Финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс
является одной из важнейших отраслей экономики любого государства.
Он производит жизненно необходимую человеку продукцию: основные
продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.
Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию
сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию
шестидесяти отраслям промышленности.
Несмотря на то, что за последние несколько лет состояние
агропромышленного комплекса России изменилось: вырос объем инвестиций
российского и иностранного происхождения, повысилась средняя
рентабельность и увеличилась доля прибыльных предприятий, в условиях
развивающегося финансово-экономического кризиса, темпы роста
агропромышленного комплекса России начали снижаться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Агропромышленный комплекс в системе региональной
экономики………………………………………………………………………...5
1.1. Состав и структура агропромышленного комплекса
Российской Федерации…………………………………………………….5
1.2. Государственная программа развития сельского хозяйства……......9
Глава 2. Анализ финансирования агропромышленного комплекса
Нижегородской области……………………………………………………….17
2.1. Оценка финансово-экономического состояния
агропромышленного комплекса Нижегородской области……………17
2.2. Анализ источников финансирования агропромышленного
комплекса Нижегородской области …………………………………….25
Глава 3. Предложения по совершенствованию финансирования
агропромышленного комплекса Нижегородской области………………..35
3.1. Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской
области……………………………………………………………………..35
3.2. Мероприятия по финансовому оздоровлению
агропромышленного комплекса………………………………………….39
3.3. Совершенствование кредитования предприятий
агропромышленного комплекса………………………………………….43

Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

15___.docx

— 226.88 Кб (Скачать файл)

  кредита банк изучает кредитную историю заявителя и проводит

  комплексный анализ финансового состояния организации:

  • финансовой устойчивости;

  

  44

  • финансовой зависимости;

  • платежеспособности;

  • кредитного риска.

  По результатам анализа определяется лимит краткосрочного кредита

  для выдачи данному хозяйству.

  Платежеспособным хозяйствам с хорошей кредитной историей кредит

  предоставляется без посредников. Залоговым обеспечением служит

  ликвидная часть оборотных средств: скот на откорме, продукция на складе

  (зерно и другая продукция), ожидаемый урожай и т. п.

  Для неплатежеспособных сельхозпроизводителей кредиты будут

  предоставляться

  через

  посредников,

  которыми

  выступают

  перерабатывающие предприятия (молочный завод, мясокомбинат и др.).

  Особенностью

  этой

  схемы

  кредитования

  является

  заключение

  трехстороннего кредитного договора, где гарантом возврата банку заемных

  средств выступают перерабатывающие предприятия. Непосредственный

  заемщик

  (сельскохозяйственная

  организация)

  возвращает

  кредит

  перерабатывающему предприятию продукцией (молоком, скотом и др.).

  Недостатком этой схемы кредитования для сельскохозяйственных

  организаций является то, что в трехстороннем кредитном договоре

  перерабатывающие предприятия стремятся закрепить свой экономический

  интерес: получить завышенную плату за предоставленные услуги, указать

  закупочную цену на продукцию значительно ниже рыночных. В связи с этим

  Правительству области необходимо разработать механизм защиты интересов

  сельхозтоваропроизводителей в подобных ситуациях.

  При предоставлении краткосрочных кредитов коммерческими банками

  одна вторая процентной ставки за кредит возмещается из областного

  бюджета.

  Кредитование и финансирование затрат на приобретение техники и

  оборудования.

  

  45

  В целях стимулирования приобретения техники и оборудования

  сельскохозяйственным организациям будет возмещаться из областного

  бюджета 20% стоимости приобретаемой энергоемкой и ресурсосберегающей

  техники. Если сельскохозяйственная организация для приобретения

  указанной техники использует кредиты коммерческих банков, то областной

  бюджет возмещает 50% ставки за кредит.

  Достоинством этого варианта является удешевление приобретаемой

  покупателем техники. Недостаток заключается в снижении покупательной

  способности сельскохозяйственных организаций и в уменьшении количества

  приобретаемой техники.

  Лизинг техники и оборудования.

  Сельскохозяйственные товаропроизводители, использующие лизинг,

  получают возможность пользоваться необходимым имуществом без

  единовременной мобилизации на эти цели собственных средств. При этом,

  поскольку рост цен на технику значительно затруднил её покупку, для

  многих хозяйств области лизинг стал важной формой приобретения новой

  техники. Предприятия – производители, поставщики сельскохозяйственной

  техники посредством лизинга значительно расширяют сбыт своей

  продукции. Для банков и лизинговых компаний лизинг, как вид аренды, при

  котором имущество до конца срока контракта остаётся в собственности

  арендодателя, обеспечивает повышенные гарантии инвестируемых средств.

  Для расширения лизинговых операций в Нижегородской области с

  целью увеличения поставок техники и оборудования предприятиям

  агропромышленного комплекса необходимо:

  

  - создание лизингового фонда агропромышленного комплекса

  Нижегородской области;

  - учреждение одной или нескольких специализированных лизинговых, а

  также привлечение уже действующих лизинговых компаний.

  Формирование лизингового фонда агропромышленного комплекса

  Нижегородской области должно происходить на основе использования

  

  46

  специально выделяемых на эти цели средств федерального и областного

  бюджетов, а также привлечения финансовых средств, предприятий –

  поставщиков машиностроительной продукции, банков, лизинговых

  компаний, бюджетов районов Нижегородской области и вкладов

  предприятий агропромышленного комплекса. Вклады лизинговых компаний

  могут быть заменены требованием привлечения ими собственных и заёмных

  средств, для лизинговых операций с предприятиями агропромышленного

  комплекса. Для участников фонда должны быть предусмотрены льготные

  условия: первоочередное рассмотрение заявок, пониженные процентные

  ставки и т.д.

  В зависимости от объёма привлечённых средств фонд может

  осуществлять работу по двум направлениям:

  - непосредственное кредитование лизинговых операций под льготный

  процент (10% годовых);

  - погашение части процентной ставки по привлечённым лизинговыми

  компаниями кредитам.

  Основными субъектами лизинговых операций в агропромышленном

  комплексе с участием фонда являются: предприятия агропромышленного

  комплекса

  (лизингополучатели),

  лизинговые

  компании,

  банки,

  производители машиностроительной продукции и их дилеры, страховые

  компании, областные и муниципальные продовольственные фонды.

  Для осуществления лизинговой деятельности фонд привлекает на

  конкурсной основе лизинговые компании, имеющие опыт работы с

  предприятиями агропромышленного комплекса.

  При фонде будет создан расчётный центр, позволяющий проводить

  взаимные расчёты федеральных, региональных и муниципальных

  продовольственных фондов за поставляемую им сельскохозяйственными

  предприятиями продукцию в счёт погашения лизинговых платежей.

  Лизинговым компаниям рекомендуется создание внутренних, структурных

  подразделений, занимающихся сбытом сельскохозяйственной продукции,

  

  47

  поступающей в качестве лизинговых платежей.

  Субъекты лизинговых операций должны иметь свободу в выборе

  условий взаимодействия в отношении стоимости объекта лизинга, сроков

  договора, графиков платежей и т. д. Однако к ним будут предъявляться

  следующие требования:

  - средства фонда выделяются лизинговым компаниям на принципах

  срочности, возвратности и платности. Риск неплатежей лизингополучателей

  полностью возлагается на лизинговые компании;

  - предприятия агропромышленного комплекса – вкладчики фонда

  должны иметь преимущественные права на получение лизинговых услуг на

  льготных условиях (кредит под 10% годовых);

  - лизингополучатели должны иметь право в любой из сроков

  погашения задолженности осуществлять платежи в форме поставок своей

  продукции в областной и муниципальные продовольственные фонды;

  - максимальная ставка комиссионного вознаграждения лизингодателю

  не должна превышать 3%;

  - минимальный срок лизинговых договоров ограничивается 2 годами,

  максимальный – 75% от срока эксплуатации техники оборудования;

  - после окончания срока лизингового договора право собственности на

  имущество передаётся лизингополучателю;

  - в качестве обеспечения сделки лизингодатель вправе требовать от

  лизингополучателя залога имущества, гарантии и поручительства третьих

  лиц (в том числе и местных администраций), страхование урожая, уплаты

  первоначального взноса и т. д.;

  - объектом лизинга может быть продукция сельскохозяйственного

  машиностроения и племенной скот;

  - стоимость объекта лизинга в течение срока договора не

  индексируется в связи с инфляцией;

  

  48

  - фонд лизинга в агропромышленном комплексе Нижегородской

  области должен иметь право контроля за целевым использованием

  выделяемых средств.

  Практика лизинга показывает, что распределение платежей по годам в

  течение 4-х летнего контракта происходит: 33,3%, 25%, 21,8% и 19,9%. Эти

  данные позволяют спланировать лизинговые платежи сельхозпредприятий по

  годам, определить размер средств, вкладываемых в фонд лизинга. В таблице

  3.1 представлен расчет ежегодных вложений в фонд лизинга и возможное

  приобретение техники.

  Таблица 3.1.

  Расчет вложений в Фонд лизинга агропромышленного комплекса

  Нижегородской области и возможное приобретение техники

  

  Показатели

  2010 год

  2011 год

  2012 год

  1. Расчетный амортизационный фонд, млн. рублей

  723

  1282,3

  1833,5

  2. Прибыль, направленная на восстановление машинно-

  516,0

  800,0

  1188,0

  тракторного парка, млн. рублей

  3. Платежные возможности сельскохозяйственных

  885,0

  1487,3

  2158,2

  предприятий, млн. рублей (п.1+п.2)/1,4

  4. Платежи по договорам прошлых лет,

  -

  594,3

  1115,4

  млн. рублей

  5. Возможный объем лизинговых договоров на сумму

  2701,2

  2706,0

  3160,0

  (п.3-п.4)/33%, млн. рублей

  6. Размер вложений в лизинговый фонд, млн. рублей

  1173,9

  1176,0

  1373,3

  7. Балансовая стоимость приобретенной техники

  1929,4

  1932,8

  2257,0

  (п.5/1,4), млн. рублей

  в том числе: тракторов (п.7/2,8), млн. рублей

  689,0

  690,0

  806,0

  сельхозмашин (п.8*1,0), млн. рублей

  689,0

  690,0

  806,0

  8. Стоимость 1 трактора ДТ-75, тыс. рублей

  350,0

  420,0

  504,0

  9. Поступление тракторов по лизингу, штук (п.8/п.10)

  1968,0

  1642,0

  1599,0

  10. Наличие тракторов на конец года, штук

  13734,0

  14046,0

  14313,0

  

  За 3 года сельскохозяйственные предприятия могут заключить

  договоров лизинга на общую сумму 8567,2 млн. рублей. Это позволит

  остановить резкое сокращение машинно-тракторного парка, имевшее место в

  прошедшее десятилетие. Количество тракторов на конец 2012 года

  прогнозируется в количестве 14313 единиц. Для этого, начиная с 2010 года, в

  

  49

  фонде лизинга необходимо предусмотреть ежегодные вложения в размерах:

  1174 млн. рублей, 1176 млн. рублей, 1373 млн. рублей. Общий размер

  вложений за 3 года составит 3723 млн. рублей.

  Расчётный амортизационный фонд за счёт использования ускоренной

  амортизации увеличится в 2,5 раза. Однако для того чтобы заключить

  указанный объём лизинговых договоров, сельхозпредприятия должны

  направлять на восстановление в 2010 году – 516 млн. рублей; в 2011 году–

  800 млн. рублей и в 2012 году – 1188 млн. рублей прибыли.

  Долгосрочное кредитование затрат на формирование недвижимого

  имущества.

  Объектами кредитования затрат на формирование недвижимого

  имущества являются приобретение земельных участков, земельных долей и

  имущественных паев, коренное улучшение земель, посадка многолетних

  насаждений, строительство, реконструкция и модернизация зданий,

  строений, сооружений и других объектов производственной инфрастуктуры.

  Основной формой станет ипотечное кредитование сельскохозяйственных

  товаропроизводителей.

  Многолетняя практика кредитования без гарантий возврата средств

  убедительно показала свою ущербность. Заемные средства часто

  используются неэффективно или не возвращаются кредитору, провоцируя

  заемщика на безответственное поведение в сфере экономических отношений.

  Поэтому предоставление долгосрочных кредитов будет осуществляться под

  гарантии заемщика, то есть под залог недвижимого имущества,

  находящегося в его собственности.

  Необходимо включать в ипотечный процесс землю. В Нижегородской

  области сельскохозяйственные угодья в оценке по установленной

  нормативной цене стоят 19 млрд. рублей. Если принять залоговую стоимость

  в размере 70% от нормативной цены, а размер кредита 70% от залоговой

  стоимости, то его сумма составит 9,5 млрд. рублей. Кроме того, другое

  недвижимое имущество (здания, сооружения) стоит 13 млрд. рублей с

  

  50

  кредитным ресурсом 6,3 млрд. рублей. Общая сумма кредитного ресурса

  составляет 15,8 млрд. рублей. Даже 20% этой суммы было бы достаточно для

  наращивания

  недвижимого

  имущества

  в

  сельскохозяйственных

  организациях.

  Правительством области будет подготовлен соответствующий

  нормативный правовой акт, регулирующий ипотечное кредитование

  сельскохозяйственных товаропроизводителей. В его основу будут положены

  следующие принципы:

  - организация Правительством Нижегородской области конкурса на

  право выдачи кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям под

  залог земли и другого недвижимого имущества;

  - утверждение перечня объектов ипотечного кредитования;

  - содействие Правительства Нижегородской области созданию

  кооперативных кредитных учреждений, фондов взаимного кредитования,

  обществ мелкого ипотечного кредита;

  - определение размера предоставляемого кредита исходя из стоимости

  залога земельного участка в оценке по кадастровой (рыночной) или

  нормативной цене земли, а также остаточной стоимости другого

  недвижимого имущества;

  - в договоре о залоге (ипотеке) земельного участка и другого

  недвижимого имущества не может предусматриваться его передача

  кредитору в собственность по основному обязательству;

  - кредит предоставляется частями по этапам работ путем безналичного

Информация о работе Финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области)