Финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс
является одной из важнейших отраслей экономики любого государства.
Он производит жизненно необходимую человеку продукцию: основные
продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.
Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию
сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию
шестидесяти отраслям промышленности.
Несмотря на то, что за последние несколько лет состояние
агропромышленного комплекса России изменилось: вырос объем инвестиций
российского и иностранного происхождения, повысилась средняя
рентабельность и увеличилась доля прибыльных предприятий, в условиях
развивающегося финансово-экономического кризиса, темпы роста
агропромышленного комплекса России начали снижаться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Агропромышленный комплекс в системе региональной
экономики………………………………………………………………………...5
1.1. Состав и структура агропромышленного комплекса
Российской Федерации…………………………………………………….5
1.2. Государственная программа развития сельского хозяйства……......9
Глава 2. Анализ финансирования агропромышленного комплекса
Нижегородской области……………………………………………………….17
2.1. Оценка финансово-экономического состояния
агропромышленного комплекса Нижегородской области……………17
2.2. Анализ источников финансирования агропромышленного
комплекса Нижегородской области …………………………………….25
Глава 3. Предложения по совершенствованию финансирования
агропромышленного комплекса Нижегородской области………………..35
3.1. Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской
области……………………………………………………………………..35
3.2. Мероприятия по финансовому оздоровлению
агропромышленного комплекса………………………………………….39
3.3. Совершенствование кредитования предприятий
агропромышленного комплекса………………………………………….43

Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

15___.docx

— 226.88 Кб (Скачать файл)

  17171 тыс. рублей. Фактически за период с января по июнь 2009 г. было

  выделено 8122 тыс. рублей, или 47,3 процента от предусмотренного.

  Финансирование указанных организаций из федерального бюджета за

  проверяемый период производилось в основном на статьи "Оплата труда

  государственных служащих" и "Начисления на оплату труда".

  Финансирование прочих расходов из федерального бюджета практически не

  производилось. Покрытие расходов на прочие текущие нужды

  (коммунальные услуги, командировочные расходы, ремонт помещений и

  

  30

  оборудования, оплата за потребленную электроэнергию и т.д.) производится

  за счет внебюджетных средств.

  Проведем анализ поступления средств, выделенных из лизингового

  фонда на приобретение сельскохозяйственной техники.

  ОАО "Павловская сельхозтехника" производит значительные объемы

  промышленной продукции на основе современной и высокоэффективной

  технологии в сочетании с разносторонней предпринимательской и

  коммерческой деятельностью, оперативно привлекает необходимые

  финансовые и материальные ресурсы для осуществления поставки

  продукции машиностроения на основе финансовой аренды (лизинга)

  сельхозтоваропроизводителям Нижегородской области.

  В 2007-2008 годах и I полугодии 2009 г. ОАО "Павловская

  сельхозтехника" осуществляло лизинговую деятельность на основании

  договоров финансовой аренды (лизинга), заключенных в 2007-2009 годах

  между ОАО "Росагроснаб" (лизингодатель) и ОАО "Павловская

  сельхозтехника" (сублизингодатель), и договоров, заключенных в эти же

  годы между ОАО "Павловская сельхозтехника" (лизингодатель) и

  сельхозтоваропроизводителями (лизингополучатели).

  За период проведения лизинговых операций ОАО "Павловская

  сельхозтехника" заключило 947 договоров лизинга и поставило

  сельхозпроизводителям более 1000 единиц техники.

  В 2008 году в Нижегородской области было организовано 27 машинно-

  технологических станций (далее - МТС). С десятью МТС ОАО "Павловская

  сельхозтехника" заключило договоры на поставку техники на условиях

  финансовой аренды (лизинга). В 2008 году МТС получили технику по

  лизингу на сумму 2070 тыс. рублей. Были поставлены:

  • комбайны "Енисей" - 6 шт.,

  • СК-5 "Нива" - 1 шт.

  В 2009 году МТС получили технику на сумму 4151 тыс. рублей. Были

  поставлены:

  

  31

  • комбайны "Енисей" в количестве 6 шт.,

  • СК-5 "Нива" - 2 шт.,

  • тракторы МТЗ 82 - 4 шт.

  На всю поставленную технику ОАО "Павловская сельхозтехника"

  заключило договоры с МТС.

  Сельхозпроизводители области, получая в значительных объемах

  сельскохозяйственную технику и оборудование по лизингу, не имеют за

  2007-2008 годы и I полугодие 2009 г. задолженности по первоначальным

  взносам перед ОАО "Павловская сельхозтехника". Существенную помощь в

  поддержке агропромышленного комплекса области и, в частности, в

  вопросах поставки техники сельхозпроизводителям на условиях лизинга

  оказывает администрация области.

  В соответствии с законом Нижегородской области "Об областном

  бюджете", начиная с 2004 года, выделяются средства из областного бюджета

  на оказание финансовой помощи лизингополучателям при получении ими

  сельскохозяйственной техники за счет средств федерального лизингового

  фонда, в том числе:

  - на компенсацию сельхозтоваропроизводителям 80 % стоимости

  затрат на оплату первоначального взноса, при этом в стоимость техники

  включены все накладные расходы;

  - машинно-технологическим станциям возмещается 100 % затрат на

  оплату первоначального взноса.

  В счет областных дотаций, которые довольно значительны,

  администрация Нижегородской области выделяет ОАО "Павловская

  сельхозтехника" большое количество техники, оборудования, другой

  продукции с заводов-должников областному бюджету для погашения

  задолженности сельхозпроизводителям-лизингополучателям перед ОАО

  "Павловская сельхозтехника".

  В то же время у хозяйств, которые продолжительное время не платят

  возвратные платежи, ОАО "Павловская сельхозтехника" изымает технику и

  

  32

  передает по остаточной стоимости другим хозяйствам в лизинг. Проводя эти

  операции, ОАО "Павловская сельхозтехника" анализирует состояние дел в

  хозяйствах, возможности выплаты долгов поставкой продукции,

  использование техники, передаваемой в лизинг. Эта работа проводится в

  тесном контакте с администрациями области и районов.

  Таким образом, в 2007-2008 годах и 9 месяцев 2009 г. было изъято у

  хозяйств, не выполнивших условия договоров лизинга, и передано другим

  хозяйствам 3 автомашины КАМАЗ, 3 трактора МТЗ, 1 комбайн, 1 мельница,

  2 трактора ДТ-75.

  За 2007-2008 годы и 9 месяцев 2009 г. ОАО "Павловская

  сельхозтехника" получила от ОАО "Росагроснаб" для передачи в лизинг

  сельхозтоваропроизводителям

  Нижегородской

  области

  продукцию

  машиностроения в объеме 575 единиц на сумму 122,9 млн. рублей. Кроме

  этого, на 01.01.07 г. имелся остаток нереализованной по лизингу техники в

  количестве 35 единиц на сумму 8,8 млн. рублей, в том числе комбайнов

  "Енисей" СК-5 - 20 шт; прочей техники - 15 штук.

  В 2009 году ОАО "Росагроснаб" передало ОАО "Павловская

  сельхозтехника" в лизинг 189 единиц продукции машиностроения на сумму

  62,8 млн. рублей, из них:

  • тракторы ДТ-75 - 5 единиц,

  • МТЗ-80,82 - 78 единиц;

  • комбайны СК-5 "Нива", Дон-1500, Енисей-1200, всего 95 единиц;

  • прочей техники - 11 единиц.

  Сельхозтоваропроизводителям (лизингополучателям) области за этот

  период было передано, с учетом остатка техники на начало года, 207 единиц

  на сумму 67,8 млн. рублей.

  На 01.10.09 г. плановые платежи с нарастающим итогом должны были

  составить 80,2 млн. рублей, фактически ОАО "Павловская сельхозтехника"

  перечислило ОАО "Росагроснаб" 34,8 млн. рублей.

  

  33

  В то же время от лизингополучателей было получено 63,8 млн. рублей,

  из них 9,2 млн. рублей - затраты по обслуживанию лизинга и 54,6 млн.

  рублей подлежали перечислению ОАО "Росагроснаб". Таким образом, 19,8

  млн. рублей остались в хозяйственном обороте ОАО "Павловская

  сельхозтехника", в том числе в товарных остатках, в стоимости продукции,

  находящейся в стадии реализации, и т.д.

  На 01.10.09 г. при плановой задолженности в размере 89,8 млн. рублей

  лизингополучатели перечислили ОАО "Павловская сельхозтехника" 63,8

  млн. рублей.

  Учитывая реальную обстановку, сложившуюся в условиях финансово-

  экономического

  кризиса

  и

  в

  целях

  оказания

  помощи

  сельхозтоваропроизводителям в увеличении получения техники по лизингу,

  ОАО "Павловская сельхозтехника" также способствует погашению

  задолженности лизингополучателей путем приема продукции в счет

  задолженности.

  При получении продукции в счет задолженности ОАО "Павловская

  сельхозтехника" сразу же гасит ее лизингополучателю. Принятая продукция

  впоследствии реализуется в срок от 1 до 6 месяцев. Расчеты задолженности

  по возвратным лизинговым платежам путем зачетов поставок

  лизингополучателями

  различной

  продукции

  ОАО

  "Павловская

  сельхозтехника" являются вынужденной мерой при решении вопросов

  обеспечения техникой сельхозтоваропроизводителей в создавшихся

  экономических условиях и не несут значительных потерь денежных средств

  участвующих в зачетах предприятий.

  При проведении указанных операций создаются значительные

  проблемы по реализации и сбыту продукции, принятой к зачету. "Павловская

  сельхозтехника" для решения указанных вопросов создала коммерческий

  отдел и сеть магазинов для реализации этой продукции. Однако остается

  острая необходимость введения денежных платежей при проведении

  лизинговых операций.

  

  34

  Поставку

  племенного

  скота

  сельхозтоваропроизводителям

  Нижегородской области на условиях финансовой аренды (лизинга)

  производит ГСП "Нижегородское". На протяжении 2007-2009 годов ГСП

  "Нижегородское" практически не проводило лизинговые операции. За этот

  период было заключено всего два договора лизинга с ОАО "Ворсменское" и

  ЗАО "Богородское".

  Объемы финансирования АПК области из различных источников

  ежегодно уточняются при формировании соответствующих бюджетов на

  очередной финансовый год.

  Выводы по главе 2:

  Таким образом, в результате оценки финансово-экономического

  состояния агропромышленным комплексом Нижегородской области были

  выявлены следующие основные проблемы, стоящие перед АПК:

  - высокая степень износа основных производственных фондов

  предприятий АПК;

  - высокая кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей;

  - снижение использования производственных мощностей предприятий

  пищевой и перерабатывающей промышленности Нижегородской области,

  Источниками финансирования АПК Нижегородской области являются:

  средства федерального бюджета, средства областного бюджета,

  внебюджетные средства.

  Средства финансирования направляются на:

  - поддержку инвестиционной деятельности;

  - повышения плодородия почвы и содержание государственных

  мелиоративных систем т.д.;

  -

  кредитования и страхования в сфере агропромышленного

  производства;

  - компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов,

  дотации на поддержку племенного животноводства и элитного

  семеноводства и т.д

  

  35

  ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ

  АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

   3.1 Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской области

  Россия, располагая огромным земельным потенциалом, имеет

  очевидную возможность войти в число основных государств, формирующих

  «продовольственную корзину» мира. Это реальный шанс существенно

  поправить экономику страны. Поэтому государственные приоритеты следует

  переключить

  на

  организацию

  продуктивного,

  эффективного

  и

  конкурентоспособного сельского хозяйства. По этой и другим причинам в

  Нижегородской области будет формироваться новая аграрная политика

  исходя из фундаментальных принципов, общих для народного хозяйства

  страны, и частных, свойственных для области в соответствии с её

  географическим

  положением,

  природными,

  экономическими,

  демографическими, социальными и иными особенностями [7, c.31].

  Новая аграрная политика основывается, прежде всего, на бесспорном

  утверждении, что стране, живущей не сельским хозяйством, а только

  промышленностью и торговлей, в недалёком будущем грозит большая

  опасность. Политика организации жизнедеятельности государства,

  основанная на добыче и экспорте минерального сырья и импорте

  продовольствия, не имеет долгосрочной перспективы, так как минерально-

  сырьевые ресурсы исчерпаемы. Аграрный сектор экономики основан на

  возобновляемом плодородии почвы и при правильном обращении с землей

  имеет неограниченную временную перспективу. Поэтому новая аграрная

  политика исходит из того, что Россия может быть сильным государством с

  долгосрочной перспективой развития, а Нижегородская область – сильным

  субъектом Российской Федерации только при высокоразвитом сельском

  хозяйстве.

  Другое фундаментальное положение заключается в том, что в развитии

  агропромышленного комплекса одинаково заинтересованы жители города и

  села. Уровень жизни народа на две трети формируется в сельском хозяйстве.

  

  36

  Поэтому обществу необходимо изменить отношение к селу как к внутренней

  колонии. Престиж сельского труда и уровень жизни в деревне должен быть

  не ниже, чем в городе.

  Третье фундаментальное положение состоит в том, что Россия и

  Нижегородская область не могут обижаться на природу, на количество и

  качество пахотных земель, на агроклиматические условия. По количеству

  пашни на человека с учетом ее биологической продуктивности Россия

  занимает 7-е место в мире и опережает по этому показателю Францию,

  Англию, Японию, Китай и другие страны. Нижегородская область имеет

  также благоприятные природные условия для сельскохозяйственного

  производства.

  Новая аграрная политика должна преследовать цель заселения

  покинутых людьми деревень, восстановления разрушенных и строительства

  новых поселений, дорог, линий электропередач, связи, всей

  производственной и социальной инфрастуктуры села.

  Результатом такой политики должен быть рост производства

  конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на основе научно-

  технического прогресса, личного интереса крестьян в рамках многоукладной

  рыночной экономики, с учетом региональных особенностей и традиций

  местного населения, повышения на этой основе благосостояния народа. Это

  великая реформа как по целям, масштабам, протяженности во времени, так и

Информация о работе Финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области)