Финансовая система государства и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика является особой сферой государственной деятельности. Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
1.1 Сферы и звенья финансовой системы
1.1.1 Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы)
1.1.2 Общегосударственные финансы (централизованные финансы)
1.2 Органы управления финансами страны
2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетно-финансовая политика
2.2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
2.3 Денежно-кредитная (монетарная) политика
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач. ФИНАСОВая СИСТЕМа.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо иметь в виду, что государственный бюджет Республики Беларусь включает бюджеты отдельных областей  и бюджет Минска, в совокупности это консолидированный бюджет страны.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По экономическому содержанию данные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая: 1) мобилизацию средств для пенсионного обеспечения; 2) финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения; 3) материальное обеспечение обязательного медицинского страхования; 4) поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д.

Мобилизация и использование средств указанных фондов осуществляются в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов.  Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и отличаются определенной самостоятельностью. Число внебюджетных фондов в каждой стране определяет правительство. Например, в России действует более 30 фондов. В Республике Беларусь до 1998 года их перечень также составлял не один десяток, что усложняло контроль за расходованием. Руководство страны упразднило ряд фондов (например, фонд социальной защиты молодежи), а некоторые республиканские внебюджетные фонды включило в состав республиканского государственного бюджета (фонды поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, содействия занятости, дорожный, фонд охраны природы, энергосбережения). В 2004 году в состав бюджета был включен и Фонд социальной защиты населения (самый крупный из внебюджетных фондов). Перечисленные выше фонды именуются теперь республиканскими целевыми бюджетными фондами.

Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды). Из республиканских внебюджетных фондов к 2004 году остались лишь инновационные, формируемые республиканскими и некоторыми другими органами управления.

Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранным правительствам в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственно бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним (т.е. размещаемый внутри страны) и внешним (т.е. размещаемый в других странах).

В Российской Федерации и в Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако постоянная нехватка в последние годы внутренних финансовых ресурсов побуждает правительства обеих стран все шире привлекать внешний, т.е. международный, государственный кредит.

Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий, с которыми у них единый источник – создаваемый в народном хозяйстве национальный доход. Связь между этими двумя сферами финансовой системы проявляется, в частности, при формировании и распределении финансовых ресурсов. Мобилизованные посредством финансов финансовые ресурсы направляются в значительной части на развитие предприятий материального производства (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.). Таким образом проявляется единство финансовой системы.

 

1.2   Органы управления финансами страны.

 

Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы является финансовый аппарат, в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и др. Именно этот аппарат непосредственно участвует в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений, создает условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в народном хозяйстве страны. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хозяйства.

В других странах СНГ состав финансовой системы и ее функции в основном те же, что в Российской Федерации и Республике Беларусь. Вместе с тем, в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений, в частности, в построении налоговых взаимоотношений  предприятий с государственным бюджетом, формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д.


2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Любые финансовые отношения объективны, но в то же время  они складываются не стихийно, а организуются государством. Выработанная  государством стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития общества представляет собой финансовую программу, или финансовую политику.

Финансовая политика – это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешно выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика как составная часть экономической политики государства является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффектному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация обеспечивается совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Финансовая политика должна быть направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, социального развития и значимости государства в мировом сообществе. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуществления совместных мероприятий, в том числе по привлечению иностранного капитала в экономику.

Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев:

            выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития;

            определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий год;

            осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Развитие экономики и социальной сферы в Республике Беларусь происходит в условиях кризисных явлений. Выход из экономического кризиса и дальнейшее динамичное развитие требует взвешенной и обоснованной финансовой политики, главным субъектом которой является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи, средства и пути их достижения на предстоящий период.

Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы. Финансовый механизм изменяется вследствие решения  различных тактических задач, чутко реагируя на все особенности текущей  обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Финансовая политика не может быть неизменной, установленной раз и навсегда, она меняется на разных этапах развития общества.

Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих нормативных актах. Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь на основе действующего законодательства разрабатывают главные направления денежно-кредитной политики, готовят инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам.

Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Ради их достижения средствами финансовой политики изыскиваются резервы и создаются условия, благоприятствующие развитию малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Одновременно определяются рациональные формы изъятия доходов предприятий и населения в пользу государства, а также доля участия населения в формировании финансовых ресурсов.

К целям финансовой политики также относят увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни. Большое значение имеют также вопросы оптимального распределения  государственных финансов, их сосредоточения на ключевых направлениях развития экономики и эффективного использования, в том числе для реализации целевых программ.

Финансовая политика государства призвана обеспечить нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции – социальные, экономические, экологические, оборонные и др.

Основными задачами финансовой политики на нынешнем этапе развития государства являются: 1)соответствие объективным экономическим законам; 2)финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию; 3)отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения; 4)рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; 5)концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы; 6)обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики; 7)уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг; 8)либерализация внешнеэкономической деятельности; 9)активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики; 10)унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран; 11)выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая тактика - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связна с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

Так, в качестве финансовой стратегии может выступать Национальная программа привлечения инвестиций в экономику РБ на 2002-2010 гг. К другим направлениям стратегии относят финансовое оздоровление экономики, повышение конкурентоспособности продукции.

В условиях рыночной экономики финансовая политика базируется на долгосрочных научных прогнозах, подкрепляемых системой обоснования финансовых регуляторов, в первую очередь – налогов.

Информация о работе Финансовая система государства и финансовая политика