Финансовая система государства и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика является особой сферой государственной деятельности. Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
1.1 Сферы и звенья финансовой системы
1.1.1 Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы)
1.1.2 Общегосударственные финансы (централизованные финансы)
1.2 Органы управления финансами страны
2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетно-финансовая политика
2.2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
2.3 Денежно-кредитная (монетарная) политика
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач. ФИНАСОВая СИСТЕМа.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

На настоящем этапе в республике постоянно снижаются налоговые ставки и одновременно увеличиваются государственные расходы, что характеризуется как мягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная политика, предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый экономический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Страна переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве  низкой эффективности частного сектора. Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой политики таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в период спада; оно сдерживает спрос в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла.

Фискальное регулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке. Так, в конце 1990-х годов декретами Президента Республики Беларусь были введены налоги на игровой бизнес и лотерейную деятельность; в 2004 году ставка НДС снизилась с 20 до 18 % и была упразднена льготная ставка 15% налога на прибыль для малых предприятий и др. В 2004 – 2005 гг. поэтапно снижались отчисления в республиканский  и местные фонды, их суммарная величина в результате составила 3,9%. Эти сборы негативно влияют на финансово-хозяйственную деятельность белорусских предприятий. Они снижают конкурентоспособность отечественной продукции и ставят под угрозу дальнейший экономический рост. Чтобы уменьшить местные и республиканские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных фондов, через которые в 2003 году перераспределялось более 15% доходов консолидированного бюджета.

Важным дискреционным шагом стало включение в 2004 году в республиканский бюджет Фонда социальной защиты населения. Это дало заметный рост как доходов, так и расходов бюджета.

В 2004 году в бюджетно-налоговой сфере была сделана еще одна значительная подвижка: благодаря внесенным изменениям  методология составления бюджета приблизилась к международным стандартам. Так, начиная с 2004 года средства от реализации государственной собственности относятся не к капитальным доходам, а к источникам финансирования дефицита бюджета. Прекращая финансирование дефицита за счет  кредитов Национального банка, государство получает возможность не только снизить темпы роста совокупной рублевой денежной массы (это может положительно воздействовать на уровень инфляции в стране), но и существенно изменить финансирование программы жилищного строительства. Вместо целевых кредитов Национального банка правительству в источниках финансирования жилищного строительства начинают доминировать кредитные ресурсы банков и бюджетные ассигнования – в основном средства местных жилищно-инвестиционных фондов и субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым населению  на строительство жилья. В то же время льготные кредиты перестают способствовать увеличению прибыльности банковского сектора.

Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета – не более 3% ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик – не более 55% ВВП; уровень платежей по облуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета -  не более 30%.

В Республике Беларусь показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критических значений.

Фундаментом успешной бюджетно-налоговой политики должно быть не просто формальное избавление от бюджетного дефицита, но устранение порождающих его проблем. Этого можно достичь, сформировав благоприятную инвестиционную и конкурентную среду, устранив препятствия, тормозящие экономическую активность хозяйствующих субъектов. Необходим комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой – создали предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов. Одно из таких мероприятий – передача рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.

Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» разработан на основе отчетных данных за 1-е полугодие и ожидаемого исполнения бюджета в 2005г., важнейших показателей прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики на 2006 год.

В части бюджетно-налоговой политики в 2006 году предусматривается снижение налоговой нагрузки на 0,9 пункта (с 3,9% до 3,0%) совокупной ставки платежей от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), путем отмены двух сборов:

                       на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов по ставке 0,4%;

                       на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, по ставке 0,5%.

В целях совершенствования порядка применения местных налогов и сборов производится снижение ставки целевых сборов, транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого в городском и пригородном автобусном сообщении, и сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) на 1 пункт (с 4,0% до 3,0%) от прибыли (дохода), остающейся в распоряжении организации (индивидуального предпринимателя) после налогообложения.

Также не будет взиматься сбор с физических лиц при пересечении Государственной границы через пункты пропуска.

Для упорядочения налогового законодательства с 1января 2006 года производится перевод банков на общие условия налогообложения прибыли (с уплатой налога на прибыль по ставке 24% вместо действовавшего налога на доходы по ставке 30%).

В целях упрощения налоговой системы в 2006 году вместо  трех налогов, взимаемых с оборота автомобильного топлива (налога с продаж автомобильного топлива, налога на приобретение бензина и дизельного топлива, акцизов), остается один – акцизы с увеличением в 2,5 раза ставок и направлением их  в республиканский бюджет. Действовавший в соответствии с Законом Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» возврат производителям сельскохозяйственной продукции 50% уплаченного ими налога с продаж автомобильного топлива в 2006 г. заменяется компенсацией в эквивалентных суммах из республиканского бюджета.

Начиная с 2006 года доходы и расходы (по функциональной классификации) бюджета в Законе о бюджете приводятся по новой бюджетной классификации, разработанной с учетом международных стандартов согласно  договоренностям в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины. (Следует отметить, что аналогичный переход к международной классификации был осуществлен Российской Федерацией, Казахстаном и Украиной в 2005 году)

Новая бюджетная классификация позволяет четко разграничивать налоговые и неналоговые поступления в бюджет. Она делает возможным отражение источников формирования целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения по разделам классификации доходов бюджета исходя из экономического содержания соответствующих платежей. Новая классификация позволяет осуществлять качественный новый анализ доходов бюджета и, в частности, достоверно определять уровень налоговой нагрузки, делает возможным обеспечение международной сопоставимости показателей бюджета Республики Беларусь. Изменения в бюджетной классификации направлены также на более точное отражение бюджетных расходов по основным функциям и сферам деятельности страны, повышение прозрачности операций с бюджетными средствами.

 

2.3 Денежно-кредитная политика

 

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.

Под денежно-кредитной политикой (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения ряда общеэкономических  задач. Проводит ее Национальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основные правила политики.

Главная цель денежно-кредитной политики – создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфляции).

Текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъектов к эффективному использованию заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов; развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.

В течение длительного времени монетарная политика оставалась самым слабым звеном в финансовой политике правительства республики. До 2000 года ее воздействие на экономику страны было очень вялым и малоэффективным. Основная цель денежно-кредитной политики состояла в том, чтобы снизить бурно развертывавшуюся инфляцию (ИПЦ в 1994 году – 2059,9% в год, в 1995г. – 334, в 1998 г. – 281,7, в 1999 г. – 351,2%). Это ограничивало возможности экономической активности, росла доля убыточных предприятий, увеличилось отрицательное сальдо платежного баланса. Требовалось переосмыслить роль монетарной политики, и в 1999 году была принята Концепция валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая носила рестрикционный характер. Такой шаг позволил стабилизировать денежное обращение, заметно снизить инфляцию. С 2000 г. монетарная политика снова приобрела стимулирующий характер, но она велась одновременно с решением задачи по снижению темпов инфляции. В результате  установился единый курс белорусского рубля, который стал укрепляться; наметился рост ВВП. Но при этом произошло снижение занятости населения.

Программа социально-экономического развития на 2001-2005 гг. в части  денежно-кредитной политики предусматривала обеспечение устойчивого курса белорусского  рубля (он должен был составить 2000-2100 руб./дол. к 2005 г.) и снижение инфляции, усиление значения финансового рынка и повышение роли банковского сектора в перераспределении капитала. Для достижения этих целей предполагалось использовать денежную эмиссию, процентные ставки, резервные требования и другие механизмы и инструменты.

Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. является обеспечение с помощью монетарных инструментов в совокупности с мерами общей экономической политики Правительства Республики Беларусь снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до 7-9%. Достижение этой цели наряду со стабильностью обмена курса национальной валюты будет одним из важнейших факторов обеспечения запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 г., создания предпосылок для устойчивого экономического роста.

Одновременно денежно-кредитная полтика страны в 2006 г. направлена на развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, что также будет способствовать созданию условий для обеспечения устойчивого экономического роста. Данные условия со стороны банковской системы будут выражаться в первую очередь через выполнение банками функции финансового посредника по трансформации сбережений в инвестиции, что предполагает расширение реального кредитования банками предприятий и населения, финансирование дефицита республиканского бюджета посредством приобретения государственных ценных бумаг, а также снижение номинального уровня процентных ставок и поддержание их на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте в банках и увеличению доступности кредитов.

Учитывая отсутствие прямого механизма воздействия на инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики, первоначальное внимание в 2006 году Национальный банк Республики Беларусь уделяет номинальному обменному курсу белорусского рубля.

Главная задача курсовой политики выражается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса.

Так, если уровень инфляции в 2000 году составил 107,5%, то в 2005 году он снизился до 8%, то есть до уровня, сопоставимого с инфляцией во многих странах мира и даже более низкого, чем в соседних государствах – России и Украине. За 9 месяцев 2006 года инфляция составила 3,1%. При девальвации номинального обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США на 270% в 2000 году, в 2005 году была достигнута ревальвация на 0,8%, за 9 месяцев 2006 года – на 0,5%. Кроме того, в сентябре 2000 года ликвидирована множественность обменных курсов, которая препятствовала реализации валютной политики.

В связи с тем, что Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером нашей страны, среднесрочное управление номинальным обменным курсом белорусского рубля по отношению к российскому и соответственно двусторонним реальным курсом как основной составляющей реального эффективного обменного курса выступает важным элементом ограничения рисков изменения обменного курса и воздействия на конкурентоспособность внешней торговли. В 2006 году обменный курс белорусского рубля к российскому является контрольным параметром денежно-кредитной политики.

На валютном рынке в январе-сентябре 2006 г. в целом ситуация оставалась стабильной. Средний официальный обменный курс белорусского рубля к российскому за этот период составил 78,37 Br/RUS и по сравнению с аналогичным периодом 2005 года снизился на 2,4%. Официальный обменный курс снизился на 6,9% и на 1 октября 2006 года составил 80,04 Br/RUS. Данный уровень снижения официального курса белорусского рубля к российскому не привел к активизации инфляционных процессов и одновременно создал предпосылки для ценовой конкурентоспособности белорусских товаров на российском рынке.

Обменный курс рубля к доллару США за январь-сентябрь 2006 года повысился на 0,5% и на 1 октября 2006 года составил 2141 Br/USD, к евро – снизился на 6,8%, до 2723,03 Br/EUR.

На фоне стабильного обменного курса белорусского рубля сформировались позитивные условия для развития национального экспорта. Индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, в январе-августе 2006 года находился ниже уровня аналогичного периода 2005 года на 4,5%. При этом его снижение к уровню декабря 205 года составило 10,5%.

Информация о работе Финансовая система государства и финансовая политика