Финансовый контроль и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства.

Содержание

Введение

Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов.
1.1Специфика, задачи, объекты и область применения финансового контроля.
1.2 Формы и методы финансового контроля.
1.3Виды финансового контроля.
2.Финансовые санкции, их виды, классификация, правовая база применения. Перспективы развития финансового контроля.

2.1 Сущность и значение финансовых санкций.
2.2 Классификация и виды финансовых санкций.
2.3 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ.
2.4 Пути развития финансового контроля в РФ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.97 Кб (Скачать файл)

Основная  цель налогового контроля реализуется  путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики, а именно:

- обеспечения экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

-обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

-улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

-проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

-проверки целевого использования налоговых льгот;

-пресечения и профилактики правонарушений в налоговой сфере;

В сферу  налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и  правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому  регулированию (управление портфелем  ценных бумаг, планирование прибыли  на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и  т. д.). Налоговый контроль над частным  сектором экономики затрагивает  только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов  и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования  налоговых льгот, соблюдение установленных  государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов  государства относительно представления  какой-либо финансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит  от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

К принципам  налогового контроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту  и единство налогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность); объективность, обоснованность и достоверность  результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налогового контроля и др.

Налоговый контроль реализуется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой  составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении  контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного  выражения и организации контрольных  действий. Под формой можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

1)  налоговые проверки;

2)  получение объяснений фискально- обязанных лиц;

3)  проверки данных учета и отчетности;

4)  осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5)  контроль за расходами физических лиц и др.

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:

1)  проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;

2)  проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

3)  проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;

4)  проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

5)  проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

6)  предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

7)  выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности;

Контроль  за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность  контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной  деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных  целей и задач обусловливает  и дифференцированные подходы к  их решению, т. е. необходимость использования  тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового  состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит  и от других факторов: правового  положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных  правоотношений; особенностей ведения  бухгалтерского учета; финансово-правового  режима доходов и расходов подконтрольного  субъекта и т. д.

Налоговый контроль классифицируется по различным  основаниям на несколько групп.

По времени  проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до предоставления налогоплательщику налоговых льгот, изменения сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное  значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций играет важную роль в предупреждении правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне  результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в  виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых  льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов  и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью этого вида контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и  полноты исполнения налоговой обязанности  со стороны фискально-обязанных  лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать  максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной  деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления  налогового контроля по окончании отчетного  налогового периода определяется состояние  финансовой дисциплины, выявляются налоговые  правонарушения и в конечном итоге  закладывается база для дальнейшего  совершенствования государственной  и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной  деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет  определить степень эффективности  проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов  выделяют контроль: а) налоговых органов; б) таможенных органов; в) органов государственных  внебюджетных фондов.

В зависимости  от места проведения выделяют налоговый  контроль: а) выездной (фактический) –  в месте расположения налогоплательщика; б) камеральный (документальный)– по месту нахождения налогового органа.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Итак, задачами бюджетного контроля являются:

-обеспечение правильности  составления и исполнения бюджета;

- соблюдение налогового  и бюджетного законодательства;

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- проверка эффективности  и целевого использования бюджетных  средств и средств внебюджетных  фондов;

- улучшение бюджетной  и налоговой дисциплины;

-выявление резервов роста  доходной базы бюджетов разных  уровней;

- контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств  бюджета и внебюджетных фондов  в банках и других кредитных  учреждениях;

- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

- пресечение незаконных  по предоставлению налоговых  льгот, государственных дотаций,  субвенций, трансфертов и другой  помощи отдельным категориям  плательщиков или регионам;

- выявление расточительства  и финансовых злоупотреблений,  принятие адекватных мер наказания  к виновным лицам;

- проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы  с целью повышения бюджетно-финансовой  дисциплины.

Хотя государственный  бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как  видно из перечня задач распространяется и на частнопредпринимательскую  деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями  государственных заказов, финансируемых  из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов). Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансово- хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Иными словами, объект бюджетного контроля - денежные отношения, возникающие  между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации  и перераспределения валового внутреннего  продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью  выполнения государством своих функций.

Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих  элементов:

- субъект контроля;

- объект контроля;

- предмет контроля;

- принципы контроля;

- методика контроля;

- техника и технология  контроля;

- процесс контроля;

- сбор и обработка исходных  данных для проведения контроля;

- результат контроля;

- принятие решения по  результатам контроля;

Перечисленные элементы системы  контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность  проводимых контрольно - ревизионных  мероприятий, являются субъекты контроля, объект, процесс и методика контроля. Конечно же, все это должно опираться  и регламентироваться нормативными юридическими документами, которые  в совокупности образуют Финансовое (бюджетное, налоговое) право.

Успешное выполнение сложных  задач в различных сферах финансово-экономической  жизни общества зависит от соответствующей  организации, видов контроля, форм и  методов его проведения.

В зависимости от того, кто  осуществляет бюджетный контроль, различают:

государственный бюджетный  контроль, осуществляемый органами государственной  власти. Он обеспечивает интересы государства  и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование  бюджетных ассигнований;

ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный  контроль ограничен кругом юридических  лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего  министерства или ведомства. При  этом проверяется расходование бюджетных  средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных  ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Следует  отметить, что в пореформенные  годы значение данного вида контроля снизилось. Ведомства стали ликвидировать  свои ревизионные управления, что  позволяет многим из них тратить  бюджетные средства практически  бесконтрольно (на фоне ослабления государственного контроля). Поэтому представляется целесообразным усилить эффективность  и значение ведомственного контроля. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово-хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной, сметной  и налоговой дисциплины; выявление  хищений, злоупотреблений и незаконного  расходования материально - денежных средств  и ценностей и т. д.;

Информация о работе Финансовый контроль и перспективы его развития