Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Принудительные сборы с населения в России, как и в других странах, начинались с дани. Важную роль в развитии денежной формы налогов сыграло «ордынское серебро». В трудные времена вводились всякого рода военные подати.
После введения денежной системы, налоги стали играть главную роль в формировании казныгосударства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства
1.1.Содержание налогов………………………………………………………….4
1.2.Основные признаки налогов, выделяющие их в составе финансовых явлений как экономическую категорию……………………………………….8
1.3.Классификация налогов……………………………………………………10
2. Налоговые доходы бюджета РФ – их состав и особенности
2.1. Основные группы налогов – прямые налоги и косвенные, федеральные, региональные и местные налоги, общие налоги и целевые…………………………………………………………………...…13
2.2. Принципы построения и порядок взимания в бюджет налогов на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доход физических лиц, а также один из имущественных налогов…..…16
3. Планирование налогов доходов бюджета
3.1. Основы налогового планирования как составной части составления государственного бюджета……………………….23
3.2. Анализ и прогноз налоговых поступлений…………………………...27
3.3. Методы планирования налоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системы……………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ГиМФ (1).docx

— 276.85 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

 

 

Кафедра: «Государственное и муниципальное управление»

 

Факультет: Заочный факультет менеджмента и бизнес-информатики

Специальность: Государственное и муниципальное управление

 

Курсовая работа

По дисциплине: Государственные и муниципальные финансы

 

Тема 11:  “Характеристика налоговых доходов бюджета”

 

 

Студенты: Юсифова Р.М.

Курс 4 № группы  3С2-ГУ402

Личное дело № 10мгб00140

Преподаватель: Поляк Г.Б.

 

 

 

Москва

2014

 

План

 

 

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства

1.1.Содержание налогов………………………………………………………….4

1.2.Основные признаки налогов, выделяющие  их в составе финансовых явлений  как экономическую категорию……………………………………….8

1.3. Классификация налогов……………………………………………………10

  1. Налоговые доходы бюджета РФ – их состав и особенности
    1. Основные группы налогов – прямые налоги и косвенные, федеральные, региональные и местные налоги, общие налоги и целевые…………………………………………………………………...…13
    2. Принципы построения и порядок взимания в бюджет налогов на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доход физических лиц, а также один из имущественных налогов…..…16
  2. Планирование налогов доходов бюджета
    1. Основы налогового планирования как составной части составления государственного бюджета……………………….23
    2. Анализ и прогноз налоговых поступлений…………………………...27
    3. Методы планирования налоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системы……………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованной литературы…………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принудительные сборы с населения в России, как и в других странах, начинались с дани. Важную роль в развитии денежной формы налогов сыграло «ордынское серебро». В трудные времена вводились всякого рода военные подати.

После введения денежной системы, налоги стали играть главную роль в формировании казны государства. У властей были популярны чрезвычайные и целевые налоги, когда определенная государственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Таким образом, формировалась финансовая система государства.

Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономического потенциала России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Основной целью работы является изучение налоговых доходов бюджета России. Основными задачами исследования являются экономическое содержание налоговых доходов, особенности формирования налоговых доходов бюджетной системы, налоговая реформа и ее влияние на формирование налоговых доходов бюджета.

 

  1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства.
    1. Содержание налогов.

Налог как безэквивалентный обязательный сбор, взимаемый государством на законном основании и являющийся источником формирования централизованных государственных фондов. К элементам налога относятся:

объект налога – те предметы или явление (автомобиль, доход, сделка), которые по закону подлежат обложению;

субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

источник налога - доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота  - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Каждый автор использует свой набор функций, расширяя регулирующее действие налога до распределительного, контрольного, стимулирующего, запретительного, социального и т.д.

В условиях рыночной экономики можно выделить следующие функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная.

1. Фискальная функция налогов состоит в том, что налоги как основная доходная статья бюджета должны его наполнять в полном объеме, чтобы избежать его дефицит.

2. Регулирующая функция налогов способствует: регулированию спроса и предложения; побуждению сбережения граждан; выравниванию доходов отдельных социальных групп; развитию малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы и т.д.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов, граждан.

3. Социальная функция поддерживает  общественное (социальное) равновесие  путем сглаживания неравенства  в доходах, прибылях, приводящее  к отрицательным последствиям.

4. Контрольная функция налогов  создает условия для оценки  пропорций в общественном производстве  страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных  групп, между темпами экономического  развития регионов, между трудом  и капиталом, а также между  крупным, средним и малым бизнесом.

Формирование финансовой системы и ее составной части — налоговой системы — неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Налоговое регулирование, являющееся составной частью государственного регулирования, в современных условиях признано важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов.

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения.

Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне — это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом — это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

Для осуществления своей деятельности государству, как и любому субъекту экономики, необходимы средства, основным источником которых в данном случае выступают налоги.

В идеале схема финансовых взаимоотношений между хозяйствующим субъектом и государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второе предоставляет на эту сумму товары и услуги, называемые общественными благами. В реальности это невозможно, так как на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенациональная, которая воздействует на плательщика налога лишь опосредованно, через социальную среду.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах: обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с законодательством как субъекты налогообложения, т. е. налогам присущ принудительный характер; индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика; безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы; отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.

Финансовые ресурсы государства формируются и за счет сборов. Сбор — это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Главное отличие сбора от налога — отсутствие требования безвозмездной уплаты, т. е. перечисление сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком (например, уплата сбора на право торговли позволяет осуществлять торговлю на территории данного субъекта федерации). К отличительным признакам сбора также относится нерегулярный характер его уплаты, которая производится по мере необходимости, до начала функционирования субъекта в качестве участника экономического процесса, в то время как налоги начисляются и уплачиваются по результатам хозяйственной деятельности.

В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет составляет 80—90%.

Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.

    1. Основные признаки налогов, выделяющие их в составе финансовых явлений как экономическую категорию.

Налоги как экономическая категория, будучи особой сферой общественных отношений — распределительной, налоги отражают определенную сторону объективной экономической действительности, т.е. выступают в роли экономической категории, выражающей реально существующие отношения, тесно связанные посредством распределения с процессом производства и изъятия части ВВП и НД для государства.

Выступая экономической категорией, налоги объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменить тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Следовательно, налоги выступают и как финансовая категория и находятся во взаимосвязи с другими финансовыми категориями. С одной стороны, они выражают общие свойства всех финансов (участвуют в формировании денежных фондов, выступают контрольным инструментом и т.п.) и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом, а с другой — имеют собственные отличительные признаки, которые выделяют их из обшей совокупности финансовых отношений.

Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным числом налогоплательщиков (физических и юридических лиц), регулируемые налоговым законодательством. Как часть единого процесса воспроизводства, специфическая форма производственных отношений налоги формируют их общественное содержание; как часть распределительных отношений общества — отражают закономерности производства, как участники перераспределительного процесса — обеспечивают государство финансовыми ресурсами.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета