Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, влияющих на объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение экономической сущности и значения налогов, а также их классификации;
- определение порядка зачисления налогов в бюджет РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;
- рассмотрение состава и структуры налоговых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации;
- проведение анализа налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2008 г. и прогноза налоговых доходов бюджета в 2009-2012 годах;
- рассмотрение основных направлений налоговой политики в кризисных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налог как экономическая категория и источник формирования
доходов бюджета 5
1.1. Сущность налогов и их роль в бюджетной системе 5
1.2.Налоговая система Российской Федерации и классификация
налогов 9
1.3. Формирование налоговых доходов бюджетной системы
Российской федерации 12
Глава 2. Анализ состава и динамики налоговых доходов
федерального бюджета и их прогноз на 2009-2012 гг. 17
2.1. Состав основных налоговых доходов федерального
бюджета 17
2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета
за 2006-2008 год 23
2.3. Направления налоговой политики в услових кризиса и
прогноз налоговых доходов на 2009-2012 гг. 35
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

11.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

     С 1 января 2007 года введен заявительный порядок  возмещения налога на добавленную стоимость. Фактическое возмещение налога на добавленную стоимость, заявленного налогоплательщиками за налоговые периоды 2007 года (в единых декларациях по налогу), составило 436 477,2 млн. рублей. Общая сумма возмещенного в 2007 году налога составила 748 849,3 млн. рублей и превысила сумму, принятую при расчете налога на 2007 год, на 3 144,7 млн. рублей (745 704,6 млн. рублей). На увеличение сумм возмещения налога налогоплательщикам оказали влияние рост объема экспорта, повышение цен на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы на внутреннем рынке.

     В 2007 году доля налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в доходах федерального бюджета составила 17,9 % и возросла по сравнению с 2006 годом на 3,2 процентного пункта.

     Доходы  от уплаты НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, составили 871 087,2 млн. рублей, что на 22 246,1 млн. рублей, или на 2,6 %, больше законодательно утвержденного показателя.

     По  сравнению с 2006 годом доходы от уплаты НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, увеличились на 284 373,4 млн. рублей, или на 48,5 %.

     Увеличение поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, обусловлено, прежде всего, ростом объема импорта, а также совершенствованием системы администрирования таможенных платежей.

     Применение  мер по совершенствованию правовой базы при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, привело к снижению предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость и увеличению платежей. Сумма льгот по налогу, предоставленных в 2007 году при ввозе технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы, снизилась по сравнению с 2006 годом на 11 %.

     Доходы  от уплаты акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, составили 108 844,0 млн. рублей, что на 1 452,7 млн. рублей, или на 1,4 %, больше законодательно утвержденного показателя. По сравнению с 2006 годом они увеличились на 15 609,9 млн. рублей, или на 16,7 %. Рост поступлений обусловлен увеличением объемов реализации подакцизной продукции.

     Доходы  от уплаты акцизов по подакцизным  товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, составили 26 191,2 млн. рублей, что на 701,6 млн. рублей, или на 2,8 %, больше показателя, утвержденного Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ.

     Доходы  от уплаты акцизов по подакцизным  товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, увеличились по сравнению с 2006 годом на 8 937,4 млн. рублей, или на 51,8 %, что связано с увеличением ввоза на территорию Российской Федерации отдельных видов алкогольной продукции, а также автомобилей, на ввоз которых установлена повышенная ставка акциза.

     Доходы  от уплаты налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами составили 1 157 362,2 млн. рублей, что на 42 678,4 млн. рублей, или на 3,8 %, больше законодательно утвержденного показателя.

     В общем объеме поступлений данных платежей НДПИ составил 1 122 907,5 млн. рублей, или 97,0 %. Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ доходы от уплаты НДПИ утверждены в сумме 1 037 739,6 млн. рублей. Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ указанные доходы увеличены на 43 787,7 млн. рублей, или на 4,2 %, и установлены в сумме 1 081 527,3 млн. рублей. Это связано в основном с превышением среднего уровня мировой цены на нефть марки «Юралс» над ценой, принятой при расчете бюджетных назначений. Фактически сложившаяся в 2007 году цена нефти марки «Юралс» составила 69,3 доллара США за баррель против 61 доллара США, принятых при расчете бюджета.

     В доход федерального бюджета поступили  доходы от уплаты НДПИ в сумме 1 122 907,5 млн. рублей, что на 41 380,2 млн. рублей, или на 3,8 %, больше показателя, утвержденного Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ.

     Поступления в федеральный бюджет доходов  от уплаты НДПИ увеличились по сравнению с 2006 годом на 28 587,9 млн. рублей, или на 2,6 %.

     Основную  долю поступлений от уплаты НДПИ составили платежи по уплате НДПИ в виде углеводородного сырья (1 112 752,1 млн. рублей, или 99,1 %).

     Доходы  от уплаты государственной пошлины  составили 29 621,3 млн. рублей, что на 2 961,1 млн. рублей, или на 11,1 %, больше законодательно утвержденного показателя, и увеличились по сравнению с 2006 годом на 3 692,8 млн. рублей, или на 14,2 %.

     Поступления в счет погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в 2007 году составили 3 907,5 млн. рублей. Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» поступления по указанным доходам не планировались. Указанные платежи были предусмотрены лишь Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ в сумме 2 291,9 млн. рублей.

     Вместе  с тем уже за десять месяцев 2007 года в федеральный бюджет было зачислено таких доходов в сумме 3 582,2 млн. рублей в счет погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, что на 1 290,3 млн. рублей, или в 1,6 раза, больше показателя, утвержденного Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ, что обусловлено поступлениями задолженности по акцизам на природный газ, платежам за пользование природными ресурсами, налога на реализацию горюче-смазочных материалов.

     В структуре доходов федерального бюджета на 2008 год (Рис. 3) налоговые доходы составляют 5 232 654 млн. рублей, или 56,4 % общей суммы доходов федерального бюджета.

     

     Рис. 3. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2008г.

     Основными налоговыми доходами в 2008 году продолжают оставаться доходы от уплаты  налога на добавленную стоимость – 40,8 % общей суммы налоговых доходов, налогов за пользование природными ресурсами – 31,3 %, налога на прибыль организаций – 14,6 %, единого социального налога (ЕСН) – 9,7 %,  акцизов по подакцизным товарам (продукции) – 3,1 %.

     Налоговые доходы федерального бюджета в 2008 году на 598 949,7 млн. рублей или 12,9 % превышают этот же показатель 2007 года.

     В частности, доходы от уплаты налога на прибыль организаций по сравнению с 2007 годом выросли на 119 807,1 млн. рублей или на 18,7 %, по сравнению с 2006 годом их рост составил 49,3%.

     Поступления от ЕСН превысили сумму 2007 года на 101 787,1 млн. рублей или на 25,1 %. Относительно уровня  2006 года их рост происходил наиболее высокими темпами, он составил 60,5 %.

     Сумма доходов от уплаты НДС по отношению  к 2007 году уменьшилась на 129 274,1 млн. рублей или 5,7 %. В динамике относительно 2006 года их рост составил 41,1 %.

     В 2008 году сумма поступлений от уплаты акцизов выросла относительно 2007 года на 25 456,1 млн. рублей (18,9%), а относительно 2006 года их рост составил 45,3%.

     Наибольший  рост сравнению с 2007годом произошел  по налогам и сборам за пользование  природными ресурсами – 480 152,9 млн. рублей или 45,3 %. Относительно 2006 года их рост составил 46,6 %.

     Поступления от уплаты госпошлины увеличились на 4 058,2 млн. рублей или 13,7 % (относительно 2006 года на 29 %).

     К 2008 году платежи по задолженности и перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам снизились на 3 038,7 млн. рублей или на 77,8%. По отношению к 2006 году сумма этих поступлений снизилась на 85,3 %.

     Изменение сумм налоговых доходов федерального бюджета за 2006-2008 гг. представлено на рисунке 4.

     

     Рис. 4. Динамика налоговых доходов федерального бюджета.

     2.3. Направления налоговой политики в услових кризиса и прогноз налоговых доходов на 2009-2012 гг.

     Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

     В сложившихся условиях Федеральным  законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете  на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.

     Резкое  сокращение запланированных доходов  бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен  на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые  цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее. Сокращение доходов ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 процентных пункта была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 процентных пункта федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

     Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

     В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства  и предпринимателей  и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

     Целями  налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о  снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями  предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматриваяв арианты повышения налогов. Во избежание такого расхождения между долгосрочными целями и среднесрочной политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как  табак и алкоголь.

     В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (притом, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

     При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года.

     В части налогового законодательства приняты следующие решения:

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета