Финансовая политика государства в условиях административно-командной системы хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:50, реферат

Краткое описание

В странах с административно-командной системой проводилась планово-директивная финансовая политика. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Планово-директивная финансовая политика подтвердила свою эффективность в годы Второй мировой войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. В этот период была необходима максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства.

Содержание

1. Планово-директивная финансовая политика...............................................................3
2. Финансовая политика СССР..................................…………………......................…....4
2.1. Возникновение и развитие советских финансов.............……........................…4
2.2. Государственный бюджет СССР..........................................................................7
2.3 Управление и регулирование системы финансов в СССР..................................9
3. Проблемы формирования централизованной системы финансов СССР.............11
4.Заключение……......……………………………………………….....................……..….12
5. Список использованной литературы……………………….......................…….........13

Вложенные файлы: 1 файл

доклад финансы 1.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

Финансовая политика государства в условиях административно-командной

системы хозяйствования

 

 

 

Научный руководитель

..................

ассистент кафедры

финансов и кредита

 

________________________

(подпись)

«____»____________20___г.

 

 

Студентка группы

 ГМУ-21 БО

............................

___________________

(подпись)

« 24 »     сентября   2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2014 г.

Содержание:

1. Планово-директивная финансовая политика...............................................................3

2. Финансовая политика СССР..................................…………………......................…....4

2.1. Возникновение и развитие  советских финансов.............……........................…4

2.2. Государственный бюджет  СССР..........................................................................7

2.3 Управление и регулирование  системы финансов в СССР..................................9

3. Проблемы формирования централизованной системы финансов СССР.............11

4.Заключение……......……………………………………………….....................……..….12

5. Список использованной литературы……………………….......................…….........13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планово-директивная финансовая политика

В странах с административно-командной системой проводилась планово-директивная финансовая политика. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Планово-директивная финансовая политика подтвердила свою эффективность в годы  Второй мировой войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. В этот период была необходима максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства.

Плановая система управления, основанная на государственной форме собственности, создавала возможность осуществлять прямое директивное управление всей экономикой, в том числе и финансами. Главная цель такой финансовой политики - достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялся в соответствии с основными направлениями государственного плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансовая политика СССР
    1. Возникновение и развитие советских финансов

С победой Октябрьской революции 1917 началось становление советской финансовой системы. Финансовые мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на:

    • подрыв экономической силы свергнутых эксплуататорских классов;
    • слом старой государственной машины и создание советского государственного аппарата;
    • освобождение страны от иностранной финансово-экономической зависимости.

Советская власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюционные займы, ввела государственное социальное обеспечение трудящихся, государственную монополию страхового дела. [3]

Финансовая политика, проводимая Коммунистической партией, включала:

    • централизацию в области финансов,
    • введение подоходно-поимущественного и других регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками,
    • проведение денежной реформы (замена прежних денег новыми),
    • ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учёта и контроля над производством и распределением продуктов.

Был создан новый  финансово-кредитный аппарат — Народный комиссариат финансов, Народный банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражданской войной и иностранной интервенцией 1918—20. В эти годы сократились государственные доходы, резко возросло значение денежной эмиссии, введена продразвёрстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках государства и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов. [3]

После окончания Гражданской войны основными задачами стали, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, даже с участием капиталистических элементов, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частного.

Решением 10-го съезда партии (1921) продразвёрстка была заменена продналогом; в 1922—24 проведена денежная реформа; на основе золотого обеспечения создана устойчивая советская валюта; ликвидирован бюджетный дефицит; развивались товарно-денежные отношения, планово регулируемые государством. Важное значение для укрепления финансов имел перевод промышленности, а затем и других отраслей народного хозяйства на хозяйственный расчёт.

В 1930 была проведена налоговая реформа. Государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием. Вместо существовавших ранее многочисленных налогов и сборов доходы государства начали поступать главным образом по двум основным каналам — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Чистый доход государственных предприятий сначала изымался при помощи налога с оборота (в тех отраслях, где за счет фиксированных цен «искусственно» создавался доход в повышенных размерах - легкая и пищевая промышленность), затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% чистого дохода

Эти платежи стали основной формой доходов Государственного бюджета СССР. В 1934 они составили свыше 70% бюджетных поступлений (доля налогов с населения не превышала 6%). Важным источником доходов бюджета в годы первых пятилеток были средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Построение социализма изменило социальную природу расходов государственного бюджета. Они стали направляться на развитие народного хозяйства, на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение. За годы довоенных пятилеток (1929—1940) на развитие народного хозяйства из средств бюджета был направлен 41 млрд. руб. (почти 45% расходов бюджета), на социально-культурные мероприятия — 22,7 млрд. (25%), на оборону — 17,1 млрд. руб. (около 19%).

Через государственный бюджет страны достигалась очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов. За годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) расходы государственного бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. было направлено на покрытие военных расходов (50,8%). В расходной части бюджета наибольшая доля средств на оборону была достигнута в 1943 г. – 59,5%. Это можно считать пределом военных расходов, так как денежные средства кроме обороны необходимы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, на прочие цели. В первые послевоенные десятилетия высокий уровень концентрации и централизации ресурсов в бюджете страны сохранялся.

После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного хозяйства на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля, и укрепилось денежное обращение. В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0,222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке.

Начавшийся в 1965 перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования существенно повысил роль экономических методов управления народным хозяйством. Были внесены изменения в систему формирования доходов государственного бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены: плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведённых на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли (распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций отражено в табл. 1). Продолжает взиматься налог с оборота.

Таблица 1

Распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций

Прибыль — всего

1960

1970

1975

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

27,7

100

87,4

100

111,0

100

Из неё:

           

Внесено в бюджет

17,8

64,4

51,0

58

62,9

56,7

В том числе:

           

плата за основные производств. фонды и оборотные средства

 

13,7

16

22,6

20,3

фиксированные платежи

 

2,6

3

2,5

2,2

взносы свободного остатка прибыли

62,1

24,1

28

30,4

27,4

отчисления от прибыли

17,2

35,6

10,0

11

6,3

5,6.

Оставлено в распоряжении предприятий и хозяйственных организаций

9,9

11,9

36,4

42

48,1

43,3

В том числе:

           

направлено на капитальные вложения и формирование основного стада (в совхозах)

3,3

 

11,4

13

10,8

9,7

отчислено в фонды экономического стимулирования

1,5

5,4

12,5

15

19,0

17,1

направлено на финансирование оборотных средств

3,5

12,6

4,3

5

5,5

4,9





 

    1. Государственный бюджет СССР

Государственный бюджет СССР — основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. Он составлялся в соответствии с планом развития народного хозяйства в целом по СССР и по союзным республикам.[3]

Государственный бюджет выполнял координирующую роль в единой системе советских финансов. По мере развития социалистической экономики, усиления её планомерности и расширения хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства возрастает роль государственного бюджета в расширенном социалистическом воспроизводстве (см. табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес доходов Государственного бюджета СССР в произведённом национальном доходе

Государственный бюджет СССР (доходы), млрд. руб.

1960

1965

1970

1975

77,1

102,3

156,7

218,8

Удельный вес в произведённом национальном доходе, %

53,2

52,9

54,1

60,4


 

Государственный бюджет был органически связан с народно-хозяйственным планом и другими финансовыми планами и утверждался высшими органами государственной власти как закон. Государство через государственный бюджет осуществляло плановое распределение и перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями народного хозяйства, республиками и экономическими районами страны, концентрируя средства на наиболее важных направлениях общественного производства [3].

Решающая часть аккумулируемых государственным бюджетом ресурсов направлялась на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий (Данные о составе и структуре расходов Государственного бюджета СССР приведены в таблице 3).

Государственный бюджет СССР представлял собой единую бюджетную систему. Основные начала бюджетного устройства были установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет и государственный бюджеты союзных республик.

Информация о работе Финансовая политика государства в условиях административно-командной системы хозяйствования