Финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:48, реферат

Краткое описание

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Содержание

Введение.
1. Содержание, значение и задачи финансового контроля. Объект и субъект финансового контроля.
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля.
3. Государственный финансовый контроль.
4. Негосударственный финансовый контроль.
5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат +.docx

— 49.98 Кб (Скачать файл)

– государственные финансы  в целом – участие в комплексном  анализе экономики страны и работе по составлению долгосрочных и краткосрочных  прогнозов их развития, определения  потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении  этих ресурсов между федеральным  бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

 – государственный  бюджет – организация работы  по составлению и обеспечению  исполнения федерального бюджета,  разработка предложений по нормативам  отчислений от федеральных налогов,  размерам дотаций и субвенций,  выделяемых в бюджеты субъектов  РФ, прогнозирование и составление  консолидированного бюджета РФ;

– внебюджетные государственные  федеральные фонды – подготовка предложений о создании и использовании  целевых внебюджетных фондов, обеспечение  финансового исполнения государственных  федеральных внебюджетных фондов;

– страхование – участие  в работе по развитию и совершенствованию  страховой деятельности в стране;

– денежное обращение –  разработка и осуществление мер  по оптимизации товарно-денежных пропорций  и сбалансированности денежных доходов  и расходов населения, укреплению денежного  обращения и покупательной способности  рубля, подготовка предложений по улучшению  состояния расчётов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной  политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических  монет;

– государственный кредит – выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объёма и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

– финансовый рынок –  разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование  рынка ценных бумаг, регистрация  выпуска ценных бумаг;

– финансовый контроль –  контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций;

– организация учёта  и отчётности – анализ сводной  бухгалтерской отчётности федеральных  органов исполнительной власти, руководство  бухгалтерским учётом и отчётностью  предприятий и др.

В последние годы расширяется  деятельность Минфина РФ в сфере  контроля за движением финансовых потоков в стране. В феврале 2002г. приступил к работе Комитет по финансовому мониторингу Минфина РФ (КФМ), созданный для противодействия отмыванию преступных доходов. С этой целью КФМ анализирует и передаёт правоохранительным органам информацию, полученную от коммерческих банков и других кредитных организаций и страховых фирм по крупным сделкам с наличными и безналичными деньгами, ценными бумагами, а также по сделкам, связанным с оттоком капитала за рубеж. Комитет сотрудничает с МНС РФ, ГТК РФ, а также с иностранными и международными организациями, борющимися с отмыванием денег.

Оперативный контроль использования  государственных средств осуществляют действующие в рамках Минфина департаменты государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Основными задачами департамента являются обеспечение государственного финансового контроля и методического  руководства аудитом в РФ. Основная функции департамента  государственного финансового контроля заключаются в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство включает:

а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;

б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам  РФ, городам (кроме городов районного  подчинения), районам и районам  в городах.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный  и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

 

 

Финансовый  контроль, осуществляемый  специализированными   органами.

 В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике возникла необходимость выделения налоговых органов в особую централизованную систему – Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована в Министерство РФ мо налогам и сборам.

Министерство РФ мо налогам и сборам – это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий выработку и проведение государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов. Министерство координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов  и осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

К органам налогового контроля в РФ относятся органы налоговой  службы, таможенные органы, а также  органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.

Систему органов налоговой  службы РФ образуют Министерство РФ по налогам  и  сборам и его территориальные  подразделения по субъектам РФ и  муниципальным образованиям.

В обязанности налоговых  органов входит:

– соблюдение законодательства о налогах и сборах;

– контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

– ведение учёта налогоплательщиков;

– проведение разъяснительной  работы по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатное информирование налогоплательщиков о  действующих налогах и сборах и т.д.

– осуществление возврата или зачёта излишне уплаченных или  взысканных сумм налогов, пеней и  штрафов;

– соблюдение налоговой  тайны;

– направление налогоплательщику  копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, а  также требования об уплате налога и сбора.

Кроме того, налоговые органы несут ответственность за убытки, причинённые налогоплательщикам в  результате неправомерных действий или бездействия или же неправомерных  действий (бездействия) работников этих органов при исполнении ими своих  обязанностей. Причинённые убытки должны быть возмещены из средств федерального бюджета.

В соответствии с Указом президента РФ от 18 февраля 1992 г. « О  государственном страховом надзоре  в РФ» финансовый контроль в сфере  страхования осуществляется Федеральной  службой России по надзору за страховой  деятельностью в составе Министерства финансов РФ.

Помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования  единого страхового рынка органы государственного страхового надзора  в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов  страхователей. Устанавливаются правила  формирования и размещения страховых  резервов, методика расчёта соотношения  между активами и обязательствами  страховой фирмы, а также порядок  учёта страховых операций и формы  отчётности по страховой деятельности.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Банку России (ЦБ РФ). Он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Созданное с этой целью  специальное подразделение –  Департамент банковского надзора -  проверяет соблюдение коммерческими  банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.

Таможенное дело РФ в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Они образуют единую систему, включающую:

– Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ);

– региональные таможенные управления РФ;

– таможни РФ;

– таможенные посты РФ.

Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенный комитет РФ. Основными его задачами являются:

– обеспечение экономической  безопасности и защита экономических  интересов РФ;

– обеспечение единства таможенной территории РФ;

– организация, применение и совершенствование средств  таможенного регулирования хозяйственной  деятельности;

– обеспечение соблюдение законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.

 

 

4. Негосударственный  финансовый  контроль.

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов  финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без  посредственного участия государственных контролирующих органов.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский  контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский    контроль  представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта действующему законодательству, которое позволяет её пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведённого аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности, к которым относятся члены организации или собственники её имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие  формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определённых субъектов  хозяйствования (занимающихся определённым видом деятельности либо образованных в определённой организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью  обязательного аудита является получение  информации о финансовом положении  организации, пользователями которой  являются: исполнительный орган организации, её участники (собственники), а также  органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определённых сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом  образования, распределения и использования  государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения  информации о финансовом положении  организации, состоянии её взаимоотношений  с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному  органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет  свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определённую самостоятельность  в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской  проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности  отчётности, но не влечёт за собой применения финансовых санкций (например, в отличие  от органов налогового контроля).

В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой  проверку функционирования отдельных  частей хозяйственного механизма организации  в целях оценки их эффективности, надёжности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных  актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчётности, который  проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учётная и отчётная информация с общепринятыми правилами  бухгалтерского учёта.

Внутрихозяйственный   контроль   осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объёма и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условиях правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации