Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Понятие аудиторской деятельности;
Виды аудита;
Цели и задачи аудита;
Виды сопутствующих аудиту услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

I. АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

 

    1. Понятие аудиторской деятельности;
    2. Виды аудита;
    3. Цели и задачи аудита;
    4. Виды сопутствующих аудиту услуг;   

 

            1.1 Понятие аудиторской деятельности

  

 С возникновением новых форм предпринимательской деятельности, созданием акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков, совместных предприятий возникла необходимость в создании аудиторских фирм, занимающихся аудиторским контролем.

    Аудит — это внешний независимый финансовый контроль бухгалтерской отчетности фирмы, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими в данной фирме (компании).

    Необходимость в услугах аудиторов возникает в связи с различными обстоятельствами:

  ► публичная финансовая отчетность предприятий и организаций, фирм и компаний, банков и фондов представляется всем заинтересованным пользователям, которые на основе представленной в ней информации формируют собственное мнение об эффективности его деятельности, его рентабельности и платежеспособности. По результатам изучения отчетности пользователи принимают те или иные управленческие решения в части построения взаимоотношений с данным предприятием. Именно поэтому пользователи представляют высокие требования к достоверности отчетной информации, подтвердить которую и приглашают независимого профессионала - аудитора;

  ► собственники, вкладчики, инвесторы привлекают аудиторов к проверке отчетности и контроля законности совершенных администрацией фирмы хозяйственных операций с целью снижения риска произведенных ими финансовых вложений;

  ► хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложными. Возникают трудности в их правильном документальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете. Именно с целью обнаружения и исправления, 
допущенных в течение отчетного года ошибок, выявления «скрытых» неиспользованных резервов, определения «узких» мест в организации хозяйственной деятельности и постановке бухгалтерского и налогового учета администрация фирм и компаний приглашает к проверке отчетности аудиторов.

    Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в развитии в Российской Федерации аудита.

    В п. 1 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности», принятом Государственной Думой 13 июля 2001 г. (Приложение 1) дается следующее определение аудита: «Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

    Аудиторской деятельностью в России имеют право заниматься физические лица-аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как организации, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

    Аудитор — это квалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение.(контракт), либо самостоятельно, то есть зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.

    Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов или аудиторских фирм.

    Аудиторские организации как субъекты контроля распространяют свою деятельность на платной договорной основе, прежде всего на организации негосударственного сектора экономики. Однако аудит может быть проведен аудиторской организацией по заказу любого клиента (физического или юридического лица), заключившего с аудитором (аудиторской фирмой) договор на проведение аудита или оказание сопутствующих аудиту услуг.

 

    В ходе аудиторской проверки устанавливается:

 ► соблюдение проверяемым предприятием норм действующего законодательства;

 ► соответствие ведения бухгалтерского учета установленным правилам и стандартам;

 ► точность, полнота и достоверность отражения в отчетности финансового положения и финансовых результатов деятельности предприятия за отчетный период. 
    Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность (или неправомерность) совершаемых (совершенных) действий клиента.

    При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объектов контроля аудитор должен своевременно предупредить клиента о незаконности его действий и об их возможных неблагоприятных последствиях.

    Аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятий, учреждений и организаций.

 

 

        2.1  Виды аудита

 

В практике аудиторской  деятельности различают следующие виды аудита:

      1. По стадии развития:

  ►   подтверждающий аудит — аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хозяйственной операции;

  ►  системно-ориентированный аудит предполагает обязательную оценку организации и функционирования системы внутреннего контроля (СВК) проверяемого предприятия. Если СВК организована достаточно эффективно, аудиторы могут ограничиться тестированием и выборочной проверкой отдельных объектов;

  ►  аудит, базирующийся на риске предполагает проведение углубленной проверки областей с высоким возможным риском ошибок и нарушений. Области с низким риском проверяются выборочно с целью сокращения времени и затрат на проверку.

     2. По характеру заказа:

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организаций) или ее учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.

     3. По сфере деятельности субъекта:

  ►  общий аудит;

  ►  банковский аудит;

  ►  страховой аудит;

  ►  аудит прочей деятельности.

    4. Исходя из статуса аудитора:

  ►  внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.

►   внутренний аудит  проводится штатными аудиторами - работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Основная цель внутреннего аудита - оценка эффективности функционирования системы управления предприятия.

    5.  По объекту проверки:

►   операционный аудит — это проверка эффективности функционирования фирмы и оценка деятельности ее администрации;

►   аудит на соответствие — это контроль соблюдения персоналом предприятия законов, норм, стандартов, инструкций и внутренних положений и правил;

►   аудит финансовой отчетности — это оценка достоверности финансовой отчетности предприятия.

  

 

    6. По периодичности проверки:

  ► первоначальный аудит означает проведение аудитором или аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые;

  ► периодический (повторяющийся) аудит осуществляется в данной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорных отношениях. Это, естественно, зависит от заинтересованности экономического субъекта проверки в длительном сотрудничестве с квалифицированными партнерами (аудиторами, аудиторской фирмой).

Независимо от вида проводимого аудита, в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

 

 

           

1.1. Подтверждающий аудит

   

1. По стадии развития

   

1.2. Системно-ориентированный аудит

 

   

 

   

 

         

1.3. Аудит, базирующийся на риске

 

 

 

   

 

 

 

   

2.1. Обязательный аудит

   

2. По  характеру заказа

   

2.2. Инициативный (добровольный) аудит

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

3.1. Общий аудит

     

3. По сфере

 

субъекта

 

   

3.2. Банковский аудит

АУДИТ

 

 

 

 

 

       

3.3. Страховой аудит

   

 

 

 

 

         

3.4. Аудит прочей деятельности

 

 

 

   

 

 

 

 

4.1. Внешний (финансовый)аудит

 

 

4. По статусу аудитора

 

 

   

 

4.2. Внутренний

     

 

(управленческий)аудит

 

 

 

 

 

 

 

 

   

5.1. Операционный аудит

   

5. По объекту проверки

   

5.2. Аудит на соответствие

 

 

 

   

 

         

5.3. Аудит финансовой отчетности

 

 

 

   

 

 

6. По периодичности

проведения

   

6.1. Первоначальный аудит

         

6.2. Согласованный аудит


 

Рис. 1.1. Виды аудита

 

 

 

 

 

           3.1  Цели и задачи аудита.

 

    В соответствии со ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности» — «целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

    Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения».

    Таким образом, главная цель аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (Приложение 2), определяет, что несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством предприятия. Таким образом, аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников, акционеров, участников.

    Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всех существенных отношениях. В соответствии с п. 6 стандарта аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

    Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой отчетности, имеют место в силу следующих причин:

  ►  в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

  ►   любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

Информация о работе Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации