Финансирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы-это отражение роли социальной сферы, и соответственно социальных функций государства, представление финансирования социальных расходов на федеральном уровне.
Задачей исследования является анализ темпов роста финансирования основных социальных статей расходов государства, отражение их в таблицах. Исходя из анализа определим приоритетные направления развития социальной политики государства.

Содержание

Введение 3
1. Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства 5
1.1 Понятие и назначение социальных расходов государства. 5
1.2 Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы 9
2. Основные направления совершенствования финансового обеспечения государственных социальных расходов. 18
2.1 Приоритетные национальные проекты 18
2.2 Программно-целевые методы финансирования 24
Заключение 36
Список используемой литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Особенности финансирования соц.сферы (2).docx

— 110.23 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

1. Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства 5

1.1 Понятие и назначение социальных расходов государства. 5

1.2 Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы 9

2. Основные направления совершенствования финансового обеспечения государственных социальных расходов. 18

2.1 Приоритетные  национальные проекты 18

2.2 Программно-целевые методы финансирования 24

Заключение 36

Список используемой литературы 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под социальной сферой понимается совокупность государственных и  частных институтов, деятельность которых  направлена на поддержание и повышение  социального приемлемого уровня жизни людей.

Основная часть отраслей социальной сферы-это непроизводственный сектор. Решающую роль в обеспечении  общих условий жизнедеятельности экономики, общества и государства выполняет социальная инфраструктура. Она охватывает учреждения общего, специального и высшего образования, здравоохранения и культуры.

Преобразование в социальной сфере должны быть направлены на достижение основной цели: устойчивое повышение  благосостояние российских граждан.

Эта цель сопряжена с переходом  к инновационному социально ориентированному  типу экономического развития российского  общества, особенности которого в  том, что России предстоит одновременно решить задачи и догоняющего и  опережающего развития. Одна из проблем  сложившейся модели экономического роста в том, что увеличение доходов  населения, опережающее темпы роста  ВВП, сопровождается усилением экономической  дифференциации. Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста должен быть связан и сформированием нового механизма социального развития.

К социальным гарантиям, обеспечение  которых возлагается, но отрасли  социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального  обслуживания, здравоохранения, образования  и культуры.

Образование и здравоохранение  играют исключительно важную роль в  жизни общества, развития экономики, особенно в эпоху информатизации и глобализации. Развитие этих жизненно важных отраслей в настоящий момент стало элементом общественного  согласия и входит в систему официальных  национальных приоритетов.

Цель данной курсовой работы-это  отражение роли социальной сферы, и  соответственно социальных функций  государства, представление финансирования социальных расходов на федеральном  уровне.

Задачей исследования является анализ темпов роста финансирования основных социальных статей расходов государства, отражение их в таблицах. Исходя из анализа определим приоритетные направления развития социальной политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства

 

    1. Понятие и назначение социальных расходов государства.

Государственные социальные расходы - это публичные нормативные  обязательства из бюджетов бюджетной  системы на финансирование образования, культуры и искусства, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной защиты населения  и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемые в целях реализации конституционных прав граждан.

Финансовое обеспечение  представляет собой планирование расходов, исходя из расчетов реальной потребности, их финансирование (выделение), перечисление и использование получателями, а  также осуществление контроля за их использованием. Финансовое обеспечение государственных социальных расходов - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, перераспределения и использования фонда финансовых ресурсов, направляемых на государственные социальные расходы, «система финансового обеспечения государственных социальных расходов» - образование финансовых ресурсов, предназначенных на государственные социальные расходы, распределение и перераспределение финансовых ресурсов, планирование финансового обеспечения, методы финансирования, объединение финансовых ресурсов.

Главной целью социально-экономической политики государства является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий.

Данные социальные гарантии определяются обязательствами государства, установленными статьями 7, 38, 39, 41, 43 Конституции  Российской Федерации, а также Уставами субъектов Российской Федерации, Федеральными и региональными законами, нормативными документами муниципальных образований.

К социальным гарантиям, обеспечение  которых возлагается, но отрасли  социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального  обслуживания, здравоохранения, образования  и культуры. Для чего предлагается установление государственных минимальных  социальных стандартов (ГМСС) услуг, предоставляемых  государственными и муниципальными учреждениями гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться по потребности. Процесс государственного регулирования — это и установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении. Например, законодательством определено, что для системы образования государственный заказ должен включать такие параметры, как контингент обучаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.

Согласно Конституции  Российской Федерации, федеральный  центр должен создать основу для реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. В основе социальных гарантий лежит принцип соблюдения единого социального стандарта на всей территории страны, единых правил дотирования регионов..

Рассмотрим классификацию расходов бюджета на социальные цели. Для  этого используем функциональную классификацию  расходов бюджета. К расходам на социальные цели относятся пять разделов этой классификации:

- Образование;

- Культура и искусство. Кинематография;

- Средства массовой информации;

- Здравоохранение и физическая культура;

- Социальная политика.

В настоящее время в отраслях социальной сферы происходят серьезные  преобразования. Они базируются на потребностях новой экономической  действительности, необходимости построения системы социального обеспечения  с сохранением существующих наработок  и одновременно интегрированной  в информационное общество. Переходный характер состояния социальной сферы  обусловливает серьезные инвестиционные вложения государства в отрасли  социальной сферы, поскольку решение  этой масштабной задачи невозможно без  государственного участия, силами только частного капитала. Контроль расходов на реформирование отраслей социальной сферы в этой связи приобретает  новое значение. Важно не допустить  размывание средств, их нецелевое использование  в критический для развития всего  социального комплекса момент.

Социальная сфера, финансируемая  в основном государством, обеспечивает удовлетворение базовых жизненных  потребностей человека. Развитие отраслей регулируется федеральным законодательством, указами президента, постановлениями  правительства, законами субъектов  РФ, юридическими документами муниципальных  образований. Недавно Государственная  Дума приняла закон «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который на мой взгляд существенно изменит механизмы финансирования обеспечения социальной сферы.1 В соответствии с его положением все государственные учреждения намечено разделить на казённые, бюджетные и автономные.

К первым относятся учреждения в  сфере обороны и безопасности. За ними сохраняются существующий порядок  финансирования из бюджета, предусматривающий выделение собственником финансовых средств по смете или по заданию, определяющему объём и предназначение средств.

К организации второго и третьего вида отнесены федеральные и муниципальные  учреждения медицины, образования, науки  и культуры. Для них вводится новый  порядок финансирования: государство  станет выделять им ассигнования в  рамках государственных заданий. Недостающие  средства бюджетные и автономные организации вправе зарабатывать, продавая населению свои услуги. При этом заработанные средства больницы, вузы, школы будут оставлять на своих счетах и тратить по собственному усмотрению.2

 На мой взгляд, для большей части населения страны доступ к качественным медицинским, образовательным и культурным услугам снизится. Особую озадаченность у меня вызывает то, что законодательным актом, о котором идёт речь, не раскрываются и не регламентируются ни порядок формирования и нормативы расчёта государственных заданий, ни объёмы их финансового выражения; не предусмотрены и их обязательные объёмы. На взгляд такие правовые «ямы», как представляется, открывают возможности легитимного подведения фактически любого нового бюджетного учреждения под банкротство и провоцирования тем самым передела собственности в социальной сфере. И возможно к распространению коррупции в чиновничьем аппарате.

Одной из новаций данного законодательного акта является – устранение субсидиарной ответственности государства и  муниципальных образований. Иными  словами, госорган или муниципалитет  – собственник имущества учреждения не несёт ответственности по его  обязательствам. Разработчики ФЗ-83 ставили  целью, позволить поднять эффективность функционирования организаций социальной сферы путём повышения качества и полноты предоставляемых услуг; утверждается, что это станет результатом развёртывания конкуренции получивших широкие рыночные свободы госучреждений   за потребителя, а значит ,-их ориентации на удовлетворение потребностей общества. Но, на мой взгляд, действительный смысл принятия ФЗ №83 - правообеспечение принципиально нового этапа коммерциализации социальной сферы и «сбрасывание» государством ответственности за её функционирование на самих граждан. Соответственно единственно реальной преследуемой целью является – сужение государственного сектора социальной сферы и обеспечиваемая подобным образом экономия бюджетных средств.

 На протяжении последних  двадцати лет социальная сфера  остаётся второстепенной по отношению  к экономике, хотя на словах  признаётся её главенствующая  роль в обеспечение процессов  жизнедеятельности населения и  социальном воспроизводстве.

Бюджетное недофинансирование социальной сферы отрицательно влияет на развитие человеческого потенциала и экономику  страны. Напротив, сбалансированное бюджетное обеспечение социальной политики способствует прогрессу, позволяет достигать социальной стабильности и сплочённости общества, приверженного общечеловеческим ценностям – социальной справедливости, солидарности, заботе об уязвимых слоях населения.

 

    1. Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы

 

Расходы бюджетной  системы в последние годы находились в среднем на уровне от 31 до 34 процентов  ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем  по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. В  то же время в отдельных странах  категории «развивающиеся рынки» (Тайланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно  ниже и составляет от 18 до 25% ВВП.  
Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам ОЭСР (усредненным за последние несколько лет) и России (за 2007 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.

 

Структура расходов бюджетной системы

 

Страны

Общий уровень расходов, % ВВП

Непроцентные расходы

Потребление госсектора

Трансферты и субсидии

Процентные расходы

Гос. инвестиции

Расходы на образован.

Расходы на здравоохр.

Бразилия

46.6

38.4

19.5

17.1

8.2

1.9

4.6

3.3

Болгария

38.6

35.4

17.3

15.2

3.2

3.4

3.4

4

Чили

24.4

23.2

12.6

7.9

1.2

2.7

3.8

2.4

Кипр

40

36.7

18

11

3.3

3

5.6

2.5

Чехия

40.6

39.4

22.7

15

1.2

3.4

4

6.2

Эстония

36.4

36.1

19.7

10.7

0.3

4.1

6.2

4.4

Греция

48.6

41.4

16.8

17

7.2

3.8

3.7

5.1

Венгрия

50.2

45.6

22.4

15

4.6

3.8

4.8

5.3

Ирландия

33

31.3

14.8

9.3

1.7

3.8

4.4

4.9

Корея

24.4

24.4

12.7

   

5.4

3.8

2.4

Латвия

36.6

35.7

21.4

12.7

0.9

1.3

5.8

3.5

Литва

33.3

31.8

20.3

11.1

1.5

2.6

5.9

4.5

Мальта

45

41.2

20.7

14.5

3.8

4.4

4.8

6.2

Маврикий

24.7

20.9

12.9

 

3.8

7.5

3.8

2.1

Мексика

25.3

20.7

11.7

5.2

4.6

3.8

4.6

2.6

Польша

43.2

40.4

17.9

17.9

2.8

3.3

5.1

4.2

Португалия

46.2

43.1

20.7

14.3

3.1

3.7

5.7

6.2

Румыния

33.7

31.4

15.7

13.7

2.3

1.9

3.4

3.8

Сингапур

21

20.2

11.4

8.7

0.8

   

1.4

Словакия

43.8

40.3

20

14.2

3.5

2.9

4.1

5.2

Словения

42.1

39.8

20.2

18.6

2.3

2.9

 

6

Южная Африка

26.3

21.8

18.4

 

4.5

2.7

5.7

5.6

Таиланд

17.8

17.8

11.2

   

7.7

5.3

2.3

Турция

42.7

21.4

13.8

 

21.3

4.6

3.5

4

Среднее

36

32.1

17.2

13.1

3.9

3.7

4.6

4

Максимум

50.2

28.9

22.7

18.6

21.3

7.7

6.2

6.2

Минимум

17.8

17.5

11.2

5.2

0.3

1.3

3.4

1.4

Новые члены ЕС

41.1

38.7

20.3

14.1

2.4

3.2

5.2

4.8

Страны Балтии

35.4

34.5

20.5

11.5

0.9

2.7

6

4.1

Россия

33,7

33.2

17.3

12.9

0.5

4.1

4.1

3.5

Информация о работе Финансирование социальной сферы