Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчётные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1.Сущность и значение финансовой политики
1.2. Цели и задачи финансовой политики государства
2. Типы и виды финансовой политики государства
2.1.Виды финансовой политики государства
2.2. Типы финансовой политики государства
2.2.1.Классическая
2.2.2.Регулирующая
2.2.3.Неоконсервативная
2.2.3.Планово-директивная
3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1. Финансовая политика РФ в условиях кризиса
3.2. Программа развития финансовых отношений до 2023 года
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по фин политике.docx

— 98.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Экономическое  содержание и цели финансовой  политики государства

1.1.Сущность и значение финансовой политики

1.2. Цели и задачи финансовой политики государства

2. Типы и виды финансовой политики государства

2.1.Виды финансовой политики государства

2.2. Типы финансовой политики государства

2.2.1.Классическая

2.2.2.Регулирующая

2.2.3.Неоконсервативная 

2.2.3.Планово-директивная

3. Финансовая  политика в Российской Федерации  на современном этапе

3.1. Финансовая политика РФ в условиях кризиса

3.2. Программа развития финансовых отношений до 2023 года

Заключение

Список  используемых источников

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства  во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них  функций по обеспечению экономической  стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению  уровня жизни населения. Осуществление  указанных функций невозможно без  формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового  механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Финансовая политика – составная часть экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная  сфера деятельности государства, важнейшее  средство реализации политики государства  в любой области общественной деятельности.

Финансовая политика –  это совокупность решений, принимаемых  субъектами экономики в связи  с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными  стратегическими и текущими задачами данного субъекта. 1

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с  другими составными частями экономической  политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Финансовая политика – есть искусство влиять на объект управления финансами – хозяйственную  систему и её деятельность. Поэтому  финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта  финансового управления в специальных  фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики – учредители и руководство (работодатели). Объектом финансовой политики является хозяйственная система  организации, а также любые виды и направления хозяйственной  деятельности в их взаимосвязи с  финансовым состоянием организации  и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю  совокупность, на которую воздействует финансовая политика.

Предметом финансовой политики являются внутрифирменные  и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая  производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчётные отношения, инвестиции, вопросы  приобретения и выпуска ценных бумаг.

 

1.1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие  звенья:

    • выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
    • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
    • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев  определяет содержание финансовой политики.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать специфику  каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так  и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности  государства. Финансовая политика зависит  от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений  в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов, почти нет. Нельзя принимать решения  в экономике и финансах, не затрагивающие  чьи-либо политические, социальные, экономические  интересы.

Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта  предшествующего хозяйственного и  финансового строительства, новых  тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым  к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке  и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного  этапа развития, а также обеспечение  тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:

    • налоговой политики;
    • бюджетной политики;
    • денежно-кредитной политики;
    • ценовой политики;
    • таможенной политики;
    • социальной политики;
    • инвестиционной политики;
    • внешнеторговой политики.

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических  приоритетов:

    • достижение социальной стабильности в обществе;
    • оздоровление государственных финансов;
    • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
    • поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;
    • достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
    • создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
    • меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

    • дальнейшее комплексное реформирование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
    • оптимизация налоговых и таможенных льгот и преференций;
    • создание единого реестра налогоплательщиков;
    • усиление налогового администрирования;
    • реструктуризация в обоснованных случаях пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика сводится к:

    • определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
    • установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;
    • оптимизации структуры расходной части бюджета;
    • распределению расходов между бюджетами разных уровней;
    • определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
    • управлению государственным долгом;
    • определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.

В современных условиях к актуальным задачам бюджетной политики следует  отнести:

    • принятие мер по экономии государственных средств;
    • централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
    • принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
    • проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
    • обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
    • проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
    • введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
    • реструктуризацию государственного долга; инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.

В процессе экономического регулирования  государство широко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие ее задачи — укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения. Денежно-кредитная политика включает:

    • реструктуризацию банковской системы;
    • совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
    • оптимизацию объема и структуры денежной массы; установление рыночной ставки процента; сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
    • активизацию закупок добываемого золота для пополнения государственного фонда.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от изменения цен на товары и услуги названных отраслей.

Таможенная  политика — это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика государства  имеет социальную направленность; Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

    • выплате в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнению графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
    • увязке перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
    • разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
    • сдерживанию роста безработицы и созданию условий для расширения занятости;
    • реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрению элементов накопительного финансирования пенсий;
    • упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
    • регулированию вынужденной миграции.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

    • повышение роли бюджета РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
    • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
    • развитие ипотечного кредитования;
    • привлечение прямых иностранных инвестиций.

Информация о работе Финансовая политика государства