Финансовый контроль и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства.

Содержание

Введение

Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов.
1.1Специфика, задачи, объекты и область применения финансового контроля.
1.2 Формы и методы финансового контроля.
1.3Виды финансового контроля.
2.Финансовые санкции, их виды, классификация, правовая база применения. Перспективы развития финансового контроля.

2.1 Сущность и значение финансовых санкций.
2.2 Классификация и виды финансовых санкций.
2.3 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ.
2.4 Пути развития финансового контроля в РФ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.97 Кб (Скачать файл)

общественный контроль осуществляется неправительственными организациями  и учреждениями;

независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;

внутрихозяйственный контроль финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая  уплату налогов в бюджет и налоговое  планирование;

правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в  форме ревизий, судебно - бухгалтерской  экспертизы и т. д.;

гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении  налоговыми органами, при составлении  и подаче налоговых деклараций, а  так же при получении средств  из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

По времени проведения бюджетный контроль подразделяют на:

предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного, расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально - экономического развития территорий и страны в целом;

текущий контроль - основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа, посредствам которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально - экономического развития путем использования бюджетно-налогового механизма;

последующий контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно - аналитической работы, проводимой после завершения бюджетного периода.

 

 

2.Финансовые санкции, их виды, классификация, правовая база применения. Перспективы развития финансового контроля.

Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и  иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

     2.1 Сущность и значение финансовых санкций. 

Сложность определения понятия  «финансовые санкции» возникает, прежде всего, от того, что в нормативно-правовых актах Российской Федерации нет четкого определения финансовых санкций.

Поэтому, прежде всего, стоит  разобрать, как это понятие освещают в научной литературе.

Г.Б. Поляк определяет финансовые санкции как «меры принудительного  воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной  деятельности». Однако же, это определение  представляется неполным, так как  оно не охватывает меры ответственности  для субъектов бюджетных правоотношений, а также финансовые санкции, возникающие  в результате несоблюдения договорных условий (неустойки, штрафы и т.д.).

С этой точки зрения более  всеохватывающим можно назвать  определение, данное А.Г. Грязновой, «финансовые  санкции - это меры принуждения, выраженные в денежной форме, применяемые к  участникам процесса контроля в результате неисполнения или ненадлежащего  исполнения ими своих прав и обязанностей».

Так, в Бюджетном Кодексе  РФ в главе 28 используется понятие  «меры ответственности» за нарушение  бюджетного законодательства, и могут  применяться такие санкции, как  наложение штрафа, начисление пени.

В Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» идет речь о финансовых санкциях, наложенных на организацию другой организацией по условиям договора или уполномоченным органом. Эти финансовые санкции  включены в понятие «обязательные  платежи», не включаемые «в состав предприятия», признанного несостоятельным.

В Гражданском кодексе  в статье 64 используется понятие  финансовые санкции как санкции  за нарушение условий договора между  банком, привлекающих средства физических лиц и самим вкладчиком, со стороны  банка. В остальных случаях непосредственно  указывается вид налагаемых финансовых санкций (штраф, неустойка и т.д.).

В Налоговом Кодексе РФ используется понятие налоговая  санкция – «недоимки, а также  пени, проценты и штрафы», а также  определяются размеры применяемых  санкций.

В статьях Бюджетного кодекса  РФ, Таможенного кодекса РФ, в  законе «О валютном регулировании и  валютном контроле» установлены  лишь виды санкций, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, что касается размеров штрафов, или  порядка их применения, те определяются Кодексом об административных правонарушениях  РФ.

Такое разделение норм, регулирующих процедуру привлечения лица к  ответственности, устанавливающих  виды санкций и конкретный их размер, в известной мере снижающее эффективность  применения мер ответственности, мотивируется требованиями юридической техники.

К определению финансовых санкций можно выделить два подхода:

1.  Как санкции за нарушение финансового законодательства

Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф и т. д.

2.  Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора

Здесь мера ответственности выступает в значении «в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в соответствии с ним». Суть в том, что конкретная мера той ответственности, которую в каждом частном случае несет за свои поступки человек, зависит от конкретных условий - от тех реальных возможностей для сознательного отношения к последствиям своих поступков и самоопределения по отношению к ним. Принимая это во внимание, с людей по-разному спрашивается за их поступки. Таким образом, финансовые санкции выступают как «измерители» ответственности в результате проступка.

Значение финансовых санкций  можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею.

Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ.

Главной целью превентивной (предупредительной) функции ответственности является недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него.

Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое  наказание виновного, а на обеспечение  защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований. В таких случаях ответственность выполняет правовосстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования).

Сигнализационная  функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

2.2 Классификация и виды финансовых санкций.

Классифицировать финансовые санкции в России можно по формам. По основаниям применения и по отраслям права.

По формам финансовые санкции  подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Неустойка - вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

 Штраф - денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме.

Пеня-санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.

Блокировка счетов: налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:

- при наличии задолженности  по уплате налогов, пеней и  штрафов;

- в случае задержки  представления налоговой декларации  более чем на 10 календарных дней.

Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях – меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства.

По основным отраслям права  финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения  бюджетного, налогового, валютного, таможенного  законодательства. Соответственно, выбор  применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере  которого правонарушение совершено  – Налоговый кодекс, Бюджетный  кодекс и т.д.

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового  акта. Соответственно, если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам  экономических субъектов.

 

2.3 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ.

В настоящее время в  Российской Федерации нет ни единого  органа государственного финансового  контроля. Важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности является президентский  контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины, осуществляемый в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных актов.

Функции финансового контроля выполняет также Главное контрольное  управление Президента РФ, являющееся структурным подразделением Администрации  Президента и действующее на основе Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового  контроля в Российской Федерации».

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.

Правительство РФ на основании  Конституции РФ и Федерального закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве  Российской Федерации» контролирует и  регулирует финансовую деятельность министерств  и ведомств. При Правительстве  РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных  функций в области финансов. Одной  из форм общегосударственного финансового  контроля является парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ имеются специальные  комитеты и комиссии, функциями которых  являются проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, а также контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. В Государственной Думе таким комитетом является Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации - Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Информация о работе Финансовый контроль и перспективы его развития