Финансовый контроль и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства.

Содержание

Введение

Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов.
1.1Специфика, задачи, объекты и область применения финансового контроля.
1.2 Формы и методы финансового контроля.
1.3Виды финансового контроля.
2.Финансовые санкции, их виды, классификация, правовая база применения. Перспективы развития финансового контроля.

2.1 Сущность и значение финансовых санкций.
2.2 Классификация и виды финансовых санкций.
2.3 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ.
2.4 Пути развития финансового контроля в РФ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.97 Кб (Скачать файл)

- стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);

- кодексы профессиональной этики;

- методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов  хозяйствования, органов государственной  власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных  лиц. При нарушении установленных  норм права возникают следующие  виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов  государственной власти и органов  местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством  о государственной и муниципальной  службе.

Неисполнение  или ненадлежащее исполнение участниками  процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер  принуждения, основными из которых  являются: предупреждение; наложение  штрафа, начисление пени; запрещение или  ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие  материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации.

       1.2Формы и методы финансового контроля.

Формы финансового  контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

 

В зависимости от источников проверяемых  данных различают документальный и фактический контроль. Документальный контроль - это проверка данных, содержащихся в финансовых документах.

Фактический контроль - это проверка, проводимая путем осмотра, обмера, обследования материальных ценностей.

 

К методам  финансового контроля относятся проверки, ревизии, анализ, обследование, надзор.

Проверки проводятся на основе отчетной документации и первичных приходных и расходных документов. При их проведении рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование охватывает широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственными средствами и эффективности их использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны финансово-кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. При этом, неэффективное использование полученной бюджетной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования.

Ревизия - наиболее полный и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это сплошная проверка всех финансово-бухгалтерских документов (особенно кассовых и банковских) ревизуемой организации и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности этого экономического субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности и эффективности.

Ревизии могут проводиться:

1. В зависимости от  полноты охвата деятельности  ревизуемого учреждения:

полные - предусматривают проверку всей финансово-хозяйственной деятельности учреждений;

частичные (неполные) - проверяются лишь определенные виды хозяйственных операций;

комплексные - предусматривает глубокое изучение широкого круга вопросов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения (обычно проводятся бригадой ревизоров);

тематические - предусматривают проверку ряда однотипных учреждений по отдельным специальным вопросам (темам);

сквозные - проводятся одновременно в головном учреждении и в его филиалах; 

2. По назначению:

плановые - проводятся по первоначальному плану контрольно-ревизионной работы не реже одного раза в два года;

внеплановые - проводятся в связи с грубыми нарушениями финансово-хозяйственной деятельности учреждений, при замене руководителя учреждения;

3. В зависимости от  базы, от источников проверки:

документальные - проверяются первичные бухгалтерские документы. Способы: формальная и арифметическая проверки документов, юридическая оценка, логический контроль, сплошное и выборочное наблюдение, встречная проверка, различные приемы экономического анализа;

или фактические. Способы: инвентаризация, экспертная оценка квалифицированными специалистами, визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений.

4. По методам проведения:

сплошная - предусматривает проверку всей финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и регистров за ревизуемый период;

выборочная - предусматривает проверку не всех бухгалтерских документов, а только их определенную часть.

5. В зависимости от  повторяемости контрольных действий:

первичные - проверка проводится по первоначальному плану;

повторные - возникают в случаях поверхностного проведения первичных ревизий, необъективного изучения фактов, нарушение инструкций, положений по проведенным ревизиям;

дополнительные - проводятся для выявления новых обстоятельств не вскрытых первичными и повторными ревизиями.

Ревизии проводятся различными государственными и негосударственными органами контроля (Счетная палата Российской Федерации, КРУ (ныне департамент) Министерство Финансов России, Центральный  банк России, аудиторские службы), а  также органами управления (министерствами, ведомствами) в отношении подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Результаты ревизии (комплексной  ревизии) оформляются актом, на основании  которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных к  ответственности. Поэтому акт должен быть написан доступным для понимания языком, объективно, с точным изложением фактов нарушений, со ссылкой на соответствующие документы и с указанием на конкретные факты несоблюдения Законов Российской Федерации, Указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, инструктивно-нормативных документов, а также виновных в этом должностных лиц и суммы причиненного ущерба.

В тех случаях, когда по выявленным фактам нарушений необходимо принять срочные меры, составляется промежуточный акт с приложением объяснений. Промежуточные акты или справки составляются также при оформлении результатов проверки отдельных вопросов или участков деятельности проверяемого учреждения: ревизия кассы, инвентаризация материальных ценностей, контрольный обмер выполненных работ, выверка взаимных расчетов и другие. Промежуточные акты или справки подписываются проверяющими и должностными лицами, отвечающими за данный участок работы, и прилагаются к основному акту ревизии.

Акт ревизии (комплексной  ревизии) подписывается руководителем  ревизионной группы (инспектором, контролером-ревизором), руководителем и главным бухгалтером (или руководителем финансово-экономической  службы) проверенного министерства, ведомства, предприятия, учреждения или организации, а также членов ревизионной группы при необходимости.

При наличии со стороны  руководителя и (или) главного бухгалтера (или руководителя финансово-экономической  службы) проверенного министерства, ведомства, предприятия, учреждения или организации  возражений или замечаний по отдельным  фактам, изложенным в акте ревизии (комплексной  ревизии), руководитель и главный  бухгалтер (или руководитель финансово-экономической  службы) обязаны подписать акт  и в качестве неотъемлемого приложения к нему предоставить свои письменные пояснения, возражения или замечания  с приложением подтверждающих их документов.

После их получения руководитель ревизионной группы (инспектор, контролер-ревизор) обязан проверить указанные аргументы  и дать письменное заключение о наличии (или отсутствии) в них обоснованных возражений.

Один экземпляр акта ревизии (комплексной ревизии) вручается  руководителю проверенной организации  под роспись.

При необходимости, по результатам  ревизии (комплексной ревизии) проводится производственное совещание, в котором  принимают участие руководитель ревизионной группы (инспектор, контролер-ревизор), руководители и финансово-бухгалтерские  работники проверенной организации.

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов  хозяйствования, органов государственной  власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных  лиц. При нарушении установленных  норм права возникают следующие  виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов  государственной власти и органов  местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством  о государственной и муниципальной  службе.

Неисполнение  или ненадлежащее исполнение участниками  процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер  принуждения, основными из которых  являются: предупреждение; наложение  штрафа, начисление пени; запрещение или  ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие  материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

Меры  принудительного воздействия, или  санкции, применяются органами государственной  власти и их должностными лицами в  соответствии с их полномочиями при  наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

 

1.3Виды финансового контроля.

 

В зависимости  от субъектов, его осуществляющих, различают  следующие виды финансового контроля: государственный, ведомственный, независимый (аудиторский), внутрихозяйственный.

Государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Основные направления  государственного финансового контроля:

1) контроль за полным  и своевременным поступлением  всех видов государственных доходов,  страховых взносов в федеральные  внебюджетные фонды, а также  кредитных и заемных средств,  направляемых на финансирование  дефицита федерального бюджета; 

Информация о работе Финансовый контроль и перспективы его развития