Федеральный бюджет Российской Федерации его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций, рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета; определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества в условиях кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета………………………..6
1.1 Экономическая сущность бюджета его функции,
бюджетное устройство…………………………………………………….…...6
1.2 Роль государственного бюджета как финансовой базы
социально-экономического развития общества……………………………..10
1.3 Источники формирования и направления расходования
государственного бюджета……………………………………………………13
2 Анализ параметров социально-экономического развития Российской
Федерации на современном этапе …………………………………………….18
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2010-2012 гг.,
характеристика его социальной направленности…………………………….18
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально-
экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах…….....22
2.3 Межбюджетные отношения: современная ситуация,
проблемы и пути их преодоления………………………………………….….27
3 Проблемы сбалансированности бюджета Российской Федерации и пути их
преодоления на современном этапе …………………………………………..30
3.1 Развитие социальной и экономической сферы в РФ …………………....30
3.2 Экономическая тенденция федерального бюджета……………………...34
3.3 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента
восстановления сбалансированности бюджета………………………………40
Заключение…………………………………………………………………….…..45
Библиографический список……………………………………………………....47

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 155.68 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет РФ его роль в развитии экономики  и социальной сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 
 
Введение………………………………………………………………………..….3

 
 
 
3

 
1 Социально-экономическая сущность  и роль бюджета………………………..6

 
6

 
     1.1 Экономическая сущность бюджета его функции,

бюджетное устройство…………………………………………………….…...6

 
 
 
6

1.2 Роль государственного  бюджета как финансовой базы 

социально-экономического развития общества……………………………..10

1.3 Источники формирования  и направления расходования 

государственного бюджета……………………………………………………13

 
 
 
1

 

3

 
2 Анализ параметров социально-экономического  развития Российской 

Федерации на современном  этапе …………………………………………….18

 
 
 
16

2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2010-2012 гг.,

характеристика его социальной направленности…………………………….18

 
 
 
16

2.2 Анализ влияния мирового  финансового кризиса на социально- 

экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах…….....22

 

2.3   Межбюджетные отношения:  современная ситуация,

проблемы и пути их преодоления………………………………………….….27

 
 
 
22

3 Проблемы сбалансированности  бюджета Российской Федерации и пути их

преодоления на современном этапе …………………………………………..30

 
 
 
28

3.1 Развитие социальной и экономической сферы в РФ …………………....30

 
28

3.2 Экономическая тенденция федерального бюджета……………………...34

 

3.3 Возможные меры бюджетной политики, как  инструмента

восстановления сбалансированности бюджета………………………………40

 
 
 
31

 
Заключение…………………………………………………………………….…..45

 
36

 
Библиографический список……………………………………………………....47

 
38

 

 
40


Введение. 
 
         В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер. 
      Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.  
     Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона. Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. 
     Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны. 
     Варьируя основные показатели государственного бюджета в условиях экономического и финансового кризиса, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации должны определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные социальные проблемы. Так приоритетами программы антикризисных мер Правительства РФ на 2010 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. 
     Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. 
     Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России  в условиях экономического и финансового кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения. 
     Основными задачами настоящей курсовой работы являются раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций, рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета; определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества в условиях кризиса. 
     Объектом исследования является бюджет Российской Федерации.            
     Предметом исследования в данной курсовой работе является бюджетное регулирование в РФ, его формы и методы. 
     Методологической базой исследования выступил диалектный метод исследования, метод единства исторического и логического, широко применялся статистический метод исследования реальности. 
    Учеными опубликовано большое количество монографических исследований, учебных пособий, научных статей в которых рассматриваются различные аспекты теории и практики государственного бюджета. Чтобы расширить теоретический и практический контекст обсуждаемых проблем, требуется дальнейшее исследование и фактический анализ роли государственного бюджета в развитии экономики и социальной сферы в современных условиях. Теоретической базой при написании курсовой работы являются труды Кучепатовой Л. Г., Шабровой А.И., Владимировой М.П., Ходова Л. Г. Ковалева В.В. и других.  
     При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета, материалы сайта Министерства Финансов. 
     В первой части настоящей курсовой работы излагаются научные представления о бюджете, его  социально-экономическая сущность, обозначены основные функции государственного бюджета, бюджетное устройство. 
     Во второй главе курсовой работы анализируется состояния Федерального бюджета, который направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.  
     Третья часть настоящей курсовой работы посвящена бюджетной политике как инструменту стимулирования экономического роста и развития социальной сферы в условиях кризиса. В этой главе рассмотрены основные проблемы государственного бюджета и пути их решения с помощью бюджетной политики правительства РФ.  
 
     Практическая значимость работы заключается в том, чтобы на основе  анализа бюджета Российской Федерации, исследования основных проблем сбалансированности бюджета выявить основные цели совершенствования бюджетной политики РФ для восстановления сбалансированности бюджета.

     Для этого  мы полностью раскрываем все  ниже представленные  параграфы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             1 Социально-экономическая сущность бюджета. 
 
          1.1 Экономическая сущность бюджета его функции,             бюджетное устройство. 
 
    Сущность государственного бюджета постоянна, она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории. 
    Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.  
    В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение. Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, государственный бюджет закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.  
    Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус  главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов. 
    Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. 
    Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами: 
 
а)     составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов. 
 
б)    формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления экономическая основа реализации принципа развития демократического общества. 
 
в)     с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами. 
 
г)     отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии их финансирования. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений. 
 
Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.  
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности. 
    Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции  распределительная и контрольная. 
    С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства. 
    Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей. 
    Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы.  
    Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.  
    Для регулирования экономики используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы. 
    Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.  
    Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.  
    Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.  
    Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. 
 
Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:  
 
а)     перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (далее по тексту- ВВП), которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;  
 
б)    контроль над образованием и использованием фонда денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяются около 50% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ.  
    Реализация бюджетных отношений осуществляется посредством функционирования бюджетной системы, которая представляет собой совокупность бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов, основанную на реально существующих экономических отношениях, определяемую формой государственного устройства и реализуемую правовыми нормами.  
    Организация бюджетной системы и принципы ее построения определяются бюджетным устройством, которое обуславливает взаимоотношения между звеньями бюджетной системы, процедурные вопросы формирования, распределения и использования бюджетных средств. 
 
В Российской Федерации бюджетная система состоит из трех уровней: 
 
а)  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 
 
б) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 
 
в)  местных бюджетов. 
 
    Объединенные бюджетные показатели всех звеньев бюджетной системы находят свое отражение в консолидированном бюджете Российской Федерации,  который представлен на рисунке 1. 
 
 
 
Рисунок 1 – Консолидированный бюджет РФ 
 
Таким образом, можно сказать, что бюджет – это ведущее звено финансовой системы,  с помощью которого решаются такие задачи, как регулирование и стимулирование экономики, реализация государственных функций, в том числе решение проблем социальной сферы. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. 

 

 
      1.2 Роль государственного бюджета как финансовой базы       социально-экономического развития общества. 
 
    Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической и социальной политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе. 
    Сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера. 
    Структура расходов федерального бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики. В то же время она меняется. Так важнейшая задача, которую решает закон о бюджете на 2010-й и два последующих года, - это исполнение всех социальных обязательств государства вне зависимости от цен на нефть. Социальные расходы не урезаны, а по многим позициям выросли. Для этого пришлось пойти на достаточно большой дефицит бюджета. Он составит 2,9 триллиона рублей, и для его покрытия надо будет брать средства из двух «нефтегазовых копилок» - Резервного фонда и Фонда национального благосостояния . 
    Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам. 
    Итак, роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем. 
    Во-первых, государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику предоставляет организациям и предприятиям  субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.   
    Во-вторых, государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы: просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению. 
 
    В-третьих, на современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики для преодоления экономического кризиса.  
    В-четвертых, государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов культурно-бытового назначения:  магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий. 
    В-пятых, основная роль бюджетa состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования социально-культурных мероприятий, народного хозяйства, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.  
    Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. 
    В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации в качестве основных приоритетов расходов федерального бюджета на 2010-2012 годы, в том числе, определено безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, реализация приоритетных национальных проектов, поддержка жилищного строительства, повышение качества услуг образования и здравоохранения.  
    Таким образом, государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны. 

 

1.3 Источники формирования  и направления расходования средств государственного бюджета.

 

    Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в

безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством

Российской Федерации  в распоряжение органов государственной  власти

Российской Федерации.

    Доходы бюджета делятся на две части: налоговые поступления в бюджет неналоговые поступления в бюджет

В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

- федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от реализации государственных запасов;

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности

    Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости от  механизма поступления доходов  в бюджет, они подразделяются  на собственные (доходы от реализации  государственных запасов) и регулирующие (налоги).

2. По социально - экономическому  признаку выделяют доходы, поступающие  от юридических лиц и от  физических лиц;

3. В зависимости от  конкретных объектов обложения  - взимаемые с имущества или  дохода;

4. По признаку источников  уплаты - налоги, уплачиваемые из  выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции  (работ, услуг);

5. По конкретным видам  прямых и косвенных налогов  (налог на прибыль предприятий  и организаций, подоходный налог  с физических лиц, акцизы, НДС,  таможенные пошлины и т.д.).

Информация о работе Федеральный бюджет Российской Федерации его роль в развитии экономики и социальной сферы