Финансовая система государства и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика является особой сферой государственной деятельности. Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
1.1 Сферы и звенья финансовой системы
1.1.1 Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы)
1.1.2 Общегосударственные финансы (централизованные финансы)
1.2 Органы управления финансами страны
2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетно-финансовая политика
2.2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
2.3 Денежно-кредитная (монетарная) политика
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач. ФИНАСОВая СИСТЕМа.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Реальный эффективный курс находился ниже уровня января-августа 2005 года на 0,7%, а по отношению к декабрю 2005 года он снизился на 5,4%.  Ожидаемое сохранение подобной динамики позволяет предположить снижение реального эффективного курса белорусского рубля  в целом за год на 1-2%, что будет формировать среднесрочные предпосылки для повышения ценовой  конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках.

Во многом благодаря этому Национальный банк рассчитывает на достижение по итогам 2006 года положительного сальдо во внешней торговле товарами и услугами, что позволит к концу года нарастить золотовалютные резервы.

Наряду с этим стоит задача улучшить сальдо за счет привлечения инвестиций и стимулирования импортозамещения. При этом в значительной степени рост золотовалютных резервов сдерживает увеличивающийся чистый спрос населения на валюту, который объясняется  отставанием темпов роста объемов производства отечественных потребительских товаров от темпов роста реальных доходов населения.

По мере замедления инфляции снижается номинальный уровень процентных ставок, приближаясь к уровню ставок в европейских государствах. Ставка рефинансирования, достигшая в 2000 году 175% годовых, с 1 июня 2006 года снижена до 10,5%  годовых (Приложение 1). В реальном выражении (т.е. учитывая темп инфляции) за январь-сентябрь 2006 года ставка рефинансирования сложилась на положительном уровне 6,7% годовых, что ниже уровня аналогичного периода 2005 года на 1,6 процентного пункта.

Что касается кредитной политики, то требования банков к  экономике  на 1 октября 2006 года составили 18,3 трлн. бел. руб., в том числе в рублях – 12 трлн. бел. руб., в иностранной валюте – 2,9 млрд. USD в эквиваленте. С начала 2006 года они выросли на 5,1 трлн. бел. руб., или 38,8%, в том числе в белорусских рублях – на 3,83 трлн. бел. руб., или на 46,6 % , в иностранной валюте – на 616 млн. USD в эквиваленте, или на 26,5%.

Удельный вес требований банков к экономике в белорусских рублях на 1 октября 2006 года составил 65,6%, увеличившись к началу текущего года на 3,5 процентного пункта, относительно значений на 1 октября 2005 года – на 4,7 процентного пункта.

В настоящее время Национальный банк стремится обеспечить превышение реальных темпов роста основных показателей банковского сектора над темпами роста валового внутреннего продукта. Это позволит гарантировано укрепить как саму банковскую систему, так и обеспечить эффективное участие банков в решении задач социально-экономического развития страны.

Задолжность по долгосрочным кредитам банков на 1 октября 2006 года составила 9,32 трлн. бел. руб, увеличившись по отношению к началу года на 45,5%. Доля долгосрочных кредитов в общем объеме кредитов банков  достигла 54,1%, повысившись с начала года на 2,7 процентного пункта. Задолженность по краткосрочным кредитам достигла 7,92 трлн. бел. руб., рост с начада года – на 30,8%.

Выдача льготных кредитов банков на строительство жилья на начало октября 2006 года составила 1,07 трн. бел. руб. Задолженность физических лиц по кредитам  на финансирование жилья, выданных на общих основаниях, - 779, 6 млрд. бел. руб. Банки ускоренно расширяют кредитование физических лиц на потребительские цели. Задолженность граждан по таким кредитам достигла 2 трлн. бел руб, что в 2,1 раза больше чем на аналогичную дату  2005 года. В целом удельный вес кредитной задолженности населения в общей сумме кредитной задолженности банков достиг27,8%, увеличившись относительно аналогичной даты прошлого года на 2,7 процентного пункта.

Активно развивается кредитование индивидуальных предприниметелей. На 1 октября 2006 года их задолженность по банковским кредитам составила 98,8 млрд. бел руб., что в 1,96 раза больше, чем на аналогичную дату 2005 года.

Таким образом можно сказать, что денежно-кредитная политика в 2006 году, как и в предыдущие годы, направлена на создание условий для выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития, предпосылок для устойчивого экономического роста и соответственно повышения благосостояния населения.


3.      СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

Одним из условий полноценного развития страны является верный выбор финансовой политики. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки и совершенствования данной политики.

Основные планы по улучшению финансовой политики Республики Беларусь содержаться в проекте постановления Совета Министров «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 годы», который правительство одобрило 3 октября 2006 года.

Годовой уровень инфляции в Беларуси к 2015 году планируется сократить до 3%. Предполагается, что уже к 2010 году данный показатель будет составлять не более 5%.

Реальную заработную плату в 2006 - 2010 годах намечается повысить в 1,6 раза, и она в долларовом эквиваленте достигнет 500 USD. Доля населения ниже бюджета прожиточного минимума не превысит 10% (в 2005 году – 12,7%). Обеспеченность одного жителя общей жилой площадью должна достигнуть 25,5 – 26 кв. м., а в 2015 г. – 29-30 кв. м.  против 23 кв. м. в 2005 году.

ВВП увеличится в 2 раза. Наиболее динамично будет развиваться сфера услуг – ее удельный вес в структуре ВВП возрастет до 46-48% в 2010 году и до 51-52% в 2015 году (41,7% в 2005 году, 40% в 2000 году). Предстоит сформировать новую модель финансирования сферы услуг, которая будет сочетать государственную поддержку с широким использованием рыночной. Финансовую поддержку эти организации смогут получить прежде всего в виде кредитов, в том числе льготных, ссуд и гарантий по кредитам коммерческих банков. Господдержка будет оказываться проектам по развитию наукоемких и социальных услуг. Правительство также считает нужным развить деловые услуги, образующие инфраструктуру рыночного хозяйства, а именно: маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, информационные, консалтинговые, риэлтерские. Предполагается повысить значимость услуг связанных с кредитованием, в том числе льготным, фермерских хозяйств, индивидуального предпринимательства и образования.

Объем инвестиций в экономику в 2006-2010 годах намечается увеличить в 2 раза, в дальнейшем ежегодный темп прироста инвестиций составит 8-9%. В прогнозируемом периоде для обеспечения инновационного развития национальной экономики потребуется активное привлечение инвестиций в высокотехнологичные производства. Для решения этих задач предусматривается, что инвестиционная политика Беларуси в 2011-2015 годах будет направлена на дальнейшее улучшение инвестиционного климата, стимулирование спроса на инвестиционные ресурсы. В целях внедрения современных технологий потребуется увеличить объем инвестиций за счет привлечения иностранных источников для развития действующих и создания новых производств, в том числе в малых и средних городах республики. 

Ориентация на внутренние финансовые ресурсы останется. В основном это будут собственные средства и кредиты. Для привлечения денежных средств населения будет развиваться рынок ценных бумаг и создаваться небанковские финансово-кредитные учреждения, а именно: страховые, лизинговые, инвестиционно-финансовые, трастовые, венчурные, а также негосударственные пенсионные фонды.

Стратегической целью институциональных преобразований  в Беларуси станет создание системы рыночных институтов и главное – реформирование отношений собственности. Предполагается совершенствование законодательства и  «эффективное» использование института «золотой акции». Контрольные пакеты акций в стратегически значимых отраслях будут сохраняться в собственности государства.

В соответствии с постановлением «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 годы» планируется также существенно упростить налоговую систему и снизить налоговую нагрузку, отказаться от практики применения льгот и преференций. Также предполагается  развитие предпринимательства, как малого, так и среднего. Оно должно стать важным фактором экономического роста и способствовать формированию среднего класса как опоры стабильности общества. Удельный вес сектора в общем объеме выручки к 2015 году должен достигнуть 35-40% (в настоящее время около 20%).

Предполагается, что белорусский рубль будет свободно конвертируемым, планов введения союзной валюты нет.

Кроме того, особый акцент будет сделан на перевод экономики на инновационный путь развития. В связи с этим затраты на исследования и разработки в 2010 году возрастут не менее чем в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 годом. Эта тенденция будет сохранена и к 2015 году. Это, в свою очередь, позволит обеспечить рост наукоемкости ВВП с 0,7% в 2005 году до 1,8-2% в 2015-м. При этом предполагается, что доля внебюджетного финансирования в общих затратах будет постоянно увеличиваться.

Планируется обновлять основные фонды и внедрять прогрессивные технологии. Особенно значителен в настоящее время износ в машиностроении, химической и нефтехимической промышленности. Дальнейшее развитие сельского хозяйства сдерживает высокая себестоимость продукции, сложное финансовое положение сельхозпредприятий, низкий уровень мотивации и производительности труда.

Особое внимание будет уделено населенным пунктам с высоким уровнем безработицы. Продолжится работа по достижению этими населенными пунктами общереспубликанских показателей, как в развитии экономики, так и в социальной сфере.

Основания думать, что все запланированное будет реализовано, дает тот факт, что наша экономика, как отмечается в постановлении Совета Министров «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 годы», уже преодолела кризис и вступила на путь устойчивого социально-экономического роста.

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая система Республики Беларусь представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая политика  нашей страны на нынешнем этапе характеризуется качественно иным подходом к функционированию народного хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

Денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование для Республики Беларусь играет особую роль, так проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер. Однако это не значит, что остальным направлениям отводится второстепенная роль. Каждая сфера должна регулироваться надлежащим образом, с присущими ей национальными особенностями, соответствующими методами и инструментами. Но результаты, достигнутые на одном направлении, могут оказаться неэффективными без адекватных шагов в других областях. Эта проблема очень важна для Беларуси. Денежно-кредитная политика утратит действенность, если не будет подкрепляться соответствующими изменениями в бюджетно-налоговой, внешней политике; и наоборот. Грамотное и продуманное денежно-кредитное регулирование привлечет отечественных и зарубежных инвесторов, что повысит в будущем налоговые поступления, уменьшит налоговое бремя, увеличит занятость, поднимет эффективность экономики в целом. Нехватка денежных ресурсов – самое больное место государственного бюджета. Обоснованное секвестрование избавит финансовую систему страны от невозвратных кредитов, необходимости дотирования. Все это в свою очередь сделает более доступными средства для крупных и малых предприятий (в том числе начинающих), позволит обновить производственные мощности, реализовать свой потенциал и далее – даст возможность развиваться приоритетным отраслям и секторам экономики.

Следует подчеркнуть исключительную зависимость сельского хозяйства от мер, проводимых в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах. Раньше аграрному сектору уделялось второстепенное значение по сравнению с промышленным, что порождало диспропорции, которые теперь невозможно утратить без бюджетных ассигнований. Развитие кредитования способно решить эту проблему. Кроме того, агропромышленный комплекс должен получить максимальные льготы по налогообложению. В льготном налоговом законодательстве нуждаются и предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства и торгующие продовольствие.

Беларусь сравнительно недавно стала независимым государством и еще не успела накопить опыт ведения народного хозяйства в качестве самостоятельной единицы. Для нее важно использовать опыт, накопленный развитыми странами, у которых финансовая система носит устойчивый и стабильный характер.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики. Она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Применение современных экономических законов с учетом национальных особенностей белорусской экономики поможет сформировать эффективную финансовую политику, что станет одним из факторов прогрессивного развития Беларуси в целом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2005

2.      Финансы: учебник для вузов – 3-е изд., П. И. Вахрин, А. С. Нешитой.- М.: «Дашко и Ко», 2003

3.      Бюджет как финансовый регулятор экономического развития/ В. П. Горегляд.- М.: Экономика, 2002

4.      Финансовая система и экономика/ В. В. Нестеров, Н. С. Желтов, Т. М. Данина и др.: Финансы и статистика, 2004

5.      Закон Республики Беларусь от 30.06.2006 «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год».

6.      Закон Республики Беларусь от 31.12.2005 N 81-З «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год».

7.      Постановление Совета Министров от 03.10.2006 «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 годы».

8.      Хотько А. В. Парламент утвердил отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета // Новости, статистика, аналитика. – 2006.- № 8. – С. 13-15.

Информация о работе Финансовая система государства и финансовая политика