюджета – общий  дефицит госбюджета за вычетом

инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4.     Первичный  дефицит госбюджета – разность  между величиной общего

дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5.     Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,

обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»