Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста. Резерв.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

1)группа доходов:

а)налоговые - основной инструмент перераспределения НД (налог на прибыль, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физ. лиц, налог на товары и услуги, на имущество, на внешнюю торговлю и др.)

б)неналоговые - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от продажи земли, административные платежи и др.

2)безвозмездные поступления:

•  от бюджетов других уровней;

•  от государственных внебюджетных фондов;

•  от государственных организаций;

•  от нерезидентов и др.

3)доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (рыночные цены)

Займы- применяют в  различных звеньях гос.финансов: в федеральном регулировании, местных  бюджетах, во внебюджетных фондах и  в составе привлеченных средств  гос. предприятий. Гос.эмиссия –  в форме денег и ц.б. – бумажно-денежная и кредитная эмиссия.

В России существуют 3 типа внебюджетных фондов: социальн., экономические (межотрасл., отраслев.), территориальные. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств. Главными источниками формирования гос. внебюджетн. фондов являются:

1) целевые налоги и  сборы

2)средства из бюджета

3)отчисления от прибыли  предприятий, учреждений

4)займы от ЦБРФ или  ком.банков.

!!!Резервы  роста:

1.Увеличение  налоговых поступлений в бюджет

1) изъятия в  доход государств природной ренты  (введение налога на доп доход  от добычи углеводородного сырья,  доп. поступления налога на  добычу полезных ископаемых путем  установления дифференцированных  по регионам добычи справочных  рыночных цен, используемых в целях налогообложения, а также применения дифференцированных ставок в зависимости от степени истощения запасов)

2) путем налогообложения  ранее сокрытых и незаконно  вывезенных из России прибылей (уплата импортерами НДС при  оплате приобретаемых у нерезидентов услуг ,снижение нелегального вывоза капитала)

3)повышения собираемости  налогов и эффективности использования  государственного имущества (не  увеличение ставки налогов на  производственную деятельность, а  кол-ва)

2.Кредитно-денежная  эмиссия(монетизация)

17. Государственные расходы, их состав и структура. Проблемы более эффективного использования государственных средств в современных условиях.

Гос. расходы – одна из сторон финансовой деятельности гос-ва, связанная с использованием централизованных доходов гос-ва. Гос. расходы состоят из 2х частей:

1)прямые расходы гос-ва через бюджет и внебюджетные фонды – ден. средства, направляемые на фин.обеспечение функций гос-ва и местного самоуправления:

а)тек.расходы - текущее  функционирование органов гос. власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание гос. поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование

Внебюджетные фонды  позволяют разгрузить бюджет, беря на себя часть его соц. и др.расходов. Имеют строго целевое направление использования средств: социал.внебюджетн.фонды, специальные фонды- экономич. (фонд Министерства по атомной энергии, жиличного строительства, поддержки предпринимательства) и др.

б)капитальные расходы (формирование бюджета развития) – средства на инновационную и инвестиционную деятельность (статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юр. лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой); расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством и др.

в)соц.защита, военные  расходы и др.

2)расходы гос.предприятий, учреждений (повысился их объем в рыночной экономике)- в хозяйств. деятельности и для соц.запросов работников.

Законодательно установлены  нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов. В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, гос. и муницип. задания, многолетние государственные и муницип. контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения гос. и муницип. услуг.

18. Бюджет как экономическая категория и инструмент воздействия на общественное производство, его характеристика.

Государственный бюджет - это централизованный ден.фонд, фин. план государства, имеющий статус закона на соответствующий фин. год, форма образования и расходования ден. средств, предназначенных для фин. обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Гос. бюджет - центральное  звено фин. системы РФ. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии. Поскольку бюджет является наиболее широкой фин. категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) образование бюджетного  фонда (бюджетные доходы);

2) использование бюджетного  фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег.

Вторая функция  бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений социальной сферы, различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля, осуществляется одновременно и с первой функцией, и со второй.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда  на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в с/х).

Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

Особенности, отличающие от других сфер фин. отношений:

1)гос.бюджет -это форма  перераспределит. отношений, к-ая  обособляет часть НД в руках  гос-ва для удовлетворения потребностей  общества;

2)ни одно из др.звеньев  финансов не осуществляет такого  многовидового и многоуровневого  перераспределения средств;

3)пропорции бюджетного  перераспределения зависят в  большей степени от целей и  потребностей общества

19. Бюджетная система современной России, этапы ее становления, перспективы развития.

До 1991 г. бюджетная система страны была чрезвычайно централизованной. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в гос. бюджете СССР, который включал союзный бюджет, гос. бюджеты союзных республик и бюджет гос. социального страхования. В состав гос. бюджетов союзных республик входили республиканские бюджеты союзных республик, гос. бюджеты автономных республик, бюджеты краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Начиная с сельских и поселковых бюджетов, все бюджеты по вертикальному принципу объединялись в гос. бюджете.Таким образом, бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тыс.

бюджетов.

Становление собственно российской бюджетной системы совпало  с началом радикальной экономической реформы, что предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его децентрализации.

Важным этапом в реорганизации  бюджетной системы страны стал Закон РСФСР 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В соответствии с этим Законом бюджетная система представляет собой основанную на эконом. отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-гос. и административно- территориальных образований РФ. В бюджетную систему РФ как самостоятельн. части включаются: республиканский бюджет РФ, республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты гг. Москвы и С-П, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

В Законе дано определение консолидированного бюджета как свода бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Важное значение для  развития бюджетов субъектов федерации имел Закон РФ от 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов гос.власти республик в составе РФ...». Этот Закон определил права субъектов федерации, а также местных территориальных образований в лице их законодательных и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты, на расходование средств этих бюджетов, взаимоотношения указанных органов власти в бюджетном процессе

Итак, бюджетная система  России состоит из трех звеньев: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. 28 июля 1995 г. был принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который ввел новое понятие -муницип. образование-это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах к-ых осуществляется местное самоуправление, имеются муницип. собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муницип. образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.

Новый этап бюджетной  реформы связан с Бюджетным кодексом РФ, принятым в 1998 г. и вступившим в силу с 1 января 2000 г. Согласно Бюджетному кодексу бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов.

Главным звеном бюджетной системы РФ является федерал. бюджет. С помощью федерал. бюджета осуществляется основная доля бюджетного перераспределения ВВП и нац. дохода страны.

!!Перспективы: в целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних гос. контрактов, формирования ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов РФ к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов РФ формируются и утверждаются на 3-летний период.

20. Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика, проблемы реализации в современных условиях.

 Бюджетное  устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:

1) единства; сводится к единству правовой базы, ден. системы, единству форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также к единому порядку финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и ведения бух. учета средств этих бюджетов

2) разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы; означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

3) самостоятельности  бюджетов;

1) право законодательных  органов гос. власти и органов  местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 2) наличие собств. источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы; 3)законод. закрепление регулирующих доходов бюджетов, а также полномочий по формированию доходов бюджетов; 4) право органов гос. власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов бюджетов; 5) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов или решений о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 6) недопустимость компенсации потерь в доходах и доп. расходов, возникших в ходе исполнения законов или решений о бюджете за счет бюджетов других уровней (за исключением случаев, связанных с

изменением законодательства).

4)полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос.внебюджетных фондов; требует отражения в обязательном порядке и в полном объеме всех их доходов и расходов и иных обязательных поступлений, определенных налоговым и бюджетным законодательством.

5)сбалансированности  бюджета; означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6)эффективности  и экономности использования  бюджетных средств; состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств

7)общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов; заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определ. расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней.

8)гласности (опубликование, открытость для СМИ);

9)достоверности  бюджета (надежность прогнозов, реалистичность расчетов);

10)адресности  и целевого характера бюджетных  средств. бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"