Федеральный бюджет Российской Федерации его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций, рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета; определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества в условиях кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета………………………..6
1.1 Экономическая сущность бюджета его функции,
бюджетное устройство…………………………………………………….…...6
1.2 Роль государственного бюджета как финансовой базы
социально-экономического развития общества……………………………..10
1.3 Источники формирования и направления расходования
государственного бюджета……………………………………………………13
2 Анализ параметров социально-экономического развития Российской
Федерации на современном этапе …………………………………………….18
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2010-2012 гг.,
характеристика его социальной направленности…………………………….18
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально-
экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах…….....22
2.3 Межбюджетные отношения: современная ситуация,
проблемы и пути их преодоления………………………………………….….27
3 Проблемы сбалансированности бюджета Российской Федерации и пути их
преодоления на современном этапе …………………………………………..30
3.1 Развитие социальной и экономической сферы в РФ …………………....30
3.2 Экономическая тенденция федерального бюджета……………………...34
3.3 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента
восстановления сбалансированности бюджета………………………………40
Заключение…………………………………………………………………….…..45
Библиографический список……………………………………………………....47

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 155.68 Кб (Скачать файл)

    Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Ковалева В.В. Финансы: учеб. - 2е изд. - М.:ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспет,2010

 

Бюджетные расходы это  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы  по следующим направлениям:

a. расходы федерального  бюджета;

б. расходы бюджетов субъектов РФ;

в. расходы местных бюджетов;

Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:

- обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального собрания  РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов,  другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной  судебной системы;

- осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

- государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

- государственная поддержка  атомной энергетики;

- ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование  космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

- формирование федеральной  собственности;

- обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

- компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

- проведение референдумов  и выборов РФ;

- федеральная инвестиционная  программа;

- обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

- финансовая поддержка  субъектов РФ;

- федеральный статистический  учет; Мысляева И.М.Государственные  и муниципальные финансы: 

    Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

    Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2010 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2011) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2012 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2010 году.

    Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2012 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2010 году на 7,83 млрд. руб. . К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.

    Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

    Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2012 он займет второе место. На 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона. Оба эти раздела наращивают финансирование.

    Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2010 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2012 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям.     

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его  финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2010 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2012 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел Межбюджетные трансферты).

Менее финансируемые разделы  федерального бюджета, удельный вес  которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды. Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в  структуре расходов в 2011 и 2012 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2. Анализ параметров социально-экономического развития     Российской Федерации в современных условиях и на   перспективу. 
 
    2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2010-2012 гг., характеристика его социальной направленности. 
 
    В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджета состоит из одиннадцати разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов [3,ст.21].  Расходы федерального бюджета на 2010- 2012 гг. представлены в приложении А. 
    Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2010 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в 2011 году он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2010 году. На  рисунке 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.  
   
 
 
Рисунок 2 - Межбюджетные трансферты в относительном выражении. 
 
    Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.  
    По вопросам национальной экономики в 2010 году сумма составила  702,32 млрд. руб., в 2012 он снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%., а в 2011 этот показатель составит 789,62 млрд. руб. 
    К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.  
    Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.  
    В 2012 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы. Оба эти раздела наращивают финансирование.  
    Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2010 году составил 4,68 %.  В динамике этот показатель падает,  в 2011 году  он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной  платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест. 
    Раздел социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно приложению А показатель наращивает свой потенциал, в 2010 году поступлений из федерального бюджета было на сумму 270,86 млрд. руб., к 2012 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.  
 
Таблица 1- Состав и структура статьи «социальная политика»

 
Подразделы

 
        Проект бюджета

 
2010

 
2011

 
2012

 
Пенсионное  обеспечение

 
80,3

 
81,7

 
80,6

 
Социальное  обслуживание населения

 
1,5

 
1,3

 
1,3

 
Социальное  обеспечение населения

 
17,8

 
16,7

 
17,8

 
Прикладные научные исследования в области социальной политики

 
 
 
0,1

 
 
 
0,0

 
 
 
0,0

 
Другие вопросы в области социальной политики

 
 
 
0,4

 
 
 
0,3

 
 
 
0,3

 
Итого по разделу 

 
100,0

 
100,0

 
100,0


 
 
    Доля пенсионного обеспечения составляет 80%  в общем объеме данного раздела.  В соответствии с этой таблицей показатель колеблется, в 2011 году он увеличивается на 1,4 %, а в 2012 снизится на 0,9% . По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий,  ростом численности пенсионеров,   увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате. 
     Согласно выше сказанному,  доля социального обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2004-2012 годы. 
    Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е.  с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.  
    В 2010 году объем расходов по данному разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2011 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2012 году на 39,5% . 
    В соответствии с бюджетной устройством РФ, за каждым уровнем бюджетной системы закреплены полномочия за федеральными    органами – оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам.  
     За органами государственной власти субъектов РФ-оказание   специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта.  
    К полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также  обеспечения условий для развития на территории районов, поселений и городских округов физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. 
    Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц -  медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» - проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2008 - 2012 годы». 
 
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год  планового периода. [3, ст.199] 
 
Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ. 

 

 
        2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на            социально- экономическое развитие Российской Федерации в   2010-2012 годах. 
 
    Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. 
    В условиях мирового финансового кризиса Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства. 
    Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.  
    В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2010 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.  
    На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан. Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии. Динамика расходов федерального бюджета к ВВП отражена в таблице 2. 
 
Таблица 2 - Динамика расходов федерального бюджета в % к ВВП

Информация о работе Федеральный бюджет Российской Федерации его роль в развитии экономики и социальной сферы