Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, влияющих на объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение экономической сущности и значения налогов, а также их классификации;
- определение порядка зачисления налогов в бюджет РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;
- рассмотрение состава и структуры налоговых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации;
- проведение анализа налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2008 г. и прогноза налоговых доходов бюджета в 2009-2012 годах;
- рассмотрение основных направлений налоговой политики в кризисных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налог как экономическая категория и источник формирования
доходов бюджета 5
1.1. Сущность налогов и их роль в бюджетной системе 5
1.2.Налоговая система Российской Федерации и классификация
налогов 9
1.3. Формирование налоговых доходов бюджетной системы
Российской федерации 12
Глава 2. Анализ состава и динамики налоговых доходов
федерального бюджета и их прогноз на 2009-2012 гг. 17
2.1. Состав основных налоговых доходов федерального
бюджета 17
2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета
за 2006-2008 год 23
2.3. Направления налоговой политики в услових кризиса и
прогноз налоговых доходов на 2009-2012 гг. 35
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

11.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

     В настоящее время система налогов  и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени  громоздка. Вместе с тем каждый налог  индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но в финансовой системе в целом. Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов. [10,420]

     Выявлению видовой сущности налога способствует классификация, проведенная по систематизированным критериям. Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.

     1. В зависимости от плательщика:

     налоги  с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства;

     налоги  с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц и др.);

     общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).

     2. В зависимости от формы налогообложения:

     прямые  (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на:

     а) личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц);

     б) реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, налог на вмененный доход);

     косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.

     3. В зависимости от территориального уровня:

     федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — парламентом (Государственной Думой и Советом Федерации). Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, акцизы);

     налоги  субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);

     местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог).

     4. В зависимости от канала поступления:

     государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;

     местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;

     пропорциональные  — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;

     внебюджетные  — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.

     5. В зависимости от характера использования:

     налоги  общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;

     целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий.

     6. В зависимости от периодичности взимания:

     разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий;

     регулярные  налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц и др.).

     Перечисленные критерии классификации налогов  не являются исчерпывающими, но вместе с тем представляются достаточными для характеристики всех действующих налогов и сборов в Российской Федерации. 

     1.3. Формирование налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации

     Бюджет  занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

     Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

     Бюджетная система – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [7,178]

     Согласно  ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная  система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

      - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

      -бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

      - местные бюджеты.

     Федеральный бюджет РФ  является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России.

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.

     Формой  проявления этих отношений выступают  различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой, выступают объектом дальнейшего перераспределения. [12,87]

     Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и  безвозмездных и безвозвратных  перечислений. В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы.

     К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей.

     Выделяют  собственные и регулирующие доходы бюджетов.

     К собственным доходам бюджетов относятся:

     • налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

     • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных  перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и(или) региональных фондов компенсаций.

     К регулирующим доходам бюджета относятся:

     • федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам таких доходов.

     В доходы федерального бюджета зачисляются  собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от некоторых федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (см. Приложение 2).

     В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

    • налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
    • налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
    • транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

     Также в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами согласно нормативам, установленным БК РФ (см. Приложение 3).

     Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов РФ в соответствующие местные бюджеты.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов  за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

     В бюджеты поселений зачисляются  налоговые доходы от следующих местных  налогов:

     • земельного налога - по нормативу 100 процентов;

     • налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

     Также в бюджеты поселений зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:

     • налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

     • единого сельскохозяйственного  налога - по нормативу 30 процентов.

     В бюджеты муниципальных районов  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов:

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета