Финансовый контроль и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства.

Содержание

Введение

Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов.
1.1Специфика, задачи, объекты и область применения финансового контроля.
1.2 Формы и методы финансового контроля.
1.3Виды финансового контроля.
2.Финансовые санкции, их виды, классификация, правовая база применения. Перспективы развития финансового контроля.

2.1 Сущность и значение финансовых санкций.
2.2 Классификация и виды финансовых санкций.
2.3 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ.
2.4 Пути развития финансового контроля в РФ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.97 Кб (Скачать файл)

2) контроль за своевременным финансированием расходов по объемам, структуре и целевому назначению.

Государственный финансовый контроль предусматривает необходимость  проведения не реже одного раза в год  соответствующими контрольными финансовыми  органами комплексных ревизий и  тематических проверок поступлений  и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета

Средства, израсходованные  незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов  государственного финансового контроля в течение одного месяца после  выявления таких нарушений.

В ходе государственного финансового  контроля особое значение имеет порядок  взаимодействия территориальных органов  Федерального казначейства, налоговых  и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы  РФ на региональном уровне.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем  соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

Аудиторский контроль (аудит) - это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует отметить, что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на это госорганами.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» - основной целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухучета законодательству Российской Федерации.

В зависимости от того, кто  осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные  аудиторские фирмы или отдельные  аудиторы по договору с органами налоговой  инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной  основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемой организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, а также предложений по улучшению и повышению финансовых результатов.

Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит  проводится в случаях, прямо установленных  законодательством Российской Федерации, или по поручениям государственных  органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные общества; банки  и другие кредитные учреждения, страховые  организации и общества взаимного  страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

Аудит информирует руководство  экономического субъекта и государственные  органы - заказчиков аудита - о состоянии  деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на новый  уровень своего развития, выдержать  рыночную конкуренцию, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами и т.п. По результатам аудита составляют аудиторское заключение, имеющее силу официального документа.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в  организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Контроль  необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию  управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы  его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной  функции налогов и с позиций  налогового права призван в первую очередь, охранять и обеспечивать имущественные  права государства и муниципальных  образований. Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства  обусловлено тем, что налоги выступают  основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства  сформировать централизованные денежные фонды противостоит естественное стремление налогоплательщика максимально  уменьшить размер своих налоговых  платежей. Налоговое право объективно становится ареной острого столкновения публичных и частных интересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство  придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой Налогового Кодекса РФ его нормативный  механизм практически отсутствовал в законодательстве. Отдельные вопросы  проведения налоговых проверок и  оформление их результатов регулировались инструкциями и информационными  письмами Госналогслужбы РФ. Все это  приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и  налоговыми органами. В целях объективной  оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует  рассматривать в двух аспектах: узком  и широком.

В широком  смысле налоговый представляет собой  контроль государства за соблюдением  налогового законодательства участниками  налоговых правоотношений на всех стадиях  налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращения  налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры  представительных органов по рассмотрению законопроектов о налогах и сборах, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительному налоговому контролю. Налоговым в  широком смысле является и ведомственный  контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов – за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательства в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы.

Налоговый контроль в узком смысле – это  властные действия компетентных субъектов  по проверке законности исчисления, удержания  и уплаты налогов налогоплательщиками  и налоговыми агентами. Именно в  таком значении термин «налоговый контроль»  употребляется в Налоговом кодексе  РФ.

Налоговый контроль (как и контроль, вообще) представляет собой специальный  способ обеспечения законности в  налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной  деятельности фискально-обязанных  лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного, он имеет все сущностные черты  последнего. В то же время ему  присущи некоторые специфические  черты, заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава  субъектов контроля и подконтрольных лиц, целей и задач, а также  форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков, видов  налогов, правового статуса налогоплательщика  и т. д.

Объектами налогового контроля является движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметом налогового контроля выступают денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Перечень документов, так или иначе связанных с налогообложением, необычайно широк. К ним относятся различного рода приказы руководителей и отчеты работников, гражданско-правовые и трудовые договоры, акты сдачи-приемки, учредительные документы, протоколы общих собраний, накладные, банковские выписки и т. д.

Согласно  ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции  посредством проведения налоговых  проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и  отчетности, осмотра помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Субъектами  налогового контроля являются налоговые  органы, органы внутренних дел и  таможенные органы. Отдельные контрольные  полномочия относительно сферы налогообложения  имеют Счетная палата РФ и министерство финансов РФ. Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые производственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции. Им запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц – адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо. Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Подконтрольными субъектами выступают организации  и физические лица, на которых возложена  обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Цель  налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и  эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.

Информация о работе Финансовый контроль и перспективы его развития