Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по финансам.docx

— 382.55 Кб (Скачать файл)

Правовое и организационное построение бюджетной системы Республики в соответствии с перечисленными выше принципами ее организации обеспечивает   успешную реализацию всех поставленных перед бюджетом задач в области динамичного развития   экономики и социально – культурной сферы Беларуси.

  1. Бюджетный процесс и его этапы

Бюджетный процесс – это деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

 Бюджетный процесс включает следующие этапы:

 – составление проекта  бюджета;

 – рассмотрение и  утверждение проекта бюджета  законодательными органами;

 – исполнение бюджета;

 – составление и  утверждение отчета об исполнении 

бюджета.

 В республике Беларусь  бюджет разрабатывается и утверждается  на один финансовый год. Финансовый (бюджетный) год – это период, в течение которого реализуется  централизованный план государства. Его начало может не совпадать  с началом календарного года  и зависеть от политических  преобразований или национальных  особенностей. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики  Беларусь устанавливается с 1 января  по 31 декабря календарного года, а счетный период включает  финансовый (бюджетный) год и льготный  период после его окончания, составляющий  один месяц. В течение льготного  периода завершаются операции  по обязательствам, принятым в  период исполнения бюджета за  прошедший финансовый (бюджетный) год.

 В некоторых странах финансовый год не совпадает с календарным: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным, в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля, в Италии, Норвегии, Швеции – 1 июля, в США – 1 октября.

 Источниками информации  для составления проектов бюджетов  являются прогноз социально-экономического  развития Республики Беларусь, основные  направления бюджетно-финансовой  политики, государственные и региональные  программы, отчетные данные об  исполнении бюджета за предыдущий  год и за определенный период  текущего года, прогнозные оценки  доходов. Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляется  Министерством финансов и местными  финансовыми органами (соответствующими  исполнительными и распорядительными  органами) в сроки, установленные  для Министерства финансов –  Правительством Республики Беларусь, для местных финансовых органов  – Министерством финансов.

 Составление бюджета  осуществляется в следующей последовательности:

 Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный  банк Республики Беларусь ежегодно  до 1 августа года, предшествующего  планируемому финансовому году, разрабатывают параметры прогноза  социально-экономического развития  республики и основные направления  бюджетно-финансовой и денежно-кредитной  политики. Они представляются на  рассмотрение Правительства Республики  Беларусь, а после одобрения Правительством  – на рассмотрение Президента  Республики Беларусь. Министерство  статистики и анализа Республики  Беларусь и его органы представляют  Министерству финансов, местным  исполнительным и распорядительным  органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов  социально-экономического развития  и проектов бюджетов.

 Министерство финансов  и местные финансовые органы  соответственно определяют прогнозные  показатели по доходам и расходам  республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

 Местные исполнительные  и распорядительные органы представляют  в Министерство финансов консолидированные  бюджеты на очередной финансовый  год и отчеты об исполнении  бюджетов за предыдущий финансовый  год. Министерство финансов составляет  отчет об исполнении консолидированного  бюджета республики за предыдущий  финансовый год и представляет  его Правительству Республики  Беларусь.

 Министерство финансов  на основе проектов республиканского  бюджета и бюджетов областей  и города Минска составляет  проект консолидированного бюджета  Республики Беларусь.

 Проекты республиканского  и консолидированного бюджетов  Республики Беларусь, а также  местных бюджетов на предстоящий  финансовый (бюджетный) год и предложения  по сбалансированию бюджетов  вносятся соответственно на рассмотрение  Правительства Республики Беларусь  и местных исполнительных и  распорядительных органов.

 Рассмотренные и одобренные  Правительством Республики Беларусь  проекты республиканского и консолидированного  бюджетов Республики Беларусь  на очередной финансовый год  представляются на рассмотрение  Президента Республики Беларусь.

 Президент Республики  Беларусь, как правило, до 1 октября  года, предшествующего очередному  финансовому году, вносит в Парламент  Республики Беларусь проект закона  о бюджете Республики Беларусь  на очередной финансовый год  с рядом приложений.

 Проект закона о  бюджете Республики Беларусь  на очередной финансовый год  рассматривается Парламентом Республики  Беларусь. Закон о бюджете Республики  Беларусь на очередной финансовый  год и решения местных Советов  депутатов об утверждении соответствующих  бюджетов должны быть приняты  в установленном порядке до 1 января  очередного финансового года. Республиканский  бюджет утверждается законом  Республики Беларусь, местные бюджеты  – решениями местных Советов  депутатов.

 Утверждение местных  бюджетов производится после  утверждения соответствующих вышестоящих  бюджетов. В случае неутверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов в порядке, установленном настоящим Законом, расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового года в пределах поступающих доходов.

 В течение финансового (бюджетного) года в доходную и  расходную части бюджета могут  вноситься изменения законом  Республики Беларусь, актами Президента  Республики Беларусь, Правительства  Республики Беларусь, решениями  местных Советов депутатов. В  процессе исполнения бюджетов  Министерство финансов и местные  финансовые органы имеют право  вносить изменения в квартальные  назначения и в статьи расходов  соответствующих бюджетов в пределах  утвержденных годовых ассигнований  по разделам и подразделам  функциональной бюджетной классификации  и ведомственной классификации  расходов бюджета.

 Увеличение или уменьшение  объема доходов и расходов  республиканского бюджета производится  Парламентом Республики Беларусь  или по его поручению Президентом  Республики Беларусь, местных бюджетов  – соответствующими местными  Советами депутатов.

 Исполнение бюджета  включает получение утвержденных  доходов, осуществление бюджетного  финансирования и контроль за расходованием бюджетных средств. Существуют две основные системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская и банковская. При казначейской системе функция кассового исполнения доходов и расходов бюджета возложена на специально сформированную государственную систему управления бюджетными ресурсами – государственное казначейство, которое принимает доходы и выделяет бюджетные средства. При банковской системе кассовое исполнение возложено на банковскую систему государства во главе с центральным эмиссионным банком. В Республике Беларусь осуществляется переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета.

 Бюджетный процесс  заканчивается составлением и  утверждением отчета об исполнении  бюджета.

  1. Источники и состав доходов государственного бюджета

Финансовая база государственного бюджета формируется за счет установленных  источников доходов. Первоначальным источником  их образования   является национальный доход, часть которого, в процессе распределения и перераспределения   аккумулируется в централизованном фонде государства.

По экономическому содержанию доходы бюджета представляют собой денежные поступления, которые  централизуются в государственном бюджете посредством изъятия части доходов  хозяйственных субъектов, населения, а также взимания установленных платежей  и сборов. 

Источники доходов бюджета отличаются многообразием и в зависимости от различных критериев могут классифицироваться по следующим признакам Рис.3.3.

.

Классификационные критерии

 Группы источников  доходов бюджета.

1. Методы аккумуляции  доходов.

1.1.Обязательные платежи: налоги, сборы.

 

1.2.Необязательные платежи: займы, пожертвования, лотерейные доходы  и др.

2. Плательщики

2.1. Юридические лица;

 

2.2. Физические лица.

3. Источники доходов 

3.1.Прибыль, доход хозяйственных  субъектов;

 

3.2.Имущество субъектов  хозяйствования,  граждан и государства;

 

3.3. Личные доходы граждан;

 

3.4. Штрафы, удержания.

4.Характер поступления  платежей 

4.1. Текущие – безвозмездные  потоки средств,   поступающие  в виде налогов и сборов, социальных  отчислений и поступлений от  внешнеэкономической деятельности;

 

4.2. Капитальные доходы- налоги на капитальные активы, доходы от  реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты и т.п.

5.Территориальная принадлежность.

5.1. Доходы республиканского  значения;

 

5.2. Доходы местных бюджетов.


 

Рис. 3.3. Классификация доходов бюджета по различным признакам

 

Представленная выше классификация в наиболее обобщенной форме характеризует доходы государственного бюджета в соответствии с их социально – экономическим содержанием. К каждой из перечисленных групп относится множество  различных видов платежей, которые детализируются   в  бюджетной классификации, утвержденной  законом « О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г. N 158-З. В соответствии с данным законом классификация доходов представляет собой  систематизированную группировку доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов,  основанную  на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь

Объем доходов бюджета и их структура во многом зависит от конкретной экономической ситуации в стране, содержания финансовой политики государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования и населения.

Укрепление доходной части бюджета  в основном зависит от динамичного развития экономики страны, повышения благосостояния населения, а также непосредственно от результативной деятельности  органов государственной власти.

  1. Сущность и структура налоговой системы государства. Налоги: понятие, функции, классификация

В настоящее время в экономической литературе принято выделять следующие принципы построения налоговой системы.

 Экономическая эффективность. Налоговая система не должна  противоречить интересам стабильной  и самовозрастающей экономики.

 Простота налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов относительно дешёвой.

 Гибкость. Налоговая система  должна быть в состоянии реагировать  на экономическую конъюнктуру  без внесения изменений в налоговое  законодательство.

 Определённость. Плательщики  должны знать, какие, когда и на  каких условиях они будут платить  налоги в течение определённого  периода времени в будущем.

Справедливость. Налоговая система должна обеспечить справедливый подход ко всем налогоплательщикам [3,c.40].

 Основные функции налоговой  системы государства и, соответственно, установленных в государстве  налогов являются:

Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»