Финансовая система государства и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика является особой сферой государственной деятельности. Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
1.1 Сферы и звенья финансовой системы
1.1.1 Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы)
1.1.2 Общегосударственные финансы (централизованные финансы)
1.2 Органы управления финансами страны
2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетно-финансовая политика
2.2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
2.3 Денежно-кредитная (монетарная) политика
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач. ФИНАСОВая СИСТЕМа.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.

Финансовое регулирование можно проводить, используя такие инструменты финансовой политики, как условия формирования прибыли; способы кредитования через учетную ставку; систему специальных налоговых льгот; цены; таможенные пошлины; уровень заработной платы и др. Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом составляет основу современной финансовой  политики. Ее эффективность в каждой конкретный момент зависит от умения властных структур государства обеспечить комплексное использование финансово-кредитных рычагов и стимулов.

            Финансовая политика Республики Беларусь состоит из трех самостоятельных частей: бюджетно-финансовой, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной (монетарной) политики.

 

2.1 Бюджетно-финансовая политика

 

Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Чаще всего задача государственной бюджетной политики состоит в преодолении бюджетного дефицита. Крупный  бюджетный дефицит стимулирует рост внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета, бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

Правительство  Республики Беларусь ежегодно разрабатывает и предоставляет Президенту страны для внесения в Национальное собрание отчет об исполнении республиканского бюджета.

Исполнение бюджета является заключительным этапом  бюджетного процесса. Именно здесь выявляются все просчеты в планировании доходной и расходной частей бюджета, осуществляется оценка качества прогнозирования макроэкономических показателей в части их реальности и обоснованности. Организуя исполнение республиканского бюджета, Правительство и в первую очередь Министерство финансов обеспечивают реализацию стратегических показателей бюджетно-финансовой политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов.

Вместе с тем анализ исполнения республиканского бюджета в последние годы позволяет отметить практику корректировки его доходов и расходов, дефицита бюджета. При этом уточнение показателей в течение бюджетного года может проводиться неоднократно. Хотя процесс уточнения показателей бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством, это указывает на отдельные просчеты его разработчиков и парламентариев, а также на недостаточную обоснованность и аргументированность их доводов в диалоге с различного уровня оппонентами. Все это, разумеется, не лучшим образом сказывается на деятельности субъектов бюджетного процесса. Не стало в этой связи исключением и исполнение республиканского  бюджета в 2005 году, когда его доходы и расходы неоднократно уточнялись. В связи с этим Президент страны обратил внимание Министра финансов на недопустимость необоснованно частых корректировок бюджета.

В результате внесенных изменений уточненный план по доходам республиканского бюджета на 2005 год составил 20 254 млрд руб. вместо первоначально утвержденного Национальным собранием 18 257 млрд руб., по расходам соответственно – 22 238 и 19 167 млрд руб., дефицит бюджета – 1 984 и 910 млрд руб., или 3,1 и 1,5 % к ВВП.

Доходы республиканского бюджета на 2006 год утверждены в объеме 25508162084 тыс. руб.(34,6% ВВП), расходы – 26638162084 тыс. руб.(36,2% ВВП). Предельный уровень дефицита бюджета установлен в размере – 1,1 трлн. руб., или – 1,5% ВВП

Направленный Президентом Республики Беларусь 13 июня 2006 года в Палату Представителей  проект Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета на 2005 год» был принят 23 июня. 30 июня 2006 года данный законопроект одобрил Совет Республики, после чего его подписал Глава государства. Следовательно, Правительство, обеспечивающее исполнение республиканского бюджета, в целом получило одобрение Парламента и Президента страны проводимой им в 2005 году бюджетно-финансовой политики.

Результативность исполнения бюджета и эффективность работы народного хозяйства страны взаимообусловлены и взаимосвязаны. Так, рост объемов производства и реализации продукции, увеличение объема прибыли и уменьшение убытков в отраслях экономики способствовали увеличению налогооблагаемой базы и соответственно росту доходной и расходной частей бюджета. В свою очередь бюджетная поддержка реального сектора экономики в 2005 году в размере 2,3 трлн руб., а также помощь посредством выдачи кредитов под гарантии Правительства, местных  исполнительных и распорядительных органов с целью повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на внешнем рынке явились важным фактором, обусловившим ростом ВВП на 9,2%, увеличение доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций, рост реальной среднемесячной заработной платы в экономике на 9,2 и т. д.

В целом же в 2005 г. бюджетная  политика была ориентирована на выполнение Программы социально-экономического  развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в т. ч. на поддержание макроэкономической стабильности, достижение высокихспублики Беларусь на 2001-2005 годы, в т. ыполнение Программы социально-экономичесого ятий на внешнем рынке явились важным факт темпов экономического роста, повышение уровня жизни и социальной защиты населения. Например, бюджетные ассигнования позволили обеспечить повышение заработной платы в бюджетной сфере в декабре 2005 года до уровня 249 долл. США (в эквиваленте) при запланированном росте в размере 225 долл. США и т. д.

За 2005 г. республиканский бюджет исполнен по доходам на 105,1% к уточненному годовому плану и на 116,6 %  к первоначальному (21 293 млрд руб.).

Поступления налога на добавленную  стоимость, занимавшего в 2005 году наибольший удельный вес в объеме текущих налоговых доходов, возросли по сравнению с 2004 годом в 1,7 раза  и составили 4 111 млрд руб., или 104, 4 % к уточненному плану. В 2005 году перевыполнен уточненный план доходов по прямым налогам на доходы и прибыль  - 103,8% (1 741 млрд руб.), в т.ч. по налогам на прибыль – 102,7% (1 536 млрд руб).

В 2005 году несколько отставали от запланированных показателей поступления вывозных таможенных пошлин при экспорте нефтепродуктов. Однако потери бюджета в результате роста цен на поставки нефти в республику компенсированы дополнительными поступлениями экспортных пошлин по прочим товарам, в частности, за счет прироста доходов бюджета от экспорта лесоматериалов и сырой нефти, поставляемой ПО «Белоруснефть».

Объем средств Фонда социальной защиты населения (наиболее значительной статьи доходной части бюджета – 34,7% всех доходов) в 2005 году составил 7 405 млрд руб., или 109,5% годового плана. Прирост средств по отношению к уровню 2004 года составил 9,7%.

Поступления доходов  целевых бюджетных фондов в республиканский бюджет в 2005 году, на долю которых приходилось 18,3% общей величины доходов, составили 3 891 млрд руб., или 99, 98% по отношению к уточненному годовому плану. Их незначительное недовыполнение связано с невыполнением плана поступления доходов инновационных фондов республиканских  органов государственного управления, иных государственных органзациях,  подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Значительное  влияние на исполнение доходной части республиканского бюджета оказали недопоступления доходов в бюджет, которые с учетом задолженности по платежам, предоставленных налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек и освобождений оцениваются Министерством финансов в размере более 1,3 трлн руб., или 4,2 % к объему доходов бюджета Республики Беларусь за 2005 год.

Задолженность налогоплательщиков перед бюджетом по состоянию на 1 января 2006 года составила  282 млрд руб. и возросла за 2005 год на 46 млрд руб., или 19,8%.

Исполнение расходной части  республиканского бюджета за 2005 год составило 21 439 млрд руб., или 96,4% к уточенному годовому плану. Расходы республиканского бюджета в 2005 году исполнены на 53,8%, а в сопоставимых условиях  (без учета инновационных фондов) – на 46,8% выше уровня 2004 года. Удельный вес расходов республиканского бюджета в ВВП в 2005 году увеличился на 4,7 пункта и составил 33,7%.

Исполнение расходов республиканского бюджета в 2005 году осуществлялось с учетом приоритетов бюджетно-финансовой политики страны, установленных Законом  Республики Беларусь «О бюджете на 2005 год», - повышение благосостояния населения, финансирования отраслей социальной среды, строительства жилья, мероприятий, связанных с ликвидацией на Чернобыльской АЭС и др.

В 2005 году сохранена социальная направленность бюджета. В первую очередь финансировались защищенные расходы, обеспечивались своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, денежных компенсаций, других трансфертов населению, а также осуществлялась поддержка  отраслей народно-хозяйственного комплекса.

Все расходы, заявленные бюджетными организациями в органы государственного казначейства  в 2005 году, по информации Министра финансов, были профинансированы в полом объеме в пределах плановых назначений и накопленных объемом целевых бюджетных фондов.

Дефицит республиканского бюджета за 2005 год составил 145 млрд руб., или 0,2% к ВВП (при плане 3,1%). Он профинансирован за счет средств внутренних и внешних источников.

Основным источником финансирования дефицита республиканского бюджета являлись государственные ценные бумаги. Посредством их выпуска в 2005 году Правительство проводило заимствование на финансовом рынке с целью привлечения необходимых ресурсов для осуществления финансирования расходов бюджета, необходимых государственных    программ, погашения ранее размещенных займов и др.

В 2005 году среди инструментов заимствований, используемых Правительством страны, были государственные долгосрочные облигации, номинированные в белорусских рублях, облигации государственного сберегательного и государственного выигрышного валютного займов Республики Беларусь.

Таким образом  можно сказать, что для исполнения республиканского бюджета за 2005 год характерен существенный рост доходной и расходной частей по сравнению с 2004 годом (соответственно 145,4% и 146,8%), при этом темпы роста доходов и расходов бюджета были значительно выше уровня инфляции.

Консолидированный бюджет Беларуси за январь-июль 2006 года исполнен с профицитом 790,1 млрд. руб., или 1,9% к ВВП. За аналогичный период 2005 года профицит консолидированного бюджета был равен 916,2 млрд.руб, или 2,7% к ВВП.

Доходы консолидированного бюджета в январе-июле 2006 года составили 20,5 трлн. руб, расходы - 19,7 трлн. руб. По отношению к ВВП доходы консолидированного бюджета составили 49,9%, расходы - 48%.

В целом в доходной части бюджета преобладают поступления от четырех основных налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на прибыль и акцизов - их удельный вес в общих доходах консолидированного бюджета в январе-июле был на уровне 40,8%.

Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и других отраслей экономики. Объем средств, направленных на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика) по итогам семи месяцев 2006 года составил 11,1 трлн. руб. Расходы консолидированного бюджета на национальную экономику составили 4 трлн. бел. руб.

Республиканский бюджет за январь-июль 2006 года исполнен с профицитом 597 млрд. руб. В целом республиканский бюджет в январе-июле исполнен по доходам на 59,7% к годовому плану, по расходам - на 54,6%.

 

2.2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

 

Налоговая политика представляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов.

Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений,  поэтому бюджетно-финансовая политика государства тесно сплетена с налоговой, образуя бюджетно-налоговую.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения  общеэкономических целей – увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый экономический рост.

Одной из основных функций казначейства является организация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной.

Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) политики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой)  и автоматической (пассивной), не требующей специальных решений правительства. Оба вида активно взаимодействуют.

Информация о работе Финансовая система государства и финансовая политика