Финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс
является одной из важнейших отраслей экономики любого государства.
Он производит жизненно необходимую человеку продукцию: основные
продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.
Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию
сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию
шестидесяти отраслям промышленности.
Несмотря на то, что за последние несколько лет состояние
агропромышленного комплекса России изменилось: вырос объем инвестиций
российского и иностранного происхождения, повысилась средняя
рентабельность и увеличилась доля прибыльных предприятий, в условиях
развивающегося финансово-экономического кризиса, темпы роста
агропромышленного комплекса России начали снижаться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Агропромышленный комплекс в системе региональной
экономики………………………………………………………………………...5
1.1. Состав и структура агропромышленного комплекса
Российской Федерации…………………………………………………….5
1.2. Государственная программа развития сельского хозяйства……......9
Глава 2. Анализ финансирования агропромышленного комплекса
Нижегородской области……………………………………………………….17
2.1. Оценка финансово-экономического состояния
агропромышленного комплекса Нижегородской области……………17
2.2. Анализ источников финансирования агропромышленного
комплекса Нижегородской области …………………………………….25
Глава 3. Предложения по совершенствованию финансирования
агропромышленного комплекса Нижегородской области………………..35
3.1. Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской
области……………………………………………………………………..35
3.2. Мероприятия по финансовому оздоровлению
агропромышленного комплекса………………………………………….39
3.3. Совершенствование кредитования предприятий
агропромышленного комплекса………………………………………….43

Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

15___.docx

— 226.88 Кб (Скачать файл)

  бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

  

  9

  1.2. Государственная программа развития сельского хозяйства

  

  Основные направления развития агропромышленного комплекса

  России определены Государственная программой развития сельского

  хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья

  и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа), которая

  разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии

  сельского хозяйства" [2].

  Программа определяет цели, задачи и основные направления развития

  сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации

  предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

  Целями Программы на 5-летний период являются:

  - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и

  уровня жизни сельского населения;

  -повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной

  продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации АПК;

  - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном

  производстве земельных и других природных ресурсов.

  В результате реализации Программы базовые показатели социально-

  экономического развития сельского хозяйства должны существенно

  улучшиться. Их динамика представлены в таблице 1.1.

  Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста

  социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на

  период до 2012 года являются:

  -улучшение

  финансового

  положения

  сельскохозяйственных

  товаропроизводителей и их материально-технической базы;

  -повышение

  платежеспособности

  сельскохозяйственных

  товаропроизводителей;

  -создание

  условий

  сельскохозяйственным

  и

  другим

  товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в

  модернизацию и техническое перевооружение производства и т.д.

  Таблица 1.1

  Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы

  

  

  Показатели

  Единица измерения

  2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

  

  

  

  

  

  

  

  

 1.

  Индекс производства продукции сельского хозяйства

  в процентах к

  103,8

  103,9

  104,1

  104,1

  104,1

  в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

  предыдущему году

 2.

  Индекс производства продукции животноводства в

  -"-

  104,8

  105,1

  105,1

  105

  105,1

  хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

  

 3.

  Индекс производства продукции растениеводства в

  -"-

  102,9

  102,8

  103,1

  103,1

  103,1

  хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

 4.

  Индекс физического объема инвестиций в основной

  -"-

  115

  110,6

  110,2

  108,5

  107,1

  капитал сельского хозяйства

 5.

  Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в

  рублей на члена

  7085

  8928

  10388

  11121

  11821

  сельской местности

  хозяйства в месяц

 6.

  Доля российского производства в формировании

  

  

  

  

  

  

  ресурсов:

  

  мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)

  процентов

  61,1

  63,5

  65,7

  68,1

  69,6

  

  молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)

  -"-

  78,3

  79,2

  79,9

  80,4

  81,1

 7.

  Коэффициент обновления основных видов

  

  

  

  

  

  

  сельскохозяйственной техники в

  сельскохозяйственных организациях:

  

  тракторы

  -"-

  5,2

  6,6

  8

  9,2

  10,3

  

  комбайны зерноуборочные

  -"-

  7,4

  8,6

  10,4

  11,5

  13

  

  комбайны кормоуборочные

  -"-

  11,8

  12,8

  12,4

  12

  11,6

 8.

  Энергообеспеченность сельскохозяйственных

  л.с.

  134

  145

  152

  161

  168

  организаций на 100 га посевной площади (суммарная

  номинальная мощность двигателей тракторов,

  комбайнов и самоходных машин)

 9.

  Индекс производительности труда в хозяйствах всех

  в процентах к

  104,8

  104,9

  105,2

  105,2

  105,2

  категорий

  предыдущему году

  За период реализации настоящей Программы предполагается

  стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве. Средняя

  рентабельность будет находиться на уровне 10 процентов, а доля убыточных

  хозяйств не должна превысить 30 процентов.

  Целью осуществления мероприятий по повышению доступности

  кредитов

  является

  повышение

  финансовой

  устойчивости

  сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств,

  включая

  индивидуальных

  предпринимателей,

  и

  организаций,

  осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку

  сельскохозяйственной продукции [2]..

  Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу

  привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных

  кредитных

  потребительских

  кооперативов

  сельскохозяйственными

  организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая

  индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими

  первичную

  и

  последующую

  (промышленную)

  переработку

  сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств,

  обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и

  молока.

  Государственная

  поддержка

  осуществляеться

  посредством

  предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам

  субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на

  уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными

  организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая

  индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских

  (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения

  финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и

  организациями

  независимо

  от

  организационно-правовой

  формы,

  осуществляющими первичную и последующую (промышленную)

  переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных

  

  12

  организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных

  потребительских кооперативах, в размере двух третьих ставки

  рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской

  Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но

  не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

  По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января

  2010 г., возмещение части затрат на уплату процентов предполагается

  осуществлять в пределах двух третьих, но не менее одной второй ставки

  рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской

  Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но

  не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

  Финансирование мероприятий Программы за счет средств

  федерального бюджета предполагается осуществлять при условии

  финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах

  одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального

  банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора

  кредита (займа), а по кредитам и займам, оформленным после 1 января

  2010 г., в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки

  рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской

  Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).

  Субсидии предполагается предоставлять на возмещение части затрат на

  уплату процентов по следующим видам кредитов (займов):

  - краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года

  сельскохозяйственным

  организациям,

  крестьянским

  (фермерским)

  хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение

  горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта

  сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и т.д.;

  - инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет

  сельскохозяйственным организациям и организациям независимо от

  организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и

  

  13

  последующую

  (промышленную)

  переработку

  сельскохозяйственной

  продукции, крестьянским хозяйствам, на приобретение оборудования,

  племенной продукции, специализированного транспорта, спецтехники и т.д..

  Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой

  устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост

  производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции,

  производимой крестьянскими и личными подсобными хозяйствами, и

  повышение доходов сельского населения.

  Для достижения указанных целей необходимо решить следующие

  задачи:

  -обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских

  хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;

  -развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;

  -создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских

  кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной

  продукции;

  -повышение доходов сельского населения.

  Государственную

  поддержку

  осуществляется

  посредством

  предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам

  субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на

  уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных

  организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных

  потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами,

  гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными

  потребительскими кооперативами, созданными в соответствии с

  Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также

  сельскохозяйственными

  товаропроизводителями

  на

  развитие

  несельскохозяйственных видов деятельности.

  Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по

  кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам,

  

  14

  полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских

  кооперативах

  личными

  подсобными

  хозяйствами,

  крестьянскими

  (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими

  кооперативами, предполагается предоставлять субъектам Российской

  Федерации на условиях их финансирования за счет средств бюджетов

  субъектов Российской Федерации в размере не менее 5 процентов ставки

  рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской

  Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).

  Указанные субсидии предоставляются в размере не менее 95 процентов

  ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской

  Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но

  не более их фактических затрат по следующим видам кредитов (займов):

  - для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:

  • на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов,

  запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной

  техники и животноводческих помещений и т.д.;

  • на срок до 5 лет - на приобретение сельскохозяйственных животных,

  сельскохозяйственной малогабаритной техники и т.д.;

  - для крестьянских (фермерских) хозяйств:

  • на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов,

  запасных частей и материалов для ремонта сельскохозтехники и т.д.;

  • на срок до 8 лет - на приобретение сельскохозяйственной техники и

  оборудования, строительство и модернизацию хранилищ и т.д.;

  - для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

  • на срок до 2 лет - на приобретение материальных ресурсов для

  проведения сезонных сельскохозяйственных работ и т.д. (не превышает

  15 млн. рублей на один кооператив);

  • на срок до 8 лет - на приобретение техники и оборудования и т.д. (не

  превышает 40 млн. рублей на один кооператив).

  

  15

  Реализация мер по развитию малых форм хозяйствования на селе

  осуществляется в том числе посредством предоставления кредитов

  крестьянским

  (фермерским)

  хозяйствам,

  сельскохозяйственным

  потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное

  хозяйство,

  открытым

  акционерным

  обществом

  "Российский

  сельскохозяйственный банк". В этих целях предусматривается осуществить

Информация о работе Финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области)