Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по финансам.docx

— 382.55 Кб (Скачать файл)

Децентрализованные финансовые ресурсы  создаются  на  микро уровне конкретными предприятиями и организациями в процессе их хозяйственной деятельности.  В основном они выступают в форме чистых доходов, поступивших от  реализации продукции и других операций   после возмещения затрат на их получение. Кроме того, к финансовым ресурсам функционирующих предприятий относятся заемные  и другие привлеченные средства, используемые на текущие и инвестиционные нужды предприятия.

Децентрализованные финансовые ресурсы опосредствуют весь процесс производства и обращения, обеспечивают стабильное функционирование предприятия, а также его саморазвитие. Часть финансовых ресурсов предприятия в форме налогов и других обязательных платежей взимается в бюджет и специальные фонды, тем самым участвуют   в удовлетворении общегосударственных нужд.

  1. Управление финансовой системой

В широком смысле управление звеньями финансовой  системы отождествляется с сознательным процессом организации  органов управления финансовыми потоками, а также выбором оптимальных форм, методов мобилизации необходимых финансовых ресурсов, их рационального распределения и эффективного использования. С этой целью создается совокупность   финансовых  организаций,  учреждений, институтов, в обязанности которых входит:

-достижение эффективности  в формировании и использовании  финансовых ресурсов, что обеспечивает   реализацию намеченной цели конкретного  звена финансовой системы. 

-совершенствование деятельности  субъектов управления.

Управление финансовой системой осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы власти: Президент, Национальное Собрание, Совет Республики и Палата представителей. Они  определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство и осуществляют общий контроль за его соблюдением.

На региональном уровне такие полномочия возложены на местные органы власти. 

Оперативное управление отдельными звеньями финансовой системой осуществляется финансовым аппаратом, который включает  множество  организационных структур  на всех уровнях управления. 

На общегосударственном уровне   основными органами управления финансами являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет. 

На Министерство финансов  возложено ряд функций, связанных с формированием и реализацией финансовой политики государства   в пределах  страны и на международном уровне. К его  задачам  относятся:

- организация и  ответственность  за составление проекта бюджета  и его исполнение;

- разработка долгосрочных  и краткосрочных прогнозов  развития  экономики, конкретных социальных  и экономических программ республиканского  и союзного назначения;

- обоснование предложений  по совершенствованию налоговой, ценовой  политики, формированию  отечественного финансового рынка    и участия  в международных  операциях;

-  участие  в работе  по совершенствованию страховой  деятельности в стране;

- выпуск и размещение  государственных внутренних займов  Республики Беларусь;

- разработка проектов  и реализация программ внешних  заимствований Республики Беларусь.

     Основными  задачами   Министерства по  налогам и сборам   являются  следующие:

-осуществления контроля за правильностью,  полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета  налоговых платежей;

- обоснование  прогноза  налоговых платежей на очередной  финансовый год, изучение изменений  в их структуре;

- анализ эффективности  взыскания налогов, характер и  степень их влияния на финансово-хозяйственную  деятельность плательщиков и  формирование доходной части  бюджета;

- разработка  нормативных  правовых актов, форм отчетности  по вопросам, связанным с взысканием  налогов;

- определение  направлений  по упрощению налоговой системы, в том числе совершенствованию  порядка исчисления и уплаты  налогов и сборов  в доход  государства;

- разработка предложений  по повышению эффективности деятельности  инспекций МНС, также  по обеспечению  полного и своевременного поступления  налогов;

- применение административных  штрафов за нарушение налогового  законодательства;

- осуществление  иных  функций в соответствии с законодательством  Республики Беларусь, приказами, распоряжениями  и указаниями Министра.

Определенное место в системе управления финансами занимает Государственный таможенный комитет.  Его основной целью  является повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для работы участников внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг. К приоритетным задачам таможенных органов относятся следующие:

- взимание таможенных  платежей, контроль за правильностью, своевременностью их исчисления и уплаты;

- приостановление операций  налогоплательщиков по счетам  в банках при  неисполнении  ими таможенного и налогового  законодательства;

- принятие  мер по принудительному  взысканию таможенных платежей;

- создание условий, способствующих  ускорению товарооборота через  таможенную границу;

- повышение степени соблюдения  таможенного законодательства и  эффективности борьбы с правонарушениями  в сфере таможенного дела и  др.

На уровне субъектов хозяйствования управлением финансами занимается финансовая служба. На средних и малых предприятиях  функции  управления финансами выполняют в основном сотрудники   бухгалтерии. Полную ответственность за финансовое состояние  несет  руководитель предприятия.  

Процесс управления финансами с помощью различных форм и экономических инструментов,  как правило, реализуется по классической схеме, этапы которой включают:

- прогнозирование и планирование, т.е. обоснование источников формирования  и  их использования;

- реализацию намеченных  планов, программ  посредством обеспечения  полной  и своевременной мобилизации  финансовых ресурсов, экономного  их расходования  и достижения  позитивных результатов;

- текущий и последующий  контроль за соблюдением законодательства  и эффективностью принятых и реализованных решений.

  1. Содержание и значение финансовой политики

Одним из важнейших инструментов воздействия государства на формирование и динамичное развитие  экономических и  социальных процессов в стране, является его финансовая политика.

Финансовая политика – это часть общей экономической политики, которая активно участвует в регулировании общественных процессов, посредством использования финансовых рычагов  и соответствующих методов. 

В наиболее общем виде формы финансовой политики  классифицируются по двум признакам:  целевому назначению, степени регулирования экономическими процессами.  Рис.6.1.

 

Классификационные критерии

Формы финансовой политики

1.Цель  финансовой политики

1.1.Стимулирующая;

 

1.2.Стабилизационная;

 

1.3. Сдерживающая.

2. Степень регулирования  экономическими процессами

2.1. Дискреционная;

 

2.2. Недискриционная.


 

Рис. 6.1. Классификация финансовой политики государства.

 

Стимулирующая финансовая политика предполагает реализацию финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная политика способствует снижению налогового бремени, расширению финансовых льгот, стимулированию экспортных трансакций и деловой активности предпринимателей. В ряде случаев она предполагает увеличение объема государственных расходов на поддержание наукоемких отраслей хозяйства, развитие рыночной инфраструктуры, а также осуществление мероприятий, связанных с улучшением уровня жизни населения. 

Стабилизационная политика направлена в основном на  сохранение достигнутого уровня развития экономики и культуры. Как правило, при данной политике объем расходов и доходов государства остается на прежнем  уровне, изменяется лишь механизм их получения и использования.  

    Сдерживающая  финансовая политика направлена  на уменьшение реального объема  ВНП по сравнению с его потенциальным  уровнем. При сдерживающей финансовой  политике государство стремится  уменьшить расходы государственного  бюджета и увеличить уровень  налогообложения юридических и  физических лиц.

Под дискреционной политикой понимается значительное участие государства в регулировании  экономическими и общественными процессами. В таких случаях государство пытается посредством налогов и сборов, а также уровнем финансирования отдельных субъектов хозяйства  существенно повлиять на объем производства, его структуру, рентабельность отдельных видов продукции, инвестиционную политику и  пропорции между импортом и экспортом сырья и товаров.

При недискреционной финансовой политике решающая роль в регулировании экономики предназначена  рынку. Государство с помощью законодательных и нормативных актов регулирует экономическую деятельность субъектов хозяйствования, одновременно использует финансовые стабилизаторы, которые нивелируют стихийность рыночных отношений.

Финансовая политика государства на конкретный период времени рассматривается, затем утверждается высшими органами государственной власти. В ее реализации принимают участие все звенья финансовой системы. Ведущую роль в данном процессе занимают органы государственного управления,   в том числе аппарат министерства финансов. Как правило, финансовая политика  реализуется   в следующей последовательности.

  1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

В пределах общей финансовой политики принято выделять следующие ее составные части: налоговую, бюджетную и денежно- кредитную политику.

Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части доходов физических и юридических лиц  в бюджет и их перераспределении на общегосударственные нужды.

Рациональная  налоговая политика должна основываться на  определенные принципах:

    а) уровень налоговой  ставки следует  устанавливать  с учетом возможностей налогоплательщика, то есть величины его  доходов. Поскольку возможности разных  физических и юридических лиц  неодинаковы,  то целесообразно  устанавливать  дифференцированные  налоговые ставки; 

   б) налогообложение  должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным. С другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к повышению деловой активности;

            в) обязательность   уплаты  налоговых  платежей и необратимость наказания  за неправильное и несвоевременное  их погашение;

  г) процедура исчисления  и погашения  налоговых платежей  должна быть простой, понятной  и удобной для налогоплательщиков  и соответственно адаптирована  к современным условиям хозяйствования;

   д) поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных групп  с целью сглаживания неравенства  между ними, недопущения резкого  расслоения общества.

Суть Бюджетной политики заключается в формировании централизованного фонда денежных средств, которые  используются для выполнения функций государства  в целях удовлетворения общегосударственных потребностей Главными составляющими  бюджетной политики государства является:

1. установление сроков действия и формы ее реализации. Речь идет о государственном бюджете, его структуре, обязательных приложениях и отдельных расчетах;

2. обоснование объема доходов, их видов и  времени поступления;

3. определение объема и  структуры расходов  по отраслям  и    конкретным группам хозяйствующих субъектов;

4. реализация механизма финансирования намеченных мероприятий и форм контроля за их целевым и эффективным использованием.  

Детально эти вопросы рассмотрены в главе.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитной политики, являющейся я одной  из  важных частей  финансовой политики государства.  Денежно- кредитные  отношения выступают в качестве основного элемента процесса воспроизводства. Поэтому  экономическое развитие любой страны во многом зависит от правильности организации  денежного обращения, которое характеризуется движением денег, обслуживающих производство и реализацию товаров, услуг, работ и расчетов в хозяйстве. С развитием общества   происходит количественный рост объема денежного обращения, усиливаются его связи с кредитной системой.  В связи с чем, исключительное значение приобретают проблемы выбора и реализации эффективной  денежно- кредитной политики.

Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»