Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Цель данной курсовой работы – рассмотреть современные направления финансовой политики России и ее пути преодоления Мирового Финансового кризиса.

Содержание

Введение
1 Роль финансовой политики государства в экономических и социальных процессах
1.1 Содержание и значение финансовой политики государства
1.2 Финансовая стратегия и финансовая тактика
1.3 Основные типы финансовой политики
2 Составляющие финансовой политики
2.1 Налоговая политика
2.2 Бюджетная политика
2.3 Социальная политика
2.4 Политика в области международных финансов
3 Современная финансовая политика Российской Федерации
3.1 Цель и задачи современной финансовой политики
3.2 Проблемы современной политики и пути их решения
3.3 Основные направления Бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 95.52 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Роль финансовой политики государства в экономических и социальных процессах…………………………………………………………………………..6

1.1 Содержание и значение финансовой политики государства……………....6

1.2 Финансовая стратегия и финансовая тактика…………………………….....8

1.3 Основные типы финансовой политики…………………………………….10

2 Составляющие финансовой политики………………………………………..15

2.1 Налоговая политика………………………………………………………....15

2.2 Бюджетная политика………………………………………………………...17

2.3 Социальная политика………………………………………………………..21

2.4 Политика в области международных финансов…………………………...23

3 Современная финансовая  политика Российской Федерации.........................25

3.1 Цель и задачи современной  финансовой политики.....................................25

3.2 Проблемы современной  политики и пути их решения................................27

3.3 Основные направления Бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы.......................................................................................33

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованных источников…………………………………………...41

Приложение А……………………………………………………………………42

Приложение Б……………………………………………………………………43

Приложение В……………………………………………………………………44

ВВЕДЕНИЕ

 

 

          В формировании и развитии  экономической структуры любого  современного общества ведущую,  определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в  рамках избранной властью экономической  политики, составной частью которой  является финансовая политика.

          Финансовая политика как часть  экономической политики представляет  собой совокупность бюджетно-налоговых,  иных финансовых инструментов  и институтов государственной  финансовой власти, обладающих в  соответствии с законодательством  полномочиями по формированию  и использованию финансовых ресурсов  государства в соответствии со  стратегическими и тактическими  целями государственной экономической  политики. Вне зависимости от  уровня развития страны главными  стратегическими целями государственной  финансовой политики являются  создание финансовых условий  для социально-экономического развития  общества, повышения уровня и  качества жизни населения. 

          Финансовая политика состоит  из таких этапов, как определение  ее роли в экономических и социальных процессах, в области международных финансов; основных типов финансовой политики; а также ее содержание, значение и основные составляющие. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

          Цель данной курсовой работы  – рассмотреть современные направления  финансовой политики России и ее пути преодоления Мирового Финансового кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Роль финансовой политики государства в экономических и социальных процессах

 

 

          Роль финансовой политики в  экономическом и социальном развитии  Российской Федерации трудно  недооценить. От степени ее  рациональности зависят темпы  развития промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, связи и  других отраслей, а также субъектов  РФ.

 

 

1.1 Содержание и значение финансовой политики государства

 

 

          Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций. Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур. Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.

          Основной целью финансовой политики  является оптимальное распределение  валового общественного продукта  между отраслями народного хозяйства,  социальными группами населения,  территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению. Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.                                                                                При разработке финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:

  • финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;
  • учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
  • тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;
  • соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.
  • учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;
  • наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.

          Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

 

1.2 Финансовая стратегия и финансовая тактика

 

 

Финансовая политика есть единство финансовых стратегий и  тактики.  Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. 

          Финансовая стратегия - это целевая  функция финансовой политики, направленная  на привлечение и эффективное  размещение финансовых ресурсов  хозяйствующего субъекта, определение  форм, методов и направлений их  последующего использования, а  также совокупность долговременных  целей финансового менеджмента.  Процесс выработки финансовой  стратегии хозяйствующим субъектом  включает в себя:

  • анализ предшествующей финансовой стратегии;
  • обоснование стратегических целей финансовой политики;
  • определение сроков действия финансовой стратегии;
  • конкретизацию стратегических целей и периодов их выполнения.

       В этот  период прогнозируются основные  тенденции развития финансов, формируются  концепции их использования, намечаются  принципы ограничения финансовых  отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости  концентрации финансовых ресурсов  на тех направлениях экономики,  которые разработаны и приняты  экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.                                        Финансовая стратегия тесно взаимосвязана с финансовой тактикой.

          Финансовая тактика - это, прежде  всего оперативная финансовая  работа на предприятии. Финансовая  тактика, в отличие от стратегии,  связана с реализацией более  узких, локальных, текущих задач  финансового менеджмента. Финансовая  тактика, прежде всего, опирается  на оперативное и текущее планирование  на предприятии. 
          Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.[2]

 

 

 

 

 

1.3 Основные типы финансовой политики

 

 

          Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики (Приложение Б) определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений. Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:

    1. Классическая финансовая политика: до конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

          Финансовый механизм (Приложение А) строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

    1. Регулирующая финансовая политика: бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

          Основными инструментами вмешательства  в экономику становятся государственные  расходы, за счет которых формируется  дополнительный спрос. Поэтому  государственные расходы обеспечивают  рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода  и способствуют ликвидации безработицы  путем финансирования создания  новых рабочих мест. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

Информация о работе Финансовая политика государства