Федеральный бюджет Российской Федерации его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций, рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета; определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества в условиях кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета………………………..6
1.1 Экономическая сущность бюджета его функции,
бюджетное устройство…………………………………………………….…...6
1.2 Роль государственного бюджета как финансовой базы
социально-экономического развития общества……………………………..10
1.3 Источники формирования и направления расходования
государственного бюджета……………………………………………………13
2 Анализ параметров социально-экономического развития Российской
Федерации на современном этапе …………………………………………….18
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2010-2012 гг.,
характеристика его социальной направленности…………………………….18
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально-
экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах…….....22
2.3 Межбюджетные отношения: современная ситуация,
проблемы и пути их преодоления………………………………………….….27
3 Проблемы сбалансированности бюджета Российской Федерации и пути их
преодоления на современном этапе …………………………………………..30
3.1 Развитие социальной и экономической сферы в РФ …………………....30
3.2 Экономическая тенденция федерального бюджета……………………...34
3.3 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента
восстановления сбалансированности бюджета………………………………40
Заключение…………………………………………………………………….…..45
Библиографический список……………………………………………………....47

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 155.68 Кб (Скачать файл)

Достигнутые результаты позволили  заложить в закон «О федеральном бюджете на 2010 год» значительный рост расходов в реальном выражении по большинству ключевых направлений государственной политики.

Радикальные меры запланированы и  на 2012 г., когда предполагается снизить среднюю ставку единого социального налога на 5% эффективной ставки, что равнозначно снижению налоговой нагрузки еще на 0,5 процента ВВП. Именно такая разумная налоговая политика, а не бюджетные вливания в экономику, обеспечит наиболее эффективную поддержку национальной экономики.

Отличительной особенностью нынешнего  этапа налоговой реформы является то, что он проводится полностью за счет федерального бюджета. Потери региональных бюджетов при отмене налога с продаж составят 62 млрд. руб., а сумма от передаваемых налогов с федерального уровня на уровень субъектов Федерации составит 69 млрд. руб., в результате доля территориальных бюджетов в консолидированном бюджете страны, с учетом этих налоговых новаций увеличится, возрастет с 41 до 44%. А доля субъектов Федерации в общих расходах с учетом федеральной помощи, предоставляемой бюджетам регионов, повысится до 52%

За счет централизации неравномерных  доходов из добывающих регионов, с учетом регионов-доноров, обеспечиваются более равномерные доходы субъектов Федерации в целом. Эти доходы теперь составят до 44% доходов региональных бюджетов в консолидированном бюджете страны. Доходы федерального бюджета сокращаются на 0,6% ВВП, с 18,5 до 17,9%, непроцентные расходы сокращаются на 1%, с 13,3 до 12,3% ВВП. Общий прирост непроцентных расходов ограничен 304 млрд. руб., то есть на 15% относительно уровня 2010 г. Это позволит сконцентрировать расходы на приоритетных направлениях.

Важная задача, которую поставил перед нами Президент, — это повышение  устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Это также непосредственно связано с экономическим ростом.

Состояние государственных финансов влияет на множество факторов и условий экономического роста — темпы инфляции, валютный курс, доступность заемных ресурсов для экономики по более низким процентным ставкам. Страна, бюджет которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, не может рассчитывать на устойчивое экономическое развитие. В связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета Российской Федерации.

Сегодня на 35% доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от нефти, нефтепродуктов и газа. Только нефть обеспечивает 13% доходной бюджетной системы страны, а для (федерального бюджета даже еще выше — 18%. Изменение цены на нефть на 1 доллар означает изменение доходов консолидированного бюджета на 59 миллиардов, из них на 45 — для федерального бюджета. То есть, если цена на нефть снизится до 15-16 дол., как это было в середине 90-х годов, то для исполнения такого бюджета, как в 2010 г., не хватит 200 млрд. руб. Поэтому необходимо сохранять и накапливать Стабилизационный фонд для предотвращения таких ситуаций. Когда в 1998 г. цена на нефть упала до 12 дол. за баррель в среднем, страна столкнулась с проблемой девальвации и дефолта. Стабилизационный фонд навсегда обезопасит от таких ситуаций.

В 2004 г. Стабилизационный фонд пополнится на сумму в 83,4 млрд. руб. Общий прогноз  цены на нефть — 22 доллара за баррель, в расчете бюджета была заложена цена — 20 дол. за баррель. Разница между 20 и 22 поступит в Стабилизационный фонд. Кроме того, в Стабилизационный фонд предполагается зачислить частично или полностью остатки средств федерального бюджета, в том числе средства финансового резерва, на конец 2009 г.

Само наличие Стабилизационного  фонда способствует повышению суверенного рейтинга, снижению процентных ставок заимствований частным сектором в Российской Федерации, что оборачивается выигрышем для всей экономики.

В 2010 г. ожидается около 2400 млрд. руб. инвестиций за счет всех источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. Важная задача — сохранить прирост этих инвестиций в тех темпах, которые обеспечивались в 2009 г.

Уровень инфляции в 2010 г. должен снизиться  до 4.2%, (в 2000 г.- 20%). В 2012 г. инфляция составит 3,5%, а к 2008 г. можно прийти к уровню, не превышающему 3%, т.е. Россия будет жить как цивилизованные страны, цены не будут расти, как сейчас, включая тарифы естественных монополий.

В ближайшие три года нужно также  провести реструктуризацию бюджетного сектора. Это включает существенное увеличение эффективности за счет изменения форм бюджетных учреждений, планирования результатов их деятельности.

Преодоление бедности — задача, которую  поставил президент, — достигается  результатами проводимой экономической политики. За последние четыре года реальные доходы населения — это доходы за вычетом инфляции — возросли на 40% и в 2004 г. возрастут еще на 8%. Число граждан, проживающих ниже черты бедности, за последние три года сокращено с 27% до 20,5%. Этот процесс продолжится и в 2004 г.

В 2010 г. бюджеты субъектов Российской Федерации увеличатся на 451 млрд. руб., что означает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб. прироста доходов 108 млрд. руб. будут направлены на самые необходимые расходы: 90 млрд. руб. — на прирост заработной платы и 18 млрд. руб. — на индексацию всех необходимых расходов, связанных с медикаментами, продовольствием, коммунальными услугами и прочим. В результате в Российской Федерации только в 15-20 субъектах может сложиться дефицит по выплате заработной платы, в связи с чем Правительство предусмотрело соответствующие резервы в федеральном бюджете, которые позволят решить и эту проблему.

Общий уровень заработной платы в бюджетном секторе в 2010 г. составит 65% от уровня средней заработной платы в промышленности (в 2008 г. — 50%, в 2009 г. — 60%). Также продолжится рост расходов на социальную политику, на целый ряд социальных программ. В частности, на социальную помощь — на 20,9%, социальное обеспечение службы занятости — на 15%.

Среди важнейших приоритетов, которые  назвал Президент, — обеспечение национальной обороны и безопасности. Здесь также обеспечивается приоритетный прирост расходов на национальную оборону — на 19%, что выше уровня инфляции. Третий год подряд, включая и 2010 г., объем оборонного заказа наращивается на 1 млрд. дол. Это позволит обеспечить соответствующие закупки техники, ремонт подводных лодок, самолетов и т.д. Этих средств вполне достаточно для того, чтобы обеспечить надежность всех механизмов, применяемых в Вооруженных Силах. Сегодня ставится также задача увеличения прозрачности расходов силовых структур.

Продолжается сокращение государственного долга. В 2010 г. он снизится до 3% ВВП, что, конечно, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверие к российскому бизнесу. Как результат — одно из ведущих международных рейтинговых агентств поставило Россию в десятку самых привлекательных инвестиционных стран мира — на восьмое место.

Бюджет 2010 г. является бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Такого прироста возможностей страны более чем за 15 последних лет не было.

Вся структура бюджета, все его  конкретные элементы направлены на достижение основных показателей экономического роста, повышение уровня жизни, реальных доходов населения. Реальность выполнения поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета на 2010 г. Его успешное выполнение — залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.

 

 
          3.3 Возможные меры бюджетной политики,        как  инструмента восстановления сбалансированности бюджета. 
 
    Бюджетная политика является важным направлением финансовой политики государства, где играет значительную роль как источник экономического роста и социального развития. Целевые программы являются средством повышения эффективности бюджетной политики как источника экономического роста и социальной стабильности, поэтому необходимо дальнейшее расширение их направленности. 
    Необходимо отметить, что в условиях финансового кризиса был  принят федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010—2011 годов. Также стоит отметить и то, что в бюджете особое внимание уделено антикризисным мерам, а именно: поддержанию финансового сектора, в частности банковского, возвращению утраченных позиций на фондовом рынке и развитию энергетической отрасли. 
    В связи с повышением цен на нефть ситуация с внешним спросом несколько улучшилась. Но ограничения экономического роста со стороны совокупного спроса остаются весьма жесткими. На крайне низком уровне остается инвестиционная активность, узок потребительский спрос на отечественные товары. Вот почему, пусть и с запозданием, государство должно выступить как мощный источник конечного спроса, разрабатывая и финансируя крупные проекты, направленные на развитие инфраструктуры и технологическое обновление производства. При этом решались бы как текущие проблемы стимулирования экономической активности, так и долгосрочные проблемы модернизации российской экономики. 
    При таком подходе потребуется, конечно, внести серьезные изменения в финансово-бюджетную политику государства. 
    В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.  
    До кризиса расходы бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.  
    Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году [23]. 
    После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.  
 
Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.  
   Следует отметить, что при больших объемах дефицита бюджета могут возникнуть определенные затруднения в результате конкуренции государства и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения доступа к кредиту корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных облигаций объемом в 221 млрд.рублей. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно выше доходности ОФЗ. 
    Правительству следует подготовиться к возможному падению цен на нефть и газ и снижению соответствующих нефтегазовых бюджетных доходов путем расширения нефтяной налоговой базы и увеличения соответствующих нефтяных доходов. 
    Для этого потребуется анализ нефтяной налоговой базы, начиная с основных налоговых инструментов, таких как НДС, акцизы и налог на прибыль с тем, чтобы выявить те реальные потери, связанные с различными налоговыми льготами и спецификой бюджетной системы, которая ведет к сужению налоговой базы. В результате такого анализа должны быть выработаны специальные рекомендации по отмене нефтяных налоговых льгот, при этом должен быть сделан расчет влияния такой меры на объемы бюджетных доходов.  
    Правительству следует выявить конкретные функциональные категории неэффективных расходов, которые можно было бы сократить в среднесрочном периоде с тем, чтобы создать возможность повышения расходов по первоочередным направлениям- социальные расходы и инфраструктурные инвестиции. 
    Для этого, в идеале, потребуется проведение систематического ежегодного пересмотра, в рамках ежегодного пересмотра бюджета, определенных категорий государственных расходов с целью выявления возможностей снижения их объемов без снижения качества предоставления услуг. 
    Поддержание бюджетной устойчивости должно оставаться приоритетом политики правительства. 
 
    Правительству следует стремиться к тому, чтобы вернуть нефтяной первичный дефицит на уровень, обеспечивающий бюджетную устойчивость -около 4,7% ВВП, и сохранять его на этом уровне в дальнейшем. Такая политика будет в целом соответствовать фискальному правилу, установленному после 2010 г., но которое не соблюдается в период 2008-2009 гг. при более высоком запланированном нефтяном дефиците. Одним из подходов, автоматически обеспечивающем бюджетную устойчивость, является возможное внедрение бюджетного правила «постоянного дохода», в соответствии с которым устанавливаются ограничения на нефтяной первичный дефицит бюджета на уровне, который возможно финансировать из средств «постоянного дохода» от нефтяных активов. В результате сами нефтяные активы остаются нетронутыми, сохраняясь для будущих поколений. Фактически суть этого бюджетного принципа сводится к тому, что Россия должна расходовать не больше доходов от нефтяных активов, чем сумма долгосрочного дохода от них.  
    В настоящее время нефтяной первичный дефицит российского бюджета составляет около 5 % ВВП, что ненамного превышает уровень дефицита в рамках правила «постоянного дохода». Таким образом потребуются относительно небольшие корректировки, чтобы вернуть дефицит на постоянно устойчивый уровень. Однако в отсутствие систематического применения этого принципа, а также в отсутствие корректирующих мер, в какой-то момент  будущем следует ожидать увеличения нефтяного первичного дефицита, в результате чего страна будет вынуждена начать расходовать свое нефтяное богатств она текущее потребление, оставляя все меньше сбережений для будущих поколений. 
   Россия могла бы обеспечить долгосрочную устойчивость государственных финансов, как и на протяжении последних 9 лет, путем проведения последовательной консервативной бюджетной политики, реализуемой в рамках дискреционной бюджетной политики в процессе пересмотра годового и среднесрочного бюджета. Однако применение предлагаемого бюджетного правила способно исключить неопределенность в рамках бюджетного цикла и сделать бюджетную политику менее уязвимой к политическому давлению на увеличение расходов. Кроме того, можно ожидать и другие положительные эффекты от применения этого правила: снижение стоимости внешних заимствований благодаря лучшей предсказуемости состояния и будущей направленности бюджетной политики. 
 
                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение
 
    Итак, подводя итог можно сказать, что бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования,  распределения и использования фонда денежных средств. 
    Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом,  как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов; 
    Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. 
    Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через бюджет осуществляется социальная политика. 
    Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. 
    Так, на данном этапе развития государства приоритетами программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. 
 
    Социальные расходы не урезаны, а по многим позициям выросли. Для этого пришлось пойти на достаточно большой дефицит бюджета. Он составит 2,9 триллиона рублей. 
    Несмотря на мировой финансовый кризис, российское государство располагает достаточными ресурсами, чтобы существенно, в несколько раз, увеличить совокупные расходы на здравоохранение, образование, ЖКХ, культуру. 
    Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 
    В ходе выполнения курсовой работы рассмотрены такие понятия как бюджетная система, государственный бюджет, как важнейший элемента финансовой системы страны, рассмотрены роль и особенности бюджета России  в условиях экономического и финансового кризиса, выявлены наиболее значительные проблемы, такие как дефицит федерального бюджета. Проанализированы изменения статей бюджета в связи с новыми экономическими условиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список: 
 
1)  Конституция Российской Федерации. — М.— 12.12.1993. 
 
2)  Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996  14-ФЗ.  
 
3)  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.2009 № 145-ФЗ. 
 
4)  Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" 
 
5)  Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 987 (ред. от 17.10.2009) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»  
 
6)  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» 
 
7)  Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в РФ. М.: Перспектива, 2008. - 213 с. 
 
8)  Бочаров В.В.    Финансы : учеб. для вузов / В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. - СПб. : Питер, 2009. - 395 с. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с. 391-395. 
 
9)  Васильева М.В.   Финансовая политика : учеб. пособие / М. В. Васильева, Н. А. Малий, Л. В. Перекрестова. - Гриф УМО. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 220 с. - (Высш. образование). - Библиогр.: с. 200-209. - Прил.: с. 187-199. - Прим.: с. 210-218. 
 
10) Владимирова М.П. Финансы: учебное пособие/ под ред. Д-ра эклн. Наук, проф. М.П. Владимировой; М.П. Владимирова, В.С. Темиров, Д.М. Теунаев. – М. : КНОРУС, 2011. – 280. 
 
11) Грачева Е. Ю. Финансовое право. Схемы и комментарии. – М.: Юриспруденция, 2007 

12) Кудрин А. «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию» // «Вопросы экономики» - №1, 2009, сс. 9–27 

13) Майорова Е.И. Финансовое право: Уч. пос. – М: ФОРУМ, ИНФРА – М, 2009 

14) Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист. – 2010. - 1. - С. 70.   
 
15) Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 367 с. 
 
16) Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник/ Л.Г. Ходов. – М. : Экономистъ, 209.- 620 с. 
 
17) Шаброва А.И. Финансы: учебно-методический комплекс/ А.И. Шаброва; Ульян., гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2006.- 188 с.  
 
18) Финансы: учеб./ С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; - 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В. Ковалева.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект.  
 
19) Экономика: учебник. 3-е изд. Перераб.и доп. / под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2011.- 896с. 
 
20) Интернет-ресурсы:  www. budgetrf. ru 
 

 


Информация о работе Федеральный бюджет Российской Федерации его роль в развитии экономики и социальной сферы