Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по финансам.docx

— 382.55 Кб (Скачать файл)
  1. Виды, формы и методы проведения финансового контроля

Финансовый контроль - важнейший этап управления  финансовыми ресурсами  в процессе их образования, распределения и использования. Его главная цель заключается в обеспечении выполнения   намеченных программ, проектов и принятых конкретных решений с точки зрения  законности  и экономической целесообразности. 

Финансовый контроль выступает во многих формах и видах, которые классифицируются  в зависимости от принятых признаков. В наиболее общей форме классификация финансового контроля   представлена на рис. 7.1.

   

                     

Классификационные критерии.

Форма финансового контроля.

1. время  проведения контроля;

1.1 предварительный

 

1.2. текущий

 

1.3. последующий.

2. методы проведения контроля.

3.1. проверка;

 

3.2. обследование;

 

3.3. мониторинг;

 

3.4. надзор;

 

3.5. ревизия;

 

3.6. анализ;

 

3.7. финансовая диагностика.

3. способы проведения  контроля.

4.1. обязательный;

 

4.2. инициативный.

4. субъекты, осуществляющие  контроль.

2.1. общегосударственный;

 

2.2. ведомственный;

 

2.3. внутрихозяйственный;

 

2.4. аудиторский.


 

 

Рис.7.1. Классификация финансового контроля.

 

Источник: собственная разработка.

 

В зависимости от времени и периода проведения различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Сущность предварительного контроля заключается в том, что он осуществляется  при обосновании намечаемых решений, задач и, как правило, до их реализации.  Примером предварительного контроля является  проведение ряда экономических расчетов, прогнозирование альтернативных проектов  для выбора оптимального.

Текущий контроль отождествляется с оперативной проверкой  различных операций, выполнения заданий в коротком периоде времени для выявления определенных отклонений в реализации  намеченных задач  и эффективности использования предусмотренных на эти цели ресурсов.

Последующий контроль направлен в основном на оценку результатов хозяйственно- финансовой деятельности за прошедший период   в масштабах всего государства.  

Проверка производится по отдельным направлениям финансово- хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и других документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины, целесообразность использования  конкретных методов аккумуляции и расходования  финансовых ресурсов.

Обследование охватывает отдельные участки деятельности субъектов хозяйствования.  В ходе обследования осуществляются контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за ходом законности и своевременности  поступления  денежных ресурсов и их рациональным использованием.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Ревизия – это глубокое  обследование финансово- хозяйственной деятельности субъекта  с целью проверки ее законности, целесообразности, эффективности. В процессе ревизии выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

 

Экономический анализ предполагает детальное изучение, как правило, годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки  результатов хозяйственной деятельности за прошедший период, финансового состояния и обоснования перспектив развития предприятия.

Финансовая диагностика представляет собой совокупность исследовательских процедур по оценке результативности  финансовой деятельности соответствующих субъектов.

Аудит – форма независимого финансового контроля за   достоверностью бухгалтерской  отчетности и других финансовых документов.

Финансовый контроль осуществляет множество различных хозяйственных субъектов на макро и микро уровнях, при этом используя все методы контроля за конкретной сферой деятельности.

 

  1. Сущность и значение государственного бюджета

По своей экономической сути  государственный бюджет  представляет  экономическую категорию, которая отражает формирование и распределение централизованного фонда финансовых ресурсов государства.  Материальной основой государственного бюджета являются финансовые ресурсы, которые  образуются в результате распределения и перераспределения  национального дохода. Этот процесс опосредствуют экономические отношения, возникающие между государством и отдельными звеньями хозяйства и населения.

Основными функциями государственного бюджета  являются следующие: распределительная, регулирующая, контрольная, финансирование социальной сферы.

Содержание функций бюджета, формы и методы их реализации во многом зависят от типа экономической формации. В рыночной экономике, экономические отношения в основном формируются под воздействием рынка, соответственно происходит образование   стоимостных пропорций в распределении ВВП между участниками воспроизводства. Государство воздействует на эти  процессы   экономическими методами, пытаясь обеспечивать приоритеты   в хозяйстве и социальной сфере.  Соответственное направление получают и функции основного централизованного финансового  фонда государства -  бюджета. 

Посредством распределительной функции происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между отдельными отраслями народного хозяйства,  материальной и социально- культурной сферой. Эти процессы  тесно связаны    с регулирующей  функцией бюджета, которая посредством применения разных методов влияет на  формирование доходной и расходной частей бюджета. В основном выделяют косвенные и прямые методы.  К косвенным  следует отнести налоги, субсидирование, выдачу беспроцентных или льготных кредитов. Налоги, которые в обязательном порядке взимаются с доходов юридических и физических лиц регулируют рентабельность отдельных видов   товаров, услуг и работ в последствие эти суммы  концентрируются в бюджете и используются на  общегосударственные нужды.  Метод  выдачи субсидий используется лишь для отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их деятельности (жилищно- коммунальное хозяйство,  сельское хозяйство, транспорт и т.п.). Льготное  кредитование     направлено  на расширение источников финансирования  жилищного строительства населения, венчурного капитала и др.

Прямые методы выражаются в непосредственном бюджетном финансировании  социальной сферы, крупных программ в области экологии, развития наукоемких отраслей, фундаментальных научных  исследований,  финансовой поддержке малого бизнеса,  и др. 

Для обеспечения бесплатного медицинского обслуживания, определенного уровня образования, содержания нетрудоспособных граждан и многих других социальных и культурных мероприятий  направляется    значительная часть расходов государственного бюджета. За счет государственного бюджета финансируется  содержание административных органов управления, которые обеспечивают  управление экономическими и социальными процессами, а также безопасность страны.

Учитывая особое значение государственного бюджета  в развитии экономики и повышении социального и культурного уровня населения, государство придает ему силу закона, посредством утверждения его объема и структуры на соответствующий период времени.

В процессе  составления и исполнения бюджета осуществляется постоянный контроль за своевременной и полной  мобилизацией всех источников поступлений, а также за рациональным расходованием бюджетных ресурсов.  Этот контроль возложен на все органы управления, налоговые службы, финансовые структуры и непосредственных распорядителей кредитов.

  1. Бюджетная система и принципы ее построения

Для выполнения своих функций государственный бюджет  создает разветвленную сеть самостоятельных структур, которая содействует своевременной аккумуляции финансовых ресурсов и рациональному их распределению между  отдельными звеньями и сферами хозяйства. В соответствии    с  «Законом о государственном бюджете « формируется  организационно правовая структура, которая характеризует бюджетное устройство любого государства. Бюджетное устройство отражает государственное устройство данной страны и  определяет содержание бюджетной системы, а также принципы ее построения.   

В странах, с федеральным устройством   бюджетная система, как правило, включает в себя три звена:

- федеральный бюджет (высший  уровень бюджетной системы), который  финансирует общенациональные задачи   государства;

- региональные бюджеты  отдельных республик. Эти бюджеты  предназначены для финансирования  мероприятий, предусмотренных в  планах развития соответствующего  региона;

- местные бюджеты, которые  предназначены для выполнения  функций местных органов власти.

В Республике Беларусь, которая является унитарным государством, бюджетная система включает два уровня: республиканский и местные бюджеты.

Ведущим звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет, в котором концентрируется   примерно половина бюджетных ресурсов государства и социально- культурных учреждений республиканского подчинения.

Республиканский бюджет перераспределяет финансовые ресурсы между местными бюджетами (областями и городом Минском) для выравнивания их экономического и социально- культурного развития.   Местные бюджеты  в основном, обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территории  и финансирование социально- культурных мероприятий местного значения.  Все звенья бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, что во многом способствует удовлетворению общегосударственных потребностей.  В целом, бюджетная система Республики Беларусь строится на основе следующих принципов:  единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь и определяются административно-территориальным делением Республики Беларусь.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, формой бюджетной документации, использованием общей бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированного бюджета, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них в полном объеме всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

        Реальность бюджетов подтверждается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

        Гласность бюджетов достигается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов  соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

       Республиканский  бюджет и местные бюджеты всех  уровней являются самостоятельными  и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие  государственные органы.  Самостоятельность  отдельных бюджетов заключается  в том, что утверждение республиканского  бюджета осуществляется законом  Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных  органов власти.  Соответственно   их  исполнение возлагается на  Правительство Республики Беларусь  и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»