Формирование доходной части местного бюджета на современном этапе развития национальной экономики: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить роль местных бюджетов в регулировании социально-экономических процессов, провести анализ его формирования и расходования доходов местного бюджета на примере Браславского района, разработать направления по его совершенствованию.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание местных бюджетов их значение и роль;
- охарактеризовать структуру и провести анализ доходов и расходов местных бюджетов;
- разработать направления по совершенствованию формирования и распределения доходной части мес

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………..

5
1.1 Сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов…………………………………………...

5
1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов………………..
9
1.3 Направления использования доходов местных бюджетов……………..
15


2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА БРАСЛАВСКОГО РАЙОНА………………………………..…..

20
2.1 Анализ формирования доходов местного бюджета……………… …..
20
2.2 Анализ использования доходов местного бюджета…………………….
25


3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА…………………………………………………...

31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Образец 2.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Как следует из таблицы 2.1, за 2008г. в доход бюджета поступило 58846514,8 тыс.руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится на безвозмездные поступления – 60,4 % от общей суммы поступлений. Удельный вес налоговых доходов  составил – 35,6 %. Основными доходными источниками налоговых доходов бюджета района являются: подоходный налог 12,1 % в общей сумме поступлений, НДС – 11,4 %, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 2,5 %, налог на прибыль 1,7 % и др.

За 2009г. в доход бюджета поступило 54293886,6 тыс.руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится как и в предыдущем году на  безвозмездные поступления – 55,6 % от общей суммы поступлений. Удельный вес налоговых доходов составил 38,7%.  Основными доходными источниками налоговых доходов бюджета района являются: подоходный налог 11,3  % в общей сумме поступлений, НДС – 12,8 % , единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции - 3,7 % , налог на прибыль и доходы -1,7   % и др.

За 2010г. в бюджет поступило 58 634 907,2 тыс.руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится на  безвозмездные поступления – 58,7 % от общей суммы поступлений. Удельный вес налоговых доходов в данном периоде составил 37,4 %. Основными доходными источниками налоговых доходов бюджета района являются: подоходный налог 12,6  % в общей сумме поступлений, НДС – 12,2 %, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции -2,7  %  , налог на прибыль и доходы 1,0 %  и др.



21

 

Таблица 2.1 –Структура источников формирования доходов местного бюджета Браславского района за 2008-2010г.

Наименование

2008* г.

2009* г.

2010г

Отклонение 2009г. от 2008г.

Отклонение 2010г. от 2009г.

Тыс.руб.

Уд.

вес, %

Тыс.

руб.

Уд.

вес,

%

Тыс.

руб.

Уд.

вес, %

Абсо-лют-

ное

Темп роста, %

Абсо-лют-

ное

Темп роста,

%

1.Налоговые доходы

20957860,3

35,6

20992139,5

38,7

21 907 565,5

37,4

34279,2

100,2

915426,0

104,4

1.1 Налог на доходы и  прибыль

8073003,0

13,7

7047762,6

13,0

8 012 445,7

13,7

-1025240,4

87,3

964683,1

113,7

1.1.1Подоходный налог

7097937,5

12,1

6151320,9

11,3

7 405 025,9

12,6

-946616,6

86,7

1253705,0

120,4

1.1.2 Налог на прибыль

975065,5

1,7

896415,4

1,7

607 419,8

1,0

-78650,1

91,9

-288995,6

67,8

1.2 Налог на собственность

2028591,5

3,4

1854309,0

3,4

2 626 475,0

4,5

-174282,6

91,4

772166,0

141,6

1.3 Налог на товары и услуги в том числе

10253587,9

17,4

11580199,0

21,3

 

10 489 036,5

17,9

1326611,1

112,9

-1091162,5

90,6

1.3.1Налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг) в том числе

10046029,8

17,1

11366704,3

20,9

 

 

10 176 015,2

17,4

1320674,6

113,1

-1190689,1

89,5

НДС

6680390,8

11,4

6935975,5

12,8

7 174 117,0

12,2

255584,7

103,8

238141,5

103,4

Налог  с продаж товаров в розничной торговле

952578,6

1,6

1091264,7

2,0

 

0,0

138686,1

114,6

-1091264,7

0,0

Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) в том числе

2413060,3

4,1

3339464,2

6,2

 

 

3 001 898,2

5,1

926403,8

138,4

-337566,0

89,9

Налог для производителей сельскохозяйственной продукции

1464012,6

2,5

2011187,1

3,7

 

1 568 027,1

2,7

547174,5

137,4

-443160,0

78,0

1.3.2 Налоги и сборы  на отдельные виды деятельности

155157,9

0,3

132708,8

0,2

 

53 807,0

0,1

-22449,2

85,5

-78901,8

40,5

в том числе налог на услуги

66129,8

0,1

32466,7

0,1

35 286,1

0,1

-33663,2

49,1

2819,4

108,7

1.3.3Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности

52400,2

0,1

80786,0

0,1

 

 

259 214,3

0,4

28385,7

154,2

178428,3

320,9

в том числе Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)

48223,9

0,1

75152,9

0,1

 

 

166 572,6

0,3

26929,0

155,8

91419,7

221,6

 

 

Окончание таблицы 2.1

1.4 Другие налоги, сборы и иные обязательные платежи

602677,9

1,0

509868,9

0,9

 

779 608,3

1,3

-92809,0

84,6

269739,4

152,9

1.4.1Государственная пошлина

480264,5

0,8

432772,2

0,8

456 430,4

0,8

-47492,2

90,1

23658,2

105,5

1.1.2Иные налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи в том числе

122413,4

0,2

77096,6

0,1

 

 

323 177,9

0,6

-45316,8

63,0

246081,3

419,2

Курортный сбор

63651,9

0,1

59578,0

0,1

99 527,1

0,2

-4073,9

93,6

39949,1

167,1

2. Неналоговые доходы

2353750,2

4,0

3118025,1

5,7

2 314 663,1

3,9

764274,9

132,5

-803362,0

74,2

2.1 Доходы от имущества находя-щегося в государственной собственности

187179,9

0,3

284861,7

0,5

 

 

186 876,2

0,3

97681,7

152,2

-97985,5

65,6

2.2 Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности в том числе

10253587,9

17,4

2066817,9

3,8

 

 

1 303 008,7

2,2

-8186770,0

20,2

-763809,2

63,0

2.2.1. Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства

632846,5

1,1

1208988,5

2,2

 

 

 

627 372,5

1,1

576141,9

191,0

-581616,0

51,9

2.2.2.Доходы от реализации государственного имущества

397737,2

0,7

244568,7

0,5

 

126 988,8

0,2

-153168,5

61,5

-117579,9

51,9

2.2.3. Доходы от продажи земельных участков

368552,5

0,6

244568,7

0,5

 

112 646,8

0,2

-123983,8

66,4

-131921,9

46,1

2.3 ШТРАФЫ, УДЕРЖАНИЯ

700115,2

1,2

706202,1

1,3

705 274,9

1,2

6086,9

100,9

-927,2

99,9

2.4 Прочие неналоговые платежи

268060,5

0,5

60143,4

0,1

119 503,3

0,2

-207917,1

22,4

59359,9

198,7

3.Безвоздмездные поступления

35534904,3

60,4

30183722,0

55,6

34 412 678,6

58,7

-5351182,3

84,9

4228956,6

114,0

Итого доходов и поступлений

58846514,8

100

54293886,6

100

58 634 907,2

100

-4552628,2

92,3

4341020,6

108,0

Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.

Источник: собственная разработка на основе отчетных данных об исполнении бюджета Браславского района.



35

 

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма доходов и поступлений районный бюджет уменьшилась на  4552628,2тыс.руб. , темп роста 92,3%., в том числе за счет уменьшения   безвозмездных  поступлений на 5351182,3 или на 15,1 % к уровню прошлого года, что привело к снижению их удельного веса в структуре доходов с 60,4% в 2008г. до 55,6% в 2009г. Снижение удельного веса безвоздмесдных поступлений  в общей сумме поступления средств в бюджет повлекло за собой увеличени удельного веса неналоговых доходов и налоговых доходов. В 2009г. произошло увеличение поступлений по неналоговым доходам на  764274,9 тыс.руб. или на 32,5%, что привело к увеличению  их удельного веса в общей сумме поступлений в бюджет  до 5,7 %, налоговые доходы увеличились на 34279,2 тыс.руб., темп роста к уровню прошлого года составил 100,2%., удельный вес в структуре источников дохода составил  38,7%, что на  3,1 процентный пункт выше уровня 2008г. 

Сумма налога на доходы и прибыль в данном периоде сократилась на 1025240,4 тыс.руб или на 12,7%, в том числе за счет сокращения суммы подоходного налога на 946616,6 тыс.руб, налога на прибыль на 78650,1 тыс.руб. Данное сокращение привело к снижению удельного веса налогов на доходы и прибыль в общей сумме поступлений в районный бюджет на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2008г. Налоги на товары и услуги в 2009г увеличились на 1326611,1 тыс.руб. или на  12,9 % , удельный вес в структуре доходов составил  21,3%, что на 3,9 процентных пункта превышает уровень 2008г.  Увеличение налогов на товары и услуги произошло за сет увеличения: НДС на 255584,7 тыс.руб. или на 3,8%, налога  с продаж товаров в розничной торговле на 138686,1 тыс.руб. или на 14,6%, других налогов и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 926403,8 тыс.руб. или на 38,4%.

Одной из причин увеличения суммы налоговых доходов стало то, что в 2009г. местными органами власти увеличены ставки земельного налога для юридических лиц на 50%, для физических лиц на 100%, ставки налога на недвижимость для юридических и физических лиц на 50%.

В 2009г. в абсолютном выражении сумма неналоговых доходов увеличилась на 764274,9 тыс.руб. или на  32,5 % по сравнению с  2008г. Увеличение поступлений наблюдается по  доходам от имущества находящегося в государственной собственности на 97681,7 тыс.руб., по доходам от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства на 576141,9 тыс.руб., и штрафам и удержаниям - 6086,9 тыс.руб.

В 2010г. общая сумма поступлений в бюджет увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4341020,6тыс.руб. или на 8,0 %.

В структуре источников доходов Браславского районного бюджета, в 2010г.  по сравнению с 2009г. наблюдаются изменения:  удельный вес неналоговых доходов  сократился на   1,8 % и составил 2 314 663,1 тыс.руб. В абсолютном выражении суммы налоговых доходов в 2010г. уменьшилась по сравнению с 2009г. на 803362,0 тыс.руб., темп роста составил 74,2 %. Данное снижение произошло за счет снижения суммы поступлений на доходы от имущества находящегося в государственной собственности на 97985,5 тыс.руб. или на 34,4%, доходов от осуществления приносящей доходы деятельности на 763809,2 или на 38% в том числе за счет сокращения доходов от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства  на 581616,0 тыс.руб.

В 2010 г. наблюдается снижение  удельного веса налоговых доходов на 1,3 процентных пункта. Однако темп роста налоговых доходов в данном периоде составил 104,4% , в абсолютном выражении  915426,0 тыс. руб. Данное увеличение произошло за счет увеличения поступлений налога на доходы и  прибыль 964683,1 тыс.руб, темп роста составил 113,7%, что в свою очередь привело к увеличению удельного веса данных налогов на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2009г. Удельный вес налогов на товары и услуги в общей сумме поступления денежных средств в бюджет района по сравнению с 2009 г. сократился на 3,4 процентных пункта и составил 17,9 %.  В абсолютном выражении сумма налога на товары и услуги сократилась на 1091162,5 тыс.руб., темп роста составил 90,6%. Данное снижение произошло в основном за счет сокращения суммы поступлений налогов от выручки от реализации товаров  на 1190689,1  тыс.руб. Основной причиной данного факта стало снижение налоговой нагрузки в 2010г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: отмена налога  с продаж товаров в розничной торговле. Сумма налогов и сборов  на отдельные виды деятельности сократилась на 78901,8 тыс.руб.

              Сокращение удельного веса налоговых и неналоговых поступлений в 2010г. вызвано увеличением удельного веса безвоздмездных поступлений. В  данном периоде  их удельный вес оставил 58,7 %. В абсолютном выражении сумма безвозднездных поступлений увеличилась на 4228956,6 тыс.руб. или на 14% по сравнению с 2009г.

 

 

2.2 Анализ использования доходов местного бюджета

 

Проанализируем использование доходов местного бюджета Браславского района за 2008-2010г. в разрезе кассовых расходов по функционально - ведомственной  и экономической классификации данные сведем в таблицу 2.2 (Приложение А-В).

В 2008г. общая сумма расходов районного бюджета составила 62057460,8 тыс.руб., в 2009г. – 60246102.2 тыс.руб. , что на 1811358.6 тыс.руб. меньше предыдущего периода или на 2,9 %, в 2010г. - 60134666,2 тыс.руб. что на  111436.0  тыс.руб. меньше чем в 2009г. или на 0,2 %.

Наибольший удельный вес в расходах районного бюджета приходится на текущие расходы 78,8 % в 2008 ,  78,6 % в 2009г. и  86,9 %  в 2010г от общей суммы соответственно. В 2009г. снижение текущих расходов составило 1547362.4 тыс.руб. или 3,2 %, что произошло в основном за счет  снижения заработная плата с начислениями.

В 2009г. общая сумма расходов на оплату труда уменьшилась на 848715,6 тыс.руб. или на 3,8 % по сравнению с 2008г., уменьшение  начислений на заработную плату на 7,1% связано со снижение суммы отчислений в ФСЗН с 35% до 34%. Темп роста расходов на коммунальные услуги в данном периоде составил 112,4 % , в абсолютном выражении данная статья увеличилась на 519150,0 тыс.руб., основная причина данного факта рост цен на энерго- и теплоносители. В 2010г. сумма текущих расходов по сравнению с 2009г. увеличилась на 4901659.9 тыс.руб. или на  10,3 %, в том числе в основном  за счет увеличении расходов на заработную плату , начисления на заработную плату и коммунальные услуги. В 2010г. как и в 2009г. наибольший удельный вес приходится на следующие  статьи затрат: заработная плата с начислениями, коммунальные услуги .

В 2010г. общая сумма расходов на оплату труда увеличилась на 2069726,6 тыс.руб. или на 9,7  % по сравнению с 2009 г., что в свою очередь повлекло за собой увеличение удельного веса данной статьи затрат в общей сумме расходов  до 39,0%. Увеличение кассовых  расходов по заработной плате рабочих и служащих привело к увеличению сумм  начислений на заработную плату на 11,6 % или на 808006,7 тыс.руб. Темп роста расходов на коммунальные услуги в данном периоде составил 114,1%, в абсолютном выражении данная статья увеличилась на 663748,2 тыс.руб., основная причина данного факта рост цен на энерго- и теплоносители.

Сумма программных расходов  в 2010 г. составила 28048152,7 тыс.руб. в 2009г. -32877686,3 тыс.руб., темп роста 85,2 %. Удельный вес программных расходов в составил 54,6% в 2009г. %  и 46,6 % в 2010г.  соответственно.

Наибольший удельный вес из программных расходов в общей сумме расходов районного бюджета расходах приходится на Государственную программу возрождения и развития села, в 2009г.-  37,4 % , в 2010г. -  43,0%. В 2010г. сумма средств затраченных на вышеуказанную программу составила 25856899,6 тыс.руб., что на 14,8 % превышает уровень прошлого года.



35

 

Таблица 2.2 - Структура использования доходов местного бюджета Браславского района за 2008-2010г.

Наименование

2008* г.

2009* г.

2010г

Отклонение 2009г. от 2008г.

Отклонение 2010г. от 2009г.

Тыс.руб.

Уд.

вес, %

Тыс.

руб.

Уд.

вес,

%

Тыс.

руб.

Уд.

вес, %

Абсолют-

ное

Темп роста, %

Абсолют-

ное

Темп роста,%

Всего в том числе

62057460.8

100

60246102.2

100

60134666,2

100

-1811358.6

97.1

-111436.0

99.8

1.Текущие расходы в том числе

48926715.6

78.8

47379353.2

78,6

52281013,1

86,9

-1547362.4

96.8

4901659.9

110.3

Заработная плата рабочих и служащих

22225245.5

35.8

21376530.0

35,5

 

23446256,6

39,0

-848715.6

96.2

2069726.6

109.7

Начисления на заработную плату

7528599.4

12.1

6995491.4

11,6

7803498,1

13,0

-533108.0

92.9

808006.7

111.6

Приобретение предметов снабжения

4248272.5

6.8

4038511.5

6,7

 

3705163,7

6,2

-209761.0

95.1

-333347.8

91.7

Командировочные разъезды

62437.6

0.1

67673.1

0,1

68048,9

0,1

5235.5

108.4

375.8

100.6

Оплата транспортных услуг

810220.0

1.3

763707.8

1,3

856773,2

1,4

-46512.2

94.3

93065.4

112.2

Оплата услуг связи

78760.6

0.1

86260.6

0,1

81777,2

0,1

7500.0

109.5

-4483.4

94.8

Оплата коммунальных услуг

4198116.5

6.8

4717266.5

7,8

5381014,7

8,9

519150.0

112.4

663748.2

114.1

Прочие текущие расходы на закупку товаров

5089414.3

8.2

4598978.4

7,6

 

5009070,8

8,3

-490435.9

90.4

410092.4

108.9

Обслуживание государственного  долга

487280.1

0.8

453136.6

0,8

 

402855,5

0,7

-34143.5

93.0

-50281.1

88.9

Текущие бюджетные трансферты

4198369.0

6.8

4281797.3

7,1

5526554,1

9,2

83428.3

102.0

1244756.8

129.1

Субсидии

3199648.2

5.2

3197525.3

5,3

4302687,7

7,2

-2122.8

99.9

1105162.4

134.6

Капитальные расходы

7986797.7

12.9

7504108.8

12,5

7803668,2

13,0

-482688.9

94.0

299559.4

104.0

Предоставление кредитов, бюджетных суд, бюджетных займов

5143947.5

8.3

5362640.2

8,9

 

 

49984,9

0,1

218692.7

104.3

-5312655.3

0.9

Информация о работе Формирование доходной части местного бюджета на современном этапе развития национальной экономики: проблемы и перспективы