Финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс
является одной из важнейших отраслей экономики любого государства.
Он производит жизненно необходимую человеку продукцию: основные
продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.
Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию
сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию
шестидесяти отраслям промышленности.
Несмотря на то, что за последние несколько лет состояние
агропромышленного комплекса России изменилось: вырос объем инвестиций
российского и иностранного происхождения, повысилась средняя
рентабельность и увеличилась доля прибыльных предприятий, в условиях
развивающегося финансово-экономического кризиса, темпы роста
агропромышленного комплекса России начали снижаться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Агропромышленный комплекс в системе региональной
экономики………………………………………………………………………...5
1.1. Состав и структура агропромышленного комплекса
Российской Федерации…………………………………………………….5
1.2. Государственная программа развития сельского хозяйства……......9
Глава 2. Анализ финансирования агропромышленного комплекса
Нижегородской области……………………………………………………….17
2.1. Оценка финансово-экономического состояния
агропромышленного комплекса Нижегородской области……………17
2.2. Анализ источников финансирования агропромышленного
комплекса Нижегородской области …………………………………….25
Глава 3. Предложения по совершенствованию финансирования
агропромышленного комплекса Нижегородской области………………..35
3.1. Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской
области……………………………………………………………………..35
3.2. Мероприятия по финансовому оздоровлению
агропромышленного комплекса………………………………………….39
3.3. Совершенствование кредитования предприятий
агропромышленного комплекса………………………………………….43

Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

15___.docx

— 226.88 Кб (Скачать файл)

  связанных с уменьшением поставок сельскохозяйственного сырья от

  местных товаропроизводителей;

  - большой объем импортной продукции, сдерживающей развитие

  производства отечественной продукции;

  - выведение из сельскохозяйственного оборота около 500 тысяч

  гектаров пахотных земель;

  - ценовое давление со стороны естественных монополий, приводящее к

  недостатку

  оборотных

  средств

  и

  снижению

  рентабельности

  сельскохозяйственной продукции;

  

  23

  - низкая платежеспособность населения, связанная с незначительным

  ростом реальных доходов.

  В рамках среднесрочного планирования министерством сельского

  хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

  обозначены основные цели и задачи развития агропромышленного комплекса

  Нижегородской области, а именно:

  Цель 1. Создание условий для повышения конкурентоспособности

  продукции агропромышленного комплекса и обеспечения населения области

  высококачественными продуктами питания.

  Задачи, решение которых обеспечивает достижение первой цели:

  - повышение инвестиционной и инновационной привлекательности

  отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК;

  - формирование профессионально подготовленного кадрового ресурса;

  - капитализация и концентрация производства в успешно действующих

  организациях.

  Цель 2. Создание условий для устойчивого развития сельских районов

  области, обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского

  населения.

  Задачи, решение которых означает достижение второй цели:

  - повышение доходов сельского населения;

  - повышение качества жизни сельского населения;

  - развитие малых форм хозяйствования и кооперации.

  Цель 3. Создание условий для сохранения и воспроизводства

  используемых сельским хозяйством природных ресурсов.

  Задачи, решение которых означает достижение третьей цели:

  - улучшение и сохранение состояния сельскохозяйственных земель;

  - вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в гражданский

  оборот [4].

  

  

  

  24

  2.2 Анализ источников финансирования агропромышленного комплекса

  Нижегородской области

  

  Источниками финансирования АПК Нижегородской области являются:

  - средства федерального бюджета, предоставляемые на конкурсной

  основе и на условиях софинансирования Нижегородской области на

  мероприятия по развитию инновационной системы, а также во исполнение

  федеральных программ;

  - средства областного бюджета;

  - внебюджетные средства, включающие собственные средства

  организаций, а также финансовые средства коммерческих банков,

  предоставляемые хозяйствующим субъектам на условиях кредитования.

  Объемы и источники финансирования на весь период с 2007 по

  2009 г.г. составляют 41905,5 млн. руб., в том числе:

  - средства федерального бюджета на весь период с 2007 по 2009г.г.

  2205,9 млн. руб. (в случае финансирования из федерального бюджета),

  в том числе по годам реализации:

  • 2007 год – 631,6 млн. руб.

  • 2008 год – 767,8 млн. руб.

  • 2009 год – 806,5 млн. руб.

  - средства областного бюджета на весь период с 2007 по 2009 г.г.

  составляют 3763,8 млн. руб.,

  в том числе по годам реализации:

  • 2007 год – 855,4 млн. руб.

  • 2008 год – 1445,5 млн. руб.

  • 2009 год – 1462,9 млн. руб.

  - внебюджетные средства на весь период с 2007 по 2010 г.г.

  составляют 35937,6 млн. руб., в том числе по годам реализации:

  • 2007 год – 11122,4 млн. руб.

  • 2008 год – 12761,2 млн. руб.

  • 2009 год – 12052,2 млн. руб.

  

  25

  Объемы и источники финансирования АПК Нижегородской области

  представлены в таблице 2.2.

  Таблица 2.2

  Объемы и источники финансирования АПК Нижегородской области

  Сроки

  Объемы и источники финансирования, млн. рублей

  Наименование раздела реализации, Всего федеральный областной внебюджетные

  годы

  бюджет

  бюджет

  источники

  Развитие

  2007-2009

  10821,7

  994,8

  658,9

  9168,0

  растениеводства

  2007

  2412,9

  222,5

  140,4

  2050,0

  2008

  2617,5

  240,3

  163,2

  2214,0

  2009

  2797,8

  257,0

  171,8

  2369,0

  Развитие

  2007-2009

  16639,1

  656,0

  1863,2

  14119,9

  животноводства

  2007

  3734,6

  165,8

  338,8

  3230,0

  2008

  4233,5

  172,0

  473,6

  3587,9

  2009

  4309,0

  172,2

  507,8

  3629,0

  Техническое

  2007-2009

  12961,7

  715,6

  881,24

  11364,9

  перевооружение

  2007

  2392,74

  160,0

  217,44

  2015,3

  сельскохозяйственного

  2008

  2914,0

  172,8

  210,9

  2530,3

  производства

  2009

  3452,0

  185,0

  219,8

  3047,2

  Развитие пищевой и

  2007-2009

  10400,6

  123,3

  417,3

  9860,0

  перерабатывающей

  2007

  2281,0

  21,0

  60,0

  2200,0

  промышленности

  2008

  2521,7

  32,0

  109,7

  2380,0

  2009

  2698,8

  34,0

  114,8

  2550,0

  Малые формы

  2007-2009

  4030,4

  286,6

  145,8

  3598,0

  хозяйствования и

  2007

  1659,6

  61,0

  32,6

  1566,0

  сельская кооперация

  2008

  1827,6

  70,4

  35,2

  1722,0

  2009

  267,7

  75,0

  37,7

  155,0

  Социальное развитие

  2007-2009

  2091,5

  262,0

  1129,4

  700,1

  села

  2007

  0

  0

  0

  0

  2008

  694,5

  79,0

  380,0

  235,5

  2009

  627,0

  82,0

  335,0

  210,0

  Институциональные

  2007-2009

  332,5

  0

  92,5

  240,0

  преобразования в

  2007

  92,5

  0

  32,5

  60,0

  сельском хозяйстве

  2008

  120,0

  0

  30,0

  90,0

  2009

  120,0

  0

  30,0

  90,0

  Кадровое обеспечение

  2007-2009

  119,96

  0

  119,96

  0

  агропромышленного

  2007

  21,96

  0

  21,96

  0

  комплекса

  2008

  30,4

  0

  30,4

  0

  2009

  32,7

  0

  32,7

  0

  Консультационное

  2007-2009

  63,8

  5,2

  51,6

  7,0

  обслуживание и

  2007

  14,1

  1,3

  11,7

  1,1

  создание

  2008

  15,3

  1,3

  12,5

  1,5

  инфопространства

  2009

  16,6

  1,3

  13,3

  2,0

  Всего по Программе

  2007-2009

  57461,3

  3043,5

  5359,9

  49057,9

  2007

  12609,4

  631,6

  855,4

  11122,4

  2008

  14974,5

  767,8

  1445,5

  12761,2

  2009

  14321,6

  806,5

  1462,9

  12052,2

  

  26

  Из данных таблицы 2.2. видно, что средства федерального и областного

  бюджета, а также средства внебюджетных фондов направляются на:

  - поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение

  новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных;

  - повышения плодородия почвы и содержание государственных

  мелиоративных систем, проведение мероприятий по охране окружающей

  среды;

  -

  кредитования и страхования в сфере агропромышленного

  производства;

  - компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов,

  дотации на поддержку племенного животноводства и элитного

  семеноводства;

  - поддержку рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и

  продовольствия.

  Конкретные направления и объемы финансирования АПК

  определяются правительством РФ.

  Проведем анализ поступления средств, выделенных из федерального

  бюджета сельхозтоваропроизводителям Нижегородской области на дотации

  и компенсации за 2007-2009 г.г.

  В 2007 году на дотации и компенсации сельхозтоваропроизводителям

  Нижегородской области было предусмотрено выделить из федерального

  бюджета 66670 тыс. рублей. По данным (справкам-расчетам)

  облсельхоздепартамента, потребность в средствах федерального бюджета на

  дотации и компенсации за 2007 год составила 90656,9 тыс. рублей.

  Фактическое финансирование дотаций и компенсаций по Нижегородской

  области в 2007 году произведено в объеме 60918,2 тыс. рублей.

  Погашение задолженности по ссудам и товарным кредитам было

  произведено Минсельхозпродом России по следующим предприятиям:

  • ООО "Нижегородские семена" - 1,2 млн. рублей;

  • ООО "Нижегородский мех ЛТД" - 1,2 млн. рублей;

  

  27

  • ОАО «Борская фабрика ПОШ» - 1,3 млн. рублей;

  • ОАО "Ильиногорское" - 5,1 млн. рублей;

  • всего - 8,8 млн. рублей.

  По состоянию на 01.10.09 г. через зачеты внутри области погашена

  задолженность по ОАО "Ильиногорское" в размере 2,1 млн. рублей, было

  перечислено дополнительно 0,4 млн. рублей; полностью рассчиталось

  ООО "Нижегородские семена" в объеме 1,2 млн. рублей. Эти средства

  направлены на финансирование капитальных вложений. Таким образом, на

  01.11.09 г. 5,1 млн. рублей в облсельхоздепартаменте значатся как

  задолженность по дотациям и компенсациям Минсельхозпрода России.

  В 2008 году на дотации и компенсации сельхозтоваропроизводителям

  Нижегородской области был определен лимит в объеме 38250 тыс. рублей.

  Согласно представленным справкам-расчетам потребность в средствах

  федерального бюджета на дотации и компенсации составила 60501,2 тыс.

  рублей, финансирование произведено в объеме 9051 тыс. рублей, или 23% от

  предусмотренного лимита и 15% от потребности, в том числе денежными

  средствами через УФК по Нижегородской области - в объеме 5440 тыс.

  рублей (т.е. 60 % от общего объема поступивших средств) и зачетом в

  особом порядке на сумму 3611 тыс. рублей.

  В I полугодии 2009 г. области был определен лимит финансирования

  дотаций и компенсаций в объеме 9650 тыс. рублей. Согласно

  представленным справкам-расчетам потребность в средствах федерального

  бюджета на дотации и компенсации составила 21954 тыс. рублей.

  

  В I полугодии 2009 г. было выделено из бюджета 1900 тыс. рублей, или

  19,7 % от предусмотренного лимита и 8,6 % от потребности.

  Анализ объемов финансирования за 2007-2008 годы и 9 месяцев 2009 г.

  показывает,

  что

  даже

  без

  учета

  инфляции

  финансирование

  сельхозтоваропроизводителей по дотациям и компенсациям сократилось в

  2008 году в 6,7 раза по сравнению с 2007 годом. Такая тенденция

  продолжалась и в 2009 году. По оперативным данным на 1 ноября 2009 г.,

  

  28

  дотации и компенсации профинансированы всего в объеме 7580 тыс. рублей,

  что в 8 раз меньше, чем в 2007 году.

  

  По всем финансируемым из федерального бюджета дотациям и

  компенсациям за 2007-2008 годы и I полугодие 2009 г. в

  облсельхоздепартаменте представлены справки-расчеты.

  

  В ходе распределения средств федерального бюджета на

  финансирование

  дотаций

  и

  компенсаций

  по

  районам

  и

  сельхозтоваропроизводителям области в 2007-2008 годах и I полугодии

  2009г. наблюдается неравномерное распределения указанных средств.

  За 2007 год фактически профинансированы компенсации за

  закупленные средства химизации:

  - по Арзамасскому району - на 68,9 % от потребности,

  - по Большеболдинскому - на 88,3 %,

  - по Лукояновскому - на 80,9 %,

  - по Шатковскому - на 60 %;

  - по элитному семеноводству - соответственно на 42,2 %; 83,7 %;

  94,5 %; 21,5 процента.

  Таким образом, прослеживается значительная непропорциональность

  распределения средств федерального бюджета среди районов области.

  Подобная неравномерность имеет место и в 2008 году.

  На

  01.10.09

  г.

  задолженность

  федерального

  бюджета

  сельхозпроизводителям области за приобретенные средства химизации

  составляла 17678,2 тыс. рублей.

  

  Проведем анализ поступления средств федерального бюджета на

  текущее содержание организаций, подведомственных Министерству

  сельского хозяйства России.

  В 2007-2009 годах Минсельхозом России по статье "Текущие расходы"

  финансируются следующие организации и предприятия:

  - Государственная инспекция по карантину растений,

  - инспектура по испытанию и охране селекционных достижений,

  

  29

  - Волго-Вятский зональный филиал нормативно-исследовательской

  станции Роснисагропрома,

  - ООО "Нижегородмежхозлес",

  - Нижегородская областная станция защиты растений,

  - ФГУ центр агрохимической службы "Нижегородский",

  - управление по охране, контролю и регулированию использования

  охотничьих животных Нижегородской области,

  - ФГУ по мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения

  Нижегородской области "Нижегородоблмелиоводхоз",

  - ОАО "Нижегородскпчелопром",

  - ООО «Нижегородрыбхоз».

  В 2007 году на текущее содержание организаций Нижегородской

  области, подведомственных Минсельхозу России и финансирующихся за

  счет средств федерального бюджета, планировалось выделить 16179 тыс.

  рублей. Фактически финансирование составило 15590 тыс. рублей, или 96,4

  процента.

  В 2008 году на текущее содержание организаций, подведомственных

  Минсельхозу России, было предусмотрено выделить из федерального

  бюджета 15860 тыс. рублей, фактически профинансировано в объеме 14310

  тыс. рублей, или на 90,2 процента.

  В 2009 году на текущее содержание подведомственных Минсельхозу

  России организаций предусмотрено выделить из федерального бюджета

Информация о работе Финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области)