Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, влияющих на объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение экономической сущности и значения налогов, а также их классификации;
- определение порядка зачисления налогов в бюджет РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;
- рассмотрение состава и структуры налоговых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации;
- проведение анализа налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2008 г. и прогноза налоговых доходов бюджета в 2009-2012 годах;
- рассмотрение основных направлений налоговой политики в кризисных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налог как экономическая категория и источник формирования
доходов бюджета 5
1.1. Сущность налогов и их роль в бюджетной системе 5
1.2.Налоговая система Российской Федерации и классификация
налогов 9
1.3. Формирование налоговых доходов бюджетной системы
Российской федерации 12
Глава 2. Анализ состава и динамики налоговых доходов
федерального бюджета и их прогноз на 2009-2012 гг. 17
2.1. Состав основных налоговых доходов федерального
бюджета 17
2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета
за 2006-2008 год 23
2.3. Направления налоговой политики в услових кризиса и
прогноз налоговых доходов на 2009-2012 гг. 35
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

11.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

     С 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ введен единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ).

     Этот  налог носит целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации  средств на реализацию права граждан  на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

     Налогоплательщиками признаются:

     1) лица, производящие выплаты физическим  лицам: организации; индивидуальные  предприниматели; физические лица  не признаваемые индивидуальными  предпринимателями;

     2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

     Если  налогоплательщик одновременно относится  к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог  по каждому основанию.

     Статьей 236 НК РФ установлен объект налогообложения  для исчисления единого социального налога для разных категорий налогоплательщиков.

     Для налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц) объектом налогообложения признаются: выплаты  и вознаграждения, начисляемые в  пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.

     Объектом  налогообложения для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

     Для исчисления и уплаты единого социального  налога установлена регрессивная шкала  налоговых ставок и ставок распределения  платежей между различными фондами в зависимости от величины выплаченных доходов. Сумма налога в различных разрядах шкалы варьируется также в зависимости от вида плательщика. Для всех категорий плательщиков сохраняется главный принцип регрессивного исчисления уплаты. Чем выше сумма налогообложения дохода, тем ниже ставка налога. Максимальная налоговая ставка теперь составляет 26% вместо общей, ранее существовавшей до 1 января 2005 г. 35,6%.

     Налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется, как соответствующая процентная доля налоговой базы. 

        2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета за 2006-2008 год.

     В структуре доходов федерального бюджета на 2006 год налоговые доходы составили 3 595 655,9 млн. рублей, или 57,3 % общей суммы доходов федерального бюджета.

     Структура налоговых доходов федерального бюджета (Рис.1) на 2006 год, характеризуется высокой долей доходов от уплаты  налога на добавленную стоимость – 42 % общей суммы налоговых доходов, налогов за пользование природными ресурсами – 31,1 %, налога на прибыль организаций – 14,2 %, единого социального налога (ЕСН) – 8,8 %,  акцизов по подакцизным товарам (продукции) – 3,1 %.

     

Рис. 1. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2006г. 

     Доходы  от уплаты налога на прибыль организаций  составили 509 912,5 млн. рублей, что на 24 230,8 млн. рублей, или на 5 %, больше показателя, утвержденного Федеральным законом  от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ. По сравнению с 2005 годом поступления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций увеличились на 132 321,3 млн. рублей, или на 35 %.

     Доходы  от уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный  бюджет, составили 315 840,7 млн. рублей, что на 5 428,6 млн. рублей, или 1,7 %, больше показателя, утвержденного Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ. По сравнению с 2005 годом поступления ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, увеличились на 48 327,5 млн. рублей, или на 18,1 %.

     На  объем поступления ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, оказало влияние изменение регрессивной шкалы налогообложения и снижение базовой ставки ЕСН. В результате обеспеченность выплат базовой части трудовой пенсии в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) на 2006 год за счет средств этого налога составила 62,8 %, и для финансирования выплат базовой части трудовой пенсии в полном объеме в 2006 году потребовалось дополнительное привлечение средств федерального бюджета в объеме 187 020,8 млн. рублей.

     Негативное  влияние на объем поступления  ЕСН, зачисляемого в федеральный  бюджет, оказывает наличие задолженности  по его уплате, которая, несмотря на ее сокращение по сравнению с 2005 годом, остается значительной. Размер совокупной задолженности по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет,  с учетом задолженности по уплате пеней и штрафов составил на 1 января 2007 года 113 670,1 млн. рублей и уменьшился по сравнению с ее объемом на 1 января 2006 года  лишь на 8 907,3 млн. рублей, или на 7,3 %.

     Доходы  от уплаты налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2006 году составили 924 189,7 млн. рублей, что  на 33 904,7 млн. рублей, или на 3,5 %, меньше показателя, утвержденного Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ. По сравнению с 2005 годом поступления данного налога в федеральный бюджет уменьшились на 101 478,0 млн. рублей, или на 9,9 %.

     Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ первоначально установленная сумма по налогу на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, была уменьшена на 165 627,0 млн. рублей, или на 14,7 %, и составила 958 094,4 млн. рублей.

     Невыполнение  поступлений по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, вызвано опережающим ростом сумм налоговых вычетов и возмещения налога при налогообложении по налоговой  ставке   0 процентов по сравнению с объемами, принятыми при расчете налога на 2006 год. По данным ФНС России, в 2006 году налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость составили 88,3 % начисленной суммы налога (84,6 % принято  при расчете налога), возмещено налога при осуществлении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, на сумму 706 895,3 млн. рублей, что на 225 895,3 млн. рублей, или в 1,5 раза, превышает сумму, принятую при расчете налога  на 2006 год (481 000,0 млн. рублей).

     Доходы  от уплаты акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, составили 93 234,0 млн. рублей, что на 2 310,5 млн. рублей, или на 2,5 %, больше показателя, утвержденного Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ. Указанным Федеральным законом первоначально установленный показатель увеличен на 2 397,4 млн. рублей, или на 2,7 %, и составил 90 923,5 млн. рублей.

     Доходы  от уплаты налогов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, составили  в 2006 году 603 967,6 млн. рублей, что на 10 939,3 млн. рублей, или на 1,8 %, больше показателя, утвержденного Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ.

     Доходы  от уплаты налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами составили 1 116 684,7 млн. рублей, что на 12 458,4 млн. рублей, или на 1,1 %, больше показателя, утвержденного Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ, в том числе доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых – 1 094 319,5 млн. рублей, что на 11 131,3 млн. рублей, или на 1 %, больше показателя, утвержденного указанным Федеральным законом.

     Доходы  от уплаты государственной пошлины  составили 25 928,4 млн. рублей, что на 926,2 млн. рублей, или на 3,7 %, больше показателя, утвержденного Федеральным законом  от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ.

     В 2006 году в федеральный бюджет поступили платежи в счет погашения задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в сумме 5 898,0 млн. рублей, что на 1 223,5 млн. рублей, или на 26,2 %, больше показателя, утвержденного Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ, в том числе в счет погашения задолженности по акцизам на природный газ – 4 895,6 млн. рублей, что на 221,1 млн. рублей, или на 4,7 %, больше показателя, утвержденного указанным Федеральным законом.

     В структуре доходов федерального бюджета на 2007 год налоговые доходы составили 4 633 704,3 млн. рублей, или 59,6 % общей суммы доходов федерального бюджета. По сравнению с 2006 годом сумма налоговых доходов возросла на 28,9 %.

     В структуре налоговых доходов федерального бюджета (Рис. 2) на 2007 год также как и в 2006 году отмечается высокая доля доходов от уплаты  налога на добавленную стоимость – 48,8 % общей суммы налоговых доходов, налогов за пользование природными ресурсами – 25 %, налога на прибыль организаций – 13,8 %, ЕСН – 8,7 %,  акцизов по подакцизным товарам (продукции) – 2,9 %.

     

     Рис. 2. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2007г.

     Налоговые доходы составили 4 633 704,3 млн. рублей, или 102,2 % суммы, рассчитанной исходя из показателей Федерального закона от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ. Доходы федерального бюджета в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличились на 1 502 231,4 млн. рублей, или на 23,9%.

     Перевыполнение  основных показателей федерального бюджета по доходам обусловлено в основном погашением задолженности по обязательствам перед федеральным бюджетом ОАО «НК «ЮКОС», получением доходов от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, благоприятной внешнеэкономической ситуацией, совершенствованием законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и повышением эффективности налогового администрирования.

     По сравнению с показателями, утвержденными Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ, увеличение поступления налоговых доходов составило 103 604,6 млн. рублей, или 2,4 %. Наиболее существенное увеличение поступлений осуществлено по НДПИ, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ЕСН.

     Доходы  от уплаты налога на прибыль организаций  составили 641 321,9 млн. рублей, что на 5 714,2 млн. рублей, или на 0,9 %, выше законодательно утвержденных показателей.

     По  сравнению c 2006 годом доходы от уплаты налога на прибыль организаций возросли на 131 409,4 млн. рублей, или на 25,8 %.

     Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ доходы от уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, утверждены в сумме 368 773,9 млн. рублей.

     Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ указанные  доходы увеличены на 20 314 млн. рублей, или на 5,5 %, и установлены в сумме 389 087,9 млн. рублей.

     В доход федерального бюджета поступили  доходы от уплаты ЕСН в сумме 404 980,5 млн. рублей, что на 15 892,6 млн. рублей, или на 4,1 %, больше показателя, установленного Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ.

     На  увеличение поступлений доходов от уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, оказали влияние следующие факторы: превышение фактического темпа роста фонда заработной платы (128,9 %) против заложенного в расчетах к федеральному бюджету (126,2 %); улучшение налогового администрирования. За 2007 год задолженность по уплате ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 12,7 % и составила на 1 января 2008 года в целом по Российской Федерации 65 288,6 млн. рублей, том числе недоимка - на 16,9 % и 18 433 млн. рублей соответственно.

     По  сравнению с 2006 годом поступления  доходов от уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, увеличились на 89 139,8 млн. рублей, или на 28,2 %, что обусловлено в первую очередь увеличением налоговой базы.

     Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ доходы по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, утверждены в сумме 1 378 729,9 млн. рублей. Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ указанные доходы увеличены на 3 202,6 млн. рублей, или на 0,2 %, и установлены в сумме 1 381 932,5 млн. рублей.

     Доходы  от уплаты НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, составили 1 390 389,9 млн. рублей, что на 8 457,4 млн. рублей, или на 0,6 %, больше законодательно утвержденного показателя. По сравнению с 2006 годом они увеличились на 466 200,2 млн. рублей, или на 50,4 %.

     На  объем поступлений налога на добавленную  стоимость негативное влияние оказали значительные суммы налоговых вычетов и возмещения налога. В 2007 году доля налоговых вычетов (в сопоставимых условиях) в сумме начисленного по налогооблагаемым объектам налога в сопоставимых условиях составила 88,1 % против 85 %, принятых при расчете налога в проекте федерального бюджета на 2007 год.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета