Формирование доходной части местного бюджета на современном этапе развития национальной экономики: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить роль местных бюджетов в регулировании социально-экономических процессов, провести анализ его формирования и расходования доходов местного бюджета на примере Браславского района, разработать направления по его совершенствованию.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание местных бюджетов их значение и роль;
- охарактеризовать структуру и провести анализ доходов и расходов местных бюджетов;
- разработать направления по совершенствованию формирования и распределения доходной части мес

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………..

5
1.1 Сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов…………………………………………...

5
1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов………………..
9
1.3 Направления использования доходов местных бюджетов……………..
15


2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА БРАСЛАВСКОГО РАЙОНА………………………………..…..

20
2.1 Анализ формирования доходов местного бюджета……………… …..
20
2.2 Анализ использования доходов местного бюджета…………………….
25


3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА…………………………………………………...

31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Образец 2.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)


21

 

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет  «финансово-экономический»________________________

Кафедра «финансов »______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

По дисциплине Теория финансов______________________________

Тема: «Формирование доходной части местного бюджета на современном этапе развития национальной экономики: проблемы и перспективы (на примере бюджета Браславского района)»_______________

Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)

Иванов Ивано Иванович, финансово-экономический факультет,          4 курс, группа 07-ФКз ____________________________________

Руководитель проекта

Авилкина Марина Александровна, старший преподаватель________

(ФИО, ученое звание, ученая степень, должность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2011

 

 

Содержание

 

 

 

С.

Введение…………………………………………………………………….

3

 

 

1 Теоретические аспекты формирования доходов  местного бюджета ……………………………………………………..

 

5

1.1 Сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов…………………………………………...

 

5

1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов………………..

9

1.3 Направления использования доходов местных бюджетов……………..

15

 

 

2 Анализ доходной базы местного бюджета на примере бюджета Браславского района………………………………..…..

 

20

2.1 Анализ формирования доходов местного бюджета………………   …..

20

2.2 Анализ использования доходов местного бюджета…………………….

25

 

 

3 Направления увеличения доходной части базы местного бюджета…………………………………………………...

 

31

 

 

Заключение………………………………………………………………..

34

Список использованных источников………………………….

37

Приложения………………………………………………………………..

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. На данном этапе времени постоянно расширяются функции местных органов управления, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение  бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Включение в сферу бюджетных отношений органов местного самоуправления как субъектов государственного управления означает наделение их правом распоряжаться определенной долей средств бюджета.

В период перехода к рыночным отношениям особенно важно обеспечение социальных гарантий и социальной защищенности населения. В связи с этим повышается роль местных бюджетов как главного инструмента решения этих проблем.

При определении доходных поступлений основное внимание должно уделяться формированию собственной доходной базы местных бюджетов, что в наибольшей мере соответствует созданию стабильной, результативно функционирующей системы бюджетных отношений на местном уровне.

Доходная часть местных бюджетов в Республике Беларусь формируется за счет собственных доходов, налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами, а также отчислений от общереспубликанских налогов и доходов.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджетной системе Республики Беларусь, главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты — самые многочисленные.
Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов. Между тем при формировании и использовании местных бюджетов существует ряд проблем. Поэтому тема данной работы является актуальной.

Объектом исследования являются местные бюджеты Республики Беларусь.

Предметом – доходы и расходы местного бюджета Браславского района Витебской области.

Цель данной работы – определить роль местных бюджетов в регулировании социально-экономических процессов, провести анализ его формирования и расходования доходов местного бюджета на примере Браславского района, разработать направления по его совершенствованию.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание местных бюджетов их значение и роль;

- охарактеризовать структуру и провести анализ доходов и расходов местных бюджетов;

- разработать направления по совершенствованию формирования и распределения доходной части местных бюджетов.

В первой главе данной курсовой работы изучены теоретические основы формирования доходов местного бюджета, раскрыта сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов, а так же определены источники формирования доходов местных бюджетов и направления использования доходов местных бюджетов.

Во второй главе проведен анализ формирования доходной базы местного бюджета на примере районного бюджета Браславского района и анализ использования доходов местного бюджета.

В третьей главе предложены направления увеличения доходной части базы местного бюджета Браславского района.

Методологической и методической основой для написания работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь по исследуемой проблеме, отечественная и зарубежная литература, периодические издания, собственные исследования, а так же статистическая отчетность финансового отдела Браславского райисполкома за 2008-2010гг.

 

 

 

1        Теоретические основы формирования доходов местного бюджета

 

 

1.1 Сущность доходов местного бюджета и их роль в социально -экономическом развитии регионов

 

Основным звеном финансовой системы любого государства является государственный бюджет. Бюджет обеспечивает проведение экономической политики как государства в целом, так и каждого региона в отдельности. Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждом государстве создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающих аккумуляцию денежных ресурсов региона для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и выполнения других задач. Подобная сеть бюджетов и представляет из себя бюджетное устройство государства [5, c.26].

Бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет и местные бюджеты (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1.1-  Бюджетное устройство Республики Беларусь.

Важным качеством бюджетной системы страны является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль и любой из них не заменим в процессе финансового обеспечения жизнедеятельности государства. Но в нынешней ситуации явным фаворитом выступает республиканский бюджет, к которому прикован основной интерес научных исследований, в несколько меньшей степени привлекают внимание проблемы местных бюджетов. Между тем значение этого финансового основания бюджетной "пирамиды" страны весьма существенно. Следует вспомнить, что около 70 % всех расходов государства на социально-культурные нужды проходит через местные бюджеты. Из них финансируется большая часть расходов па просвещение, здравоохранение, которые имеют не только местное, но и общенациональное значение. Средства местных бюджетов используются на региональные мероприятия по социальной защите населения, предоставление безналичных субсидий финансирования жилищно-коммунального хозяйства, учреждений социально-культурной сферы, физической культуры [3, c. 56].

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:

-         бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

-         бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

-         бюджеты областного уровня [12].

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. Включение в сферу бюджетных отношений органов местного самоуправления как субъектов государственного управления означает наделение их правом распоряжаться определенной долей средств бюджета.

На данном этапе времени постоянно расширяются функции местных органов управления, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение  бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения [10, c .47].

В период перехода к рыночным отношениям особенно важно обеспечение социальных гарантий и социальной защищенности населения. В связи с этим повышается роль местных бюджетов как главного инструмента решения этих проблем.

При определении доходных поступлений основное внимание должно уделяться формированию собственной доходной базы местных бюджетов, что в наибольшей мере соответствует созданию стабильной, результативно функционирующей системы бюджетных отношений на местном уровне.

Доходная часть местных бюджетов в Республике Беларусь формируется за счет собственных доходов, налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами, а также отчислений от общереспубликанских налогов и доходов.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются финансирование мероприятий, связанных с повышением благосостояния населения и строительством жилья, ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, а также здравоохранение, образование и наука. Для реализации названных приоритетов и целей требуются значительные материальные и финансовые ресурсы.

Однако, нерациональное использование возможностей местных бюджетов для решения проблем, как на региональном, так и республиканском уровне ведет к ограниченности роли местных бюджетов. Отсутствие устойчивой финансовой базы местных органов ведет к незаинтересованности их в развитии местного хозяйства на региональном уровне.

Поэтому раскрытие сущности, роли и значения местного бюджета, познание его экономической природы имеет важное значение для правильного и обоснованного формирования бюджета и его исполнения.

Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную  функции.

Информация о работе Формирование доходной части местного бюджета на современном этапе развития национальной экономики: проблемы и перспективы