Бюджет Российской Федерации и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы - внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Содержание

1 Основные признаки финансов и предпосылки их возникновения 3
2 Бюджет Российской Федерации и его функции 7
3 Виды внебюджетных фондов и их отличие от других звеньев финансовой системы 11
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ 2.docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1 Основные признаки финансов и предпосылки их возникновения  3

2 Бюджет Российской Федерации и его функции     7

3 Виды внебюджетных фондов и их отличие от других звеньев финансовой системы                     11

Список использованной литературы               23

 

1  ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в  какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, в  форме кредитных карточек или  на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и  использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства, и составляет финансы  общества. А совокупность экономических  отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением  денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему  живого организма, через которую  осуществляется движение товаров и  услуг, своеобразный обмен веществ  между экономическими клеточками общественного  организма.

При первобытно-общинном строе не было классов, не было государства. Первое государство возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и рабов.

В докапиталистических формациях  большая часть потребностей государства  удовлетворялась путем установления различного рода повинностей и сборов, денежное хозяйство было развито  только в армии. Главными расходами  государства были затраты на ведение  войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, портов, водопроводов, оросительных систем и т.д.). Главными доходами были поступления от государственного имущества, военная добыча, дань с  покоренных народов, пошлины, натуральные  и денежные сборы и повинности.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения  между ресурсами государства  и ресурсами его монарха. Монарх распоряжался средствами страны как  своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия:

- государственные финансы;

- государственный бюджет;

- государственный кредит. 

Государственные финансы  послужили мощным рычагом первоначального  накопления капитала, происходившего в XVI-XVII вв. Из колониальных стран в  метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли  быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе  протекционизма. Это позволяло первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены и получать высокие прибыли, которые, в основном, направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий  характер. Основные средства капиталистических  государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Возникновение государства  предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений  по распределению и перераспределению  создаваемых экономических благ между государством в лице верховной  власти и остальными субъектами воспроизводственных  отношений. Собственно, эти отношения  и определялись понятием «финансы». Финансы выражают экономические  отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансы как наука оформились в XIX . Именно тогда был издан первый курс финансовой науки, автором которого был Поль Лерца-Болье. Наибольший вклад в развитие теории государственных финансов внес Карл Генрих Рау, который в 1826 -1832 гг. издал курс политической экономики, третий раздел которого был полностью посвящен исследованиям финансов.

В дальнейшем термин получил  международное распространение  и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений  между населением и государством по поводу образования государственных  фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражает:

1) денежные отношения между  двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов);

2) субъекты обладают разными  правами в процессе этих отношений:  один из них (государство) обладает  особыми полномочиями;

3) в процессе этих отношений  формируется общегосударственный  фонд денежных средств - бюджет (следовательно, можно сказать,  что эти отношения носят фондовый  характер);

4) регулярное поступление  средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы обладают некоторыми признаками:

  • финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары;
  • финансовые отношения носят распределительный характер;
  • финансовые отношения всегда выражают движение денежной формы стоимости;
  • финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно  выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в  условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к  финансам, так как государство  здесь регулирует денежные отношения  гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие  субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями.

Но каковы предпосылки  возникновения финансов? Почему только в средние века возникли данное явление  и термин, отражающий его. Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное  устройство?

Первая предпосылка. В  Центральной Европе в результате первых буржуазных революций, хотя и  сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно  урезана, произошло отторжение главы  государства (монарха) от казны. Так  возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава  государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало  носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов  и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались, главным  образом, за счет натуральных податей  и трудовых повинностей.

Так как, несомненно, финансы  являются исторической категорией (и  имеют стадии возникновения), то можно  выделить два основных этапа развития финансов.

Вначале – неразвитая форма  финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные  цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого  периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием  и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость  в новых общегосударственных  фондах денежных средств и, соответственно, новых группах денежных отношений  по поводу их формирования и использования. Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях в принципиально новом содержании. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

 

2 БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ФУНКЦИИ

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Основу системы государственного регулирования социально-экономических  процессов составляют отношения  по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость  удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой стороны, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

Бюджетные отношения возникают  между государством и другими  субъектами воспроизводства (юридическими и физическими лицами) в процессе мобилизации и использования  денежных средств, которые необходимы для выполнения государственных  функций — экономических, социальных, управленческих, внешнеполитических.

Поэтому качественная определенность бюджетных отношений характеризуется  обособленной сферой стоимостного перераспределения, выполняющей специфическое общественное назначение — удовлетворение наиболее важных общественных потребностей. Их внутреннюю количественную определенность выражает бюджетный фонд.

Бюджетный фонд выступает  как форма материализации и проявления общественного характера бюджетных  отношений, как форма выражения  их денежной природы. Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также  между органами государственной  власти, связанных с образованием и использованием централизованного  фонда, формирует внутреннюю структуру  этого фонда, отражающую экономическое  содержание бюджетных отношений.

Бюджет как экономическая  категория выражает систему императивных (принудительных) денежных отношений  между государством и другими  субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его  использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Бюджет — это система  финансовых взаимосвязей, посредством  которой осуществляется распределение  и перераспределение части национального  дохода, обеспечивающие соответствие экономических и социальных интересов  общества и его граждан в процессе реализации государством и органами местного самоуправления своих функциональных обязанностей.

Основная задача бюджетов состоит в аккумуляции и перераспределении  государственных средств как  по вертикали — между центром  управления и нижестоящими уровнями управления (федеральный центр и  регионы), так и по горизонтали  — между органами управления одного уровня. Бюджет можно охарактеризовать как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона, в котором  отражается процесс получения и  распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в ее функциях. Функции бюджета:

  • образование основного общегосударственного фонда денежных средств (доходы бюджета). В процессе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства;
  • использование средств основного общегосударственного денежного фонда (расходы бюджета). Данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств;
  • контрольная функция.

Доходы бюджета формируют  не только материальную основу существования  самого государства, базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Они выступают средством перераспределения денежных ресурсов в масштабах общества в пользу тех или иных групп населения, отраслей и территорий, являются одним из важнейших элементов системы финансового и, в целом, государственного регулирования хода воспроизводства, которое стимулирует либо дестимулирует течение тех или иных социально-экономических процессов.

К доходам бюджетов относятся  налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от налогов и  сборов, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, а также пеней  и штрафов по ним.

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Информация о работе Бюджет Российской Федерации и его функции