Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

      5) В чистом виде применение рыночных подходов в здравоохранении ограничено, так как рыночные отношения по своей природе функционируют на основе реальных цен. В государственном секторе при преобладающей доле бюджетного финансирования используются большей частью расчетные цены (нормативы) для определения стоимости медицинской услуги (по прейскурантам), пролеченного случая, цен на лекарственные средства, тарифов на коммунальные услуги, цен на продукты питания. Применение политики расчетных цен (нормативов) сопряжено с бюджетными ограничениями и самим бюджетным процессом, поэтому большое значение имеют методологические подходы к формированию нормативов и их расчету на предстоящий перспективный период.

      Важное  место в сфере социальных услуг  занимает сектор образования. Совершенствование системы образовательных услуг является важнейшим аспектом развития и использования человеческих ресурсов. 

      Сфера услуг высшего профессионального  образования Кыргызстана с 1992 года развивалась быстрыми темпами и вместе с тем, претерпела много изменений, как положительных, так и негативных.

      Адекватно условиям, диктуемым свободным рынком, развивались процессы демократизации управления образованием. Разрешены были вузы частной формы собственности, количество которых к началу 2005/2006г. увеличилось в 4,0 раза. Сфера услуг высшего профессионального образования получила возможность обеспечиваться за счет многоканального финансирования. В вузах резко расширился перечень специальностей и направлений. Удвоилось по сравнению с дореформенным периодом количество специальностей, по которым ведется подготовка специалистов. Как результат реформы образовательной системы, показатель численности студентов высших профессиональных учреждений на 10000 человек населения республики увеличился с 120 студентов вузов в 1994 г. до 454 студентов в 2007 г. Сформированы основополагающие государственные стандарты на все уровни высшего образования. В условиях острой нехватки государственного финансирования вузы стали активно развивать  предпринимательские функции, присущие коммерческим структурам.

      В процессе проведения образовательной  реформы было сделано много позитивных изменений, но в то же время в период бурного реформирования образовательной системы имели место свои сложности,  трудности и определенные проблемы. Сегодня одной из основных проблем в образовательной системе высшей школы является снижение качества высшего профессионального образования. Президент Кыргызской Республики в своем Послании народу отметил: «В отдельных секторах, как например, образование, шли резкие реформы. Все было отдано на стихию рыночных отношений. В результате резко возросла стоимость образовательных услуг. Но вновь созданные системы не обеспечивали их качества»13.

      Одна  из первых причин снижения качества высшего  профессионального образования  заключается в стремлении вузов  республики любыми способами увеличить контингент обучаемых в целях получения и увеличения доходных поступлений. Снижению качества высшего профессионального образования  также послужили и такие причины, как слабое состояние учебно-методической базы, неудовлетворительная материально-техническая база системы высшего профессионального образования республики, увеличение морально-психологической и физической нагрузки преподавателей вузов, бурный рост заочной формы обучения в условиях низкой занятости населения и др.

      Второй  актуальной проблемой в образовательной  системе высшей школы является низкое потребительское качество предоставляемых  услуг высшего профессионального образования для рынка труда и в целом для экономики республики. В результате несбалансированности подготовки кадров с потребностями отраслей экономики, отсутствия связи высшего профессионального образования с рынком труда у нас наблюдается серьезный дисбаланс в подготовке кадров по профилям специальностей. В результате рассогласованности ситуации на рынке труда и рынке образования значительная часть профессий, приобретаемых молодыми людьми в учебных заведениях, остается невостребованной.

      На  сегодняшний день серьезным вопросом в секторе высшего профессионального образования является социальная несправедливость, которая может привести к тому, что интеллектуальный труд станет возможностью преимущественно материально обеспеченных людей. В настоящий период именно ступень высшего образования оказалась более всего коммерциализированной, и тем самым более всего отодвинутой от народа по своей экономической доступности. Сегодня необходимо заложенные основы в рамках образовательных реформ направить и ориентировать на потребности народа, достижение общечеловеческих принципов справедливости, снижение финансового бремени, улучшение качества и доступности образовательных услуг.

      После провозглашения в 1991 году независимости, Кыргызстан оказался в трудном экономическом положении, в связи с чем наша республика приступила к проведению радикальных экономических реформ. Правительством велись широкомасштабные реформы в социальном секторе, направленные на предоставление качественных услуг населению в сфере здравоохранения, образования, обеспечения адресной социальной защиты малоимущих слоев населения. Вместе с тем, по ряду направлений страна столкнулась с определенными проблемами и трудностями.

      Рассмотренные процессы проводимых реформ в сфере  социальных услуг позволяют сделать выводы об определенных особенностях развития социальных услуг в условиях переходной экономики Кыргызской Республики:

      Экономика Кыргызстана находится в большой  зависимости от донорской помощи и не в состоянии обеспечить все  потребности населения за счет государства.

      По  уровню доходов Кыргызстан относится  к странам с низким доходом, но в отличие от развивающихся стран, социальные ожидания общества значительно  превышают возможности их финансового  обеспечения, что усугубляет социальную напряженность в обществе.

      Значительная  часть расходов на оплату социальных услуг ложится бременем на плечи  населения. Так, в здравоохранении половина расходов на здравоохранения – частные расходы, а в сфере высшего образования частные платежи достигли 88 %.

      В странах с переходной экономикой проблема развития учреждений здравоохранения и образования достаточно актуальна. В этой связи возрастает значимость систем здравоохранения и образования, как важных компонентов обеспечения здоровья и должного уровня образования населения. Исходя из главного приоритета, заключающегося в сохранении и укреплении здоровья, развитии образовательного уровня человека, необходима модернизация и повышение эффективности сфер здравоохранения и образования.

      По  дальнейшему развитию услуг в сфере здравоохранения Кыргызской Республики предлагается:

      1) Расширение лекарственной помощи, предоставляемой бесплатно или на льготных условиях на амбулаторном уровне при заболеваниях, адекватное лечение которых потенциально повлияет на снижение спроса на услуги стационаров.

      Расширение  льготного лекарственного обеспечения, т.е. повышение спроса на услуги первичного здравоохранения, окажут влияние на упорядочение спроса на лекарственные  препараты, сокращение необоснованных расходов домохозяйств на лекарства, снизят барьеры к своевременному получению адекватного лечения и лекарственной помощи на амбулаторном уровне, и, следовательно, повысят эффективность вкладываемых ресурсов.

      2) Существенно повысить заработную плату работникам первичного здравоохранения и ввести стимулирующие механизмы, направленные на улучшение предложения и привлекательности услуг первичного здравоохранения. В Кыргызстане обеспеченность врачами первичного здравоохранения составила в 2006 году 0,4 на 1000 населения, в то время как в большинстве стран Центральной и Восточной Европы этот показатель в 1,75 и более раз выше, чем в Кыргызстане.

      Повышение заработной платы медицинским работникам жизненно необходимо в рамках государственной социальной политики, и не может быть осуществлено только силами самого сектора здравоохранения. Необходима долгосрочная государственная стратегия подготовки кадров для первичного здравоохранения и их закрепления в регионах.

      3) Программа государственных гарантий, введенная в Кыргызской Республике, может быть использована в качестве минимального социального стандарта в здравоохранении. Рыночные механизмы, заложенные в механизмах реализации программы, позволяют достичь социально желаемого объема медицинских услуг, влиять на регулирование спроса и предложения наиболее эффективных услуг, необходимых населению. Перераспределение финансовых рисков на основе их аккумулирования при использовании медицинских услуг различными группами населения обеспечивают механизмы социальной защиты бедных слоев населения.

      Для повышения эффективности сферы услуг высшего профессионального образования Кыргызской Республики предлагается:

      1) Поэтапное введение полного государственно-общественного финансирования первого высшего образования в объемах кадровых госзаказов, которые будут покрывать потребности организованной экономики в дипломированных специалистах, специалистах высшей квалификации.

      2) Сокращение общего контингента студентов в вузах республики  путём сокращения количества контрактных и заочных студентов. За анализируемый период с 1991г., население увеличилось всего на 17%, а показатель численности студентов высших профессиональных учреждений на 10,0 тыс. человек населения республики увеличился с 120 студентов вузов в 1994г. до 454 студентов в 2007г., то есть почти в 4 раза. В результате несбалансированности подготовки кадров с потребностями отраслей экономики, отсутствия связи высшего профессионального образования с рынком труда у нас наблюдается серьезный дисбаланс в подготовке кадров по профилям специальностей. Система высшего профессионального образования и всё профессиональное образование по темпам расширения должна согласоваться с темпами экономики, а не развиваться сама по себе, как это происходит в республике.

      4) Создание единого центра мониторинга кадровых потребностей  экономики, задачей которого будет являться проведение   исследований  для целей ориентации системы профессионального образования на кадровые потребности экономики и требования работодателей к профессиональной компетенции выпускников профессиональных учебных заведений.

      5) Усиление требований к высшим  учебным заведениям при осуществлении лицензирования и проведении аттестации высших учебных заведений.

      Государственные финансовые ресурсы являются главным, если не единственным источником оплаты общественных благ. В условиях, когда значительная часть расходов на оплату социальных услуг ложится бременем на плечи населения перед государством стоят сложные задачи обеспечения доступности к услугам здравоохранения и образования наиболее уязвимых групп населения на справедливой основе. При ограниченном бюджете здравоохранения и образования возникает необходимость искать пути повышения эффективности этих систем.

      Для достижения желаемых обществом результатов  в области здравоохранения, необходимо сокращение финансового разрыва в финансировании Программы государственных гарантий, повышение стимулов для первичного уровня здравоохранения.

      В сфере услуг высшего профессионального образования, в первую очередь, необходимо обеспечить экономическую доступность высшего профессионального образования для бедных слоев населения и снизить социальную несправедливость.

      Выше  предложенные меры помогут повысить  эффективность услуг здравоохранения и образования, и тем самым, обеспечат социальную защиту наиболее уязвимых групп населения, внесут реальный вклад в смягчение бедности.

3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития

 

     Реформы в социальной сфере в Кыргызстане  направлены на перераспределение функций  по предоставлению социальных услуг  населению между государством, местными органами власти, предприятиями, некоммерческими  и общественными организациями. За государством закреплена ответственность по обеспечению минимальных социальных стандартов, включающих размер оплаты труда, пенсий, предоставление набора общедоступных и бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры. С этой целью произведено чёткое разделение системы социального обеспечения на две организационно-самостоятельные и с разными источниками финансирования структуры: социальная помощь и социальное страхование.

     Реализация  государственного социального заказа осуществляется по следующим направлениям:

     1) достижение целей в области образования, науки, информации, физической

     культуры  и спорта;

Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике