Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)
    • абсолютная (базируется на установлении минимального перечня основных потребностей (прожиточного минимума) и размера ресурсов, требуемых для их удовлетворения)
    • относительная (базируется на соотношении показателей благосостояния с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в конкретной стране)
    • субъективная (базируется на оценках материального положения и уровня жизни, сделанных самими опрашиваемыми)

     В последние годы дифференциация населения  по уровню среднедушевых доходов  значительно усилилась. С учетом низкого среднего уровня доходов это свидетельствует о почти полном отсутствии в республике среднего слоя, который по идее должен стать основой стабильности и экономического процветания государства.

     В основных профессиональных группах  появились такие среднедоходные группы населения как учителя, врачи, инженеры, работники науки и др., которые в нормальных условиях общества играют роль социального стабилизатора, а в условиях трансформации экономики произошел резкий поворот к обнищанию этой категории населения. В числе низкодоходных групп оказалась подавляющая часть работников, занятых в образовании, здравоохранении, науке, культуре, сельском и лесном хозяйстве.

     В структуре доходов существенная дифференциация отмечается между жителями городов и сел республики, что обусловлено различиями условий занятости населения. В структуре доходов городского населения  наибольший удельный вес занимали доходы от трудовой деятельности – 77,6% (против 49,1 % у сельского). В бюджете сельских жителей существенную роль играли поступления от личного подсобного хозяйства, которые составили 32,2 % их денежных доходов (против 2,2 % городского населения). Общий доход на душу населения в городах в 1,5 раза выше, чем на селе5.

     Причины сложившейся ситуации в распределении  денежных доходов следующие: это в первую очередь отставание темпов роста заработной платы и фиксирование доходов в бюджетных организациях. Здесь для индексирования служит минимальный размер заработной платы, уровень которой в идеале должен определяться стоимостью прожиточного минимума.

     При оценке жизненного уровня населения, используется показатель минимального потребительского бюджета (МПБ) – набор продовольственных  товаров и услуг в натуральном  и в стоимостном выражении, обеспечивающий человеку потребление на уровне, принятом обществом в качестве допустимого на данном этапе развития.

     В качестве одного из показателей жизненного уровня населения, характеризующего количественные параметры материальных благ и услуг, выступает сопоставление доходов населения с официально утвержденным прожиточным минимумом.

     В 2007 г. среднедушевые денежные доходы обеспечивали лишь 52 % потребительского бюджета, среднемесячная заработная плата   (3970 сом.) была на 28,8 % больше потребительского бюджета трудоспособного населения (3082,8 сом.). Если принять во внимание соотношение минимальной заработной платы и МПБ, то за рассматриваемый период по-прежнему сохраняется большой разрыв. В 2007г. МПБ на душу населения составил 2795,9 сом., а минимальная заработная плата – 340 сом (Таблица 1). 

     За  2003-2007 гг. МПБ на душу населения возрос в 1,8 раза и составил 2795,9 сом в среднем на душу населения в месяц;, на трудоспособного – 3082,85 сом., на пенсионера – 2435,62 сом., на детей – 2399,15 сом6.

     При таком состоянии дел, большая  часть населения республики не может удовлетворить современные потребности, низкие доходы не позволяют обеспечить нормальное воспроизводство рабочей силы, что в совокупности обуславливает низкое качество жизни.

     Таким образом, анализ социально-экономического состояния важнейших сфер жизнеобеспечения населения позволяет оценить реальную ситуацию и тенденции изменений в качестве жизни, выявить слабые места социального благополучия и определить важнейшие направления социальной защиты населения с учетом остроты социальных проблем:

  • удовлетворение потребности граждан республики в образовании, повышение интеллектуального и культурного образования населения страны;
  • ориентация высшего и профессионально-технического образования на новые условия экономики и рынка труда;

     Важнейшие направления социальной защиты, сферы образования и здравоохранения связаны со стабилизацией государственного финансирования, которое должно стать основным источником восстановления и развития этих отраслей, что предполагает:

     – переход образования и здравоохранения на нормативное финансирование с разработкой единых государственных минимальных стандартов, что позволит перейти к установлению минимально необходимого уровня обеспечения социальных гарантий, выражаемых в социальных нормах;

     В переходный период социально значимой проблемой остается обеспеченность низкодоходных групп населения жильем. Поэтому так  важна разработка   механизма по обеспечению социального минимума жилья и социальной поддержки низкодоходных групп, которая заключается в следующем:

     – строительство дешевого государственного жилья для малоимущих слоев населения за счет местных бюджетов;

     – развитие кредитования жилищного строительства;

     – стимулирование индивидуального жилищного  строительства на основе создания фонда  поддержки граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий и др.

2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году

     В 2008 году из республиканского бюджета  на финансирование социальной защиты выделено 2059,9 млн. сомов, из них: на государственные  пособия 1188,2 млн. сомов, льготы 688,7 млн. сомов, содержание домов-интернатов - 113,1 млн. сомов, социальное обеспечение работающих - 69,5 млн. сомов.

     В 2008 году, по предварительным данным, выплачены государственные пособия 439,9 тыс. человек, из них единые ежемесячные  пособия - 379,7 тыс. человек и социальные пособия - 60,2 тыс. человек. В результате усиления адресности соцзащиты произошло сокращение численности получателей пособий по малообеспеченности по сравнению с 2007 годом на 15,8 процента или на 71,1 тыс. человек.

     С 1 января 2008 года увеличен размер гарантированного минимального уровня потребления со 175 сомов до 200 сомов, в результате чего повышены на 25 % размеры единого ежемесячного и социального пособия. С 1 октября 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты получателям единого ежемесячного пособия и ежемесячного социального пособия в размере 35 сомов ежемесячно. Продлены сроки выплаты социальных пособий детям, потерявшим кормильца, с 21 до 23 лет. Инвалидам - ликвидаторам аварии на ЧАЭС дополнительно предусмотрено льготное обеспечение слуховыми аппаратами и очковой оптикой.

     В целях дополнительной поддержки  ветеранов ВОВ выплачены единовременные денежные пособия к 9 мая 2008 года в  размере от 500 до 2000 сомов . Данную поддержку  получили 18,8 тыс. человек на сумму 17,6 млн. сомов. Кроме этого, выплачены ежегодные выплаты к 9 мая ветеранам войны на сумму 3,9 млн. сомов. Получили бесплатно инвалидные коляски 515 человек. В 2008 году 875 лиц с ограниченными возможностями здоровья 1, 2 и 3 группы обеспечены льготными путевками на санаторно-курортное лечение, на сумму более 7,9 млн. сомов.

     Увеличено на 7 %, по сравнению с 2007 годом, финансирование домов-интернатов за счет средств республиканского бюджета. В 15 домах-интернатах на полном государственном обеспечении находится 2300 подопечных. В 2008 году в 8-ми домах-интернатах проведен капитальный ремонт зданий, сооружений, канализационных и отопительных систем на общую сумму 35,3 млн. сомов. С 1 января 2008 года для подопечных домов-интернатов увеличены нормы питания и отпуска медикаментов в среднем на 90 %.

     В 2008 году вступил в силу Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном заказе», позволяющий государству  осуществлять заказ на услуги у неправительственных  организаций и поддерживать их деятельность в части социального обслуживания населения.

     В целях обеспечения равных возможностей лицам с ограниченными возможностями  здоровья, создания благоприятных условий, позволяющих данной категории граждан  вести полноценный образ жизни, разработан и принят Закон Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 3 апреля 2008 года № 38.

     В течение 2008 года приняты меры по повышению  заработной платы, на 30 % увеличена заработная плата работников здравоохранения, социального обеспечения и культуры, а также административного и технического персонала системы образования, оплата труда которого определяется по Единой тарифной сетке, в среднем на 60 % - заработная плата государственных и муниципальных служащих, на 40-70 % - заработная плата работников, не являющимся госслужащими и занятых в государственных учреждениях.

     С 1 января 2008 года начаты выплаты надбавок за педагогический стаж работников образования. Средства в размере 1,1 млрд. сомов, предусмотренные  бюджетом на 2008 год на указанные цели, финансировались дополнительным объемом в приоритетном порядке.

     В соответствии с графиком погашения  задолженности за 2003-2007 годы, в 2008 году была погашена задолженность за педагогический стаж за 2003 год в сумме 198,1 млн. сомов. Кроме того, по судебным искам учителей на погашение задолженности было направлено 466,2 млн. сомов.

     Для поэтапного повышения размера минимальной  заработной платы до уровня прожиточного минимума принят Закон Кыргызской Республики «О минимальной заработной плате в Кыргызской Республике».

     В целях повышения жизненного уровня и материального стимулирования работников здравоохранения, социальной защиты и культуры установлена ставка 1 разряда ЕТС в размере 690 сомов.

     В 2008 году проверено и обследовано 1230 предприятий. В ходе проверок выявлено 7,8 тыс. нарушений и выдано 1130 предписаний по устранению этих нарушений. Выплачено 21,4 млн. сомов на погашение задолженности по заработной плате, компенсаций, в том числе по возмещению вреда от трудовых увечий и профзаболеваний. Предъявлены штрафные санкции за нарушения законодательства о труде и охраны труда на сумму 110 тыс. сомов.

     По  предварительным данным, объем поступления  страховых взносов в 2008 году составил 9053,5 млн. сомов, при плане 8137,5 млн. сомов, или план выполнен на 111,3 %, рост к 2007 году составил 126,9 %.

     В течение 2008 года повышены размеры пенсий: с 1 января 2008 года базовая часть  пенсии установлена в размере 450 сомов или рост составил 12,5 %. С 1 июля 2008 года повышены страховые части  пенсии на 10 %, а также увеличены на 12 сомов ежемесячные компенсационные выплаты к пенсиям за электроэнергию. С 1 октября 2008 года базовая часть пенсии увеличена до 530 сомов и повышены страховые части пенсии на 17 %.

     В 2008 году повышены размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами в период прохождения военной службы, и семьям погибших военнослужащих срочной службы на 300 сомов, увеличены размеры надбавок к пенсиям лиц с ограниченными возможностями здоровья I группы по зрению, установлен минимальный размер пенсии по инвалидности военнослужащих из числа солдат и матросов срочной службы, получившим инвалидность, на 600 сомов.

     Общий размер пенсии с учетом компенсационных  выплат за электроэнергию в 2008 году увеличился с 1114 до 1435 сомов, или на 28 процентов. На 1 января 2009 года количество пенсионеров по республике составляет 526,4 тыс. человек.

     В 2008 году Указом Президента Кыргызской Республики одобрена Концепция введения накопительной части в пенсионную систему и утвержден План мероприятий  по введению накопительной части в пенсионную систему Кыргызской Республики.

     Правительство Кыргызской Республики осуществляет государственную  политику в сфере миграции и занятости  населения, путем реализации государственных  программ «Национальная политика занятости населения Кыргызской Республики до 2010 года» и «Регулирование миграционных процессов», нацеленных на ускоренное социально-экономическое развитие государства, влияющих на сохранение стабильности и безопасности в республике.

     Реализация  данных программ позволила сохранить стабильность рынка труда, что характеризуется следующими показателями:

     Численность постоянного населения КР - 5276,1 тыс. человек на 1 января 2009 года;

     экономически  активное население - 2343,8 тыс. человек;

     экономически  неактивное население - 1256,3 тыс. человек;

     занятое население - 2152,7 тыс. человек;

     общее число безработных - 268,2 тыс. человек;

     Среднемесячная  номинальная заработная плата одного работника в 2008 году (без учета  малых предприятий) составила 5422 сома, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 36 %.

Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике